Конспект урока "Тарас Бульба - национальный герой"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Гаврюшова Светлана

Урок развития речи "Тарас Бульба - национальный герой". Конспект урока литературы в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_taras_bulba_-_natsionalnyy_geroy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока литературы

Тема урока: «Тарас Бульба – национальный герой».

Урок проведён в 7 классе

Учитель русского языка

и литературы

Гаврюшова С.А.

Цели урока:

  1. Обучающая закрепление понятия о публицистическом стиле речи, разграничение художественного и публицистического стилей.
  2. Развивающая – обучение способам анализа публицистического текста, включенного в художественный текст (на базе интеграции знаний из курса русского языка и риторики, навыков, приобретенных на уроке литературы).
  3. Воспитывающая - воспитание чувства патриотизма.
  4. Единица содержания образования - способы анализа публицистического текста, включенного в художественный текст (на базе интеграции знаний из курса русского языка, навыков, приобретенных на уроке литературы).

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация.

Эпиграфы к уроку 

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

(В. Шефнер)

Тема: Тарас Бульба – национальный герой.

1. Организационный момент. (о дружбе, взаимопомощи, поддержке)

2. Актуализация знаний.

Есть ли проявление поддержки, взаимовыручки, верность и преданности в повести «Тарас Бульба»?

- Гоголь в своей повести даёт следующее определение Запорожской сечи: «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

- Каковы же были обычаи и нравы Запорожской Сечи?

- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

 (полож.: патриотизм, мужество, храбрость, отважность, любовь к Родине, преданность товарищам, единство казаков, их вера, широта натуры;

 

отрицат.: страшная жестокость, излишнее пьянство, неуважительное отношение к женщине, предательство Андрия, безудержность натуры).

Словарная работа.

- Можно ли кого-то из казаков назвать героем? Что такое героизм?

Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Героизм - Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. (С. Ожегов) 

Формумировка темы урока: Тарас Бульба – национальный герой.

Формулировка целей урока:

- На основе вдумчивого прочтения художественного произведения раскрыть образ Тараса Бульбы, проследить по повести, как проявляется героизм атамана.

 - Развивать у учащихся умение логично, правильно, аргументировано анализировать литературное произведение, проследить использование выразительных средств для формирования художественного образа.

- Развивать патриотические чувства.

3. Вызов (активизация поисковой деятельности).

- Вспомните, что сказал Тарас сыновьям, встречая их из бурсы:

«Ваша нежба – чистое поле да добрый конь»,

«Сабля – вот ваша матерь!»

«Запорожье – вот где наука, так наука!»

- Что является главным для казака Бульбы? (главные атрибуты настоящего казака: чистое поле, добрый конь, матерь-сабля).

- В чем видит смысл своей жизни Тарас Бульба? (в служении своему Отечеству, защите Родины).

4. Формирование новых знаний.

- Как создается образ национального героя?

  1. Образ Тараса Бульбы.

Внешность героя. Почему нет подробного описания внешности? Гиперболы – «конь Черт, двадцатипудовое тело=320 кг)

(Он грузен, сед, очень силен, выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.) 

(Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней -умом, волей, силой.

- Какие черты характера присущи Тарасу? (отличался грубой прямотой своего нрава)

2. Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе. (Чтение подготовленным учеником).

- В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)

- А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)

- Есть ли что-то для Тараса Бульбы важнее товарищества?

Именно чувство коллективизма делало казаков сильными. Каждый из героев повести чувствует себя составной частью народной жизни. 

- Когда Бульба обращается к казакам с этой речью?

- Каковы задачи речи Тараса?

 (Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей, говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть).

- Давайте отметим наиболее важные фразы.

1. «Нет уз святее товарищества»

2. «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек» (Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека.)

3. «…но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».

4. «… так любить, как русская душа, …нет, так любить никто не может!»

5. « Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!»

Оформление ключевых фраз речи в тетрадях,

- В чем особенность текста? Охарактеризуйте речь Тараса с точки зрения стиля.

 (Публицистический стиль. цель которого призывность. Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.) речь эмоциональная, экспрессивная, яркая, какие ключевые слова используются, почему включены множественные повторы.  Используется различная лексика: художественная и разговорная, множество тропов),

- Как подействовали слова Тараса на слушателей?

- Почему речь оказала такое воздействие на казаков?

- (Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило всё лучшее, «что бывает на сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова, которые произнёс Тарас о товариществе.)

- Каковы последние слова погибающих казаков?

- (Мосий Шило: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Павел Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»)

- Почему так схожи последние слова казаков?

- (Их предсмертные слова похожи, потому что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки схожи с героями русского эпоса.)

    - В чем же особенность русского товарищества?

Вывод: - Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?

(Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)

3. Позволяют ли поступки говорить о героическом характере Тараса Бульбы?

- Как вел себя Тарас – полковник во время боя?

 (Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»). 

  - С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? Ответ аргументируйте.

- Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.

-Чем отличаются эти эпизоды?

 а) казнь Андрия;

(Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.

 В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.) 

 б) присутствие на казни Остапа?

- Зачем Тарас едет на казнь Остапа? Помочь  он не сможет?

 (С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)

 Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».

5. Итог урока:

- Почему Тараса Бульбу мы называем национальным героем?

  1. Творческое задание классу: «Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы». Синквейн.

Примерная запись:

Любовь к родине и ненависть к врагам;

Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;

Прямота и суровость нрава;

Замечательные черты его как полководца;

Высоко развитое чувство товарищества.          

 (Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»)

  1. Заключительное слово учителя. 

 Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Если каждый из вас так же, как Тарас Бульба, Остап и другие казаки, любит свою Родину, то может отдать ей частичку себя, быть ей полезным. Нужно любить свою Родину и быть настоящим патриотом и гражданином своей страны.

  1. Речь к одноклассникам. (читает подготовленный ученик).
  1. Домашнее задание.

Попытайтесь сами подготовить небольшую «речь» — «Обращение к друзьям», в которой выразите свои суждения, свое отношение к чувству дружбы и братства.

Подобрать текстовый материал : смерть отца и сыновей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: « Тарас Бульба – народный герой»

Урок  литературы в 7 классе « Тарас Бульба – народный герой»...

« Тарас Бульба – народный герой»

Презентация « Тарас Бульба – народный герой»...

Урок по истории в 6 классе Тема : « Ермак - национальный герой или казачий разбойник.»

Данный урок разработан к учебнику «История России», автор: А.А.Данилов Л.Г.Косулина. Тема   «  Ермак - национальный герой или казачий разбойник.». Данный урок знакомит c личностью Ермак...

Классный час "Александр Невский - национальный герой"

Классный час, посвящен героическому пути князя Александра Невского....

Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".

Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...

ФЁДОР ПОЛЕТАЕВ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ДВУХ СТРАН

75 годовщина присвоения Федору Полетаеву звания героя Советского Союза и героя Италии...