Гипербола и гротеск в произведениях В.Маяковского
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок родной (русской)  литературы в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГИПЕРБОЛА И ГРОТЕСК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.МАЯКОВСКОГО

(ПЛАН УРОКА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ)

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить понятия «гипербола», «гротеск»
  2. Уметь находить художественные средства в тексте.
  3. Пополнить картотеку изобразительно-выразительных средств.

  1. Повторение.

Воспользуйтесь картотекой изобразительно-выразительных средств. (ЕСЛИ ВАША КАРТОТЕКА УТЕРЯНА, ПОДСКАЗКИ ВЫ НАЙДЕТЕ ЗДЕСЬ) Ответьте на вопросы теста.

ВНИМАНИЕ! ТЕСТ можно пройти онлайн (ЯКласс) только один раз. У кого нет такой возможности, напишите ответы в рабочей тетради по литературе.

  1. Как называется неправильный порядок слов; необычная последовательность слов (частей фразы)?
  2. Как называется горькая насмешка, разоблачающая отрицательные черты; употребление слова в значении, противоположном буквальному?
  3. Как называется противопоставление  в художественной или ораторской речи, заключающееся в резком противопоставлении понятий?
  4. Как называется расчленение единой синтаксической структуры предложения?
  5. Как называется скрытое (неназванное) сравнение?
  6. Как называется уподобление одного предмета другому?
  7. Как называется образное определение?
  8. Как называется изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать?
  9. Как в литературе называется иносказательное изображение действительности?
  10. Как называется расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости?
  1. На прошлом уроке мы работали с метафорами Маяковского. Сегодня познакомимся с другими художественными средствами, которые поэт использовал в свих произведениях.

«В сто сорок солнц закат пылал…» - так начинается стихотворение «Необычайное приключение…» В.Маяковского. В 140 раз преувеличил  автор действительность! Художественное преувеличение в литературе называется ГИПЕРБОЛОЙ (см. Картотеку).

! И в обычной речи мы часто используем гиперболы (море слез, не виделись сто лет)

С  точки  зрения  В.  Маяковского  грандиозность  событий,  коренные  изменения,  происходившие  в  стране,  важность  поставленных  задач  —  всё  это  предполагало  использование  ярких  средств для  отражения  духа  времени.  Гиперболы  в  творчестве  Маяковского  присутствуют  практически  всюду. И даже метафоры, о которым мы говорили – гиперболизированы: «Горит, вода,/ Земля горит/, Горит земля до жжения».

Гиперболизация строится:

  1. за счет увеличения количества:  «горы  злобы»,  «обвалами  рёва», «карандашный лес»
  2. за счет игры, построенной на эффекте  неожиданности: «пасть-верста», «штык-язык»
  3. употребления морфем, усиливающих эффект: «слезища».

САМСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (работа в тетради).

1)Выпишите гиперболы из стихотворения «Необычайное приключение…». 2)Сформулируйте ответ на вопрос: Какова роль гиперболы в художественном тексте? (1-2 предложения)

III. Не менее важную роль в творчестве Маяковского играет такой литературный прием, как ГРОТЕСК (см. Картотеку). Прочитай стихотворение «Прозаседавшиеся». Найди пример гротеска в этом стихотворении.

Выпиши в тетрадь.

 

Д/З пополнить картотеку изобразительно-выразительных средств новыми понятиями (гротеск, гипербола)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование гротеска в художественном произведении (По сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Методическая разработка для урока литературы в 7 классе по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина....

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.

Проза Гоголя — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венными ...

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск» (Из опыта работы)

При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической фор...

«Оружия любимейшего род» (Сатирические произведения В.В.Маяковского).

Урок литературы в 11 классе.Спаренный урок-практикум, ориентированный на анализ сатирических произведений В.В.Маяковского Путем анализа стихотворений разных лет учащиеся наблюдают, как созревал талант...

Гротеск как прием сатирического изображения жизни в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Презентация к уроку литературы в 6 классе

     В презентации  дано начальное представление о гротеске как художественном приёме, помогающем раскрыть индивидуальные особенности стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина. Приём пос...