Урок литературы в 5 класс. М.Твен "Приключения Тома Сойера"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе.

Тема урока: М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Тип урока: сообщение новых знаний.

План урока:

  1. Знакомство с биографией писателя: https://www.youtube.com/watch?v=lPqXpi24HJE
  2.  Роман «Приключения Тома Сойера»

Информация о произведении.

В романе о Томе Сойере Марк Твен воспевает детство, яркую, эмоциональную жизнь маленьких героев, противопоставляя её скучному, серому миру взрослых.

 

  1. Знакомство с содержанием 1 и 2 главы произведения:

 https://www.youtube.com/watch?v=ufzIit79Mcs&t=256s

  1. Ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_12_maya.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе 12 мая.

Тема урока: М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Тип урока: сообщение новых знаний.

План урока:

  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством американского писателя Марка Твена.

Запишите число и тему урока. Познакомьтесь с биографией писателя: https://www.youtube.com/watch?v=lPqXpi24HJE

  1.  Роман «Приключения Тома Сойера»

Прочитайте информацию о произведении.

Действие происходит в вымышленном городке под названием Санкт-Петербург.

В романе противопоставлены два мира – мир детства и мир взрослых.

Взрослые живут серой, скучной, неинтересной жизнью.

Сирота Том, которого воспитывает тётя Полли, – настоящий искатель приключений, для него тесен этот скучный, «допропорядочный» мирок. Он живёт как будто и в Санкт-Петербурге, и в своём, особенном мире, полном ярких событий.    Он весело проводит время, каждый его день наполнен приключениями. Он хитёр и находчив: не признается тётке, что купался в реке, воротник рубашки зашил сам после купания, а голова мокрая, по его словам, потому, что он подставил её под насос. Когда тётя Полли велит Тому покрасить забор, изобретательный мальчуган превращает наказание в удовольствие. Он повернул дело так, что неприятное занятие становится заманчивым и желанным для других мальчишек. В результате Том сумел даже получить от этого выгоду: все наперебой просят позволить им покрасить забор в обмен на какие-нибудь «сокровища» – от оловянного солдатика до дохлой крысы на верёвочке.

Лучший друг Тома – Гек Финн. С сыном нищего пьяницы детям запрещено играть, но Том нарушает запреты: дружба с Гекльберри даёт ему ощущение того, что жизнь может быть интересной и увлекательной. Однажды ночью друзья отправляются на кладбище с дохлой кошкой, чтоб свести бородавки и по случайности становятся свидетелями убийства. Когда они узнают, что невинный Мэф Поттер может быть казнён, Том на суде, несмотря на опасность, свидетельствует против индейца Джо – настоящего убийцы доктора Робинсона, чем вызывает общее уважение.

Есть в этой истории и романтические страницы: Том Сойер влюблён в дочь судьи Бэкки Тетчер. В школе он берёт на себя её вину, за что терпит суровое наказание, проявляет выдержку и мужество, спасая Бекки и себя самого, когда они заблудились в пещере. Том умеет быть внимательным и чутким, постоять за Бекки и свои чувства к ней: в разговоре с Геком он не позволяет называть её «девчонка», только «девочка», а имя Бекки Том хранит в тайне.

В романе о Томе Сойере Марк Твен воспевает детство, яркую, эмоциональную жизнь маленьких героев, противопоставляя её скучному, серому миру взрослых.

  1. Познакомьтесь с содержанием 1 и 2 главы произведения:

 https://www.youtube.com/watch?v=ufzIit79Mcs&t=256s

  1. Ответьте на вопросы, пользуясь учебником (стр. 269 – 280): выберите правильный вариант и запишите его в тетрадь. Ответы высылайте до 15 мая.

1. Выбери настоящее имя писателя.

А) Сэмюел Кларк                 Б) Том Сойер

В) Самюэл Клеменс             Г) Майн Рид

2. Что обозначает псевдоним Марка Твена?

А)  пароход может плыть           Б) хороший день

В) добрая душа                           Г) великий мастер

3. В какой стране жил писатель?

А) в Англии                            Б) в Америке

      В) в Германии                        Г) в Канаде

4. Как зовут тетушку Тома?

А) тетя Долли            Б) тетя Бетси

   В) тетя Мэри              Г) тетя Полли

5. В каком городе происходит действие?

А) в Санкт- Петербурге                Б) в Москве

В) в Лондоне                                 Г) в Питсбурге

6. Как зовут сводного брата Тома?

    А) Джим               Б) Джон

     В) Сэм                  Г) Сид

7. Как тетушка обнаружила обман Тома?

    А) увидела, что его воротник зашит белой ниткой, а не черной,

    Б) увидела, что воротник зашит черной ниткой, а не белой,

    В) увидела, что воротник оторван,

    Г) увидела, что рубашка мокрая.

8. Из-за чего Том подрался с незнакомым мальчиком на улице?

   А) мальчик оскорблял Тома                         Б) мальчик был плохо одет

   В) мальчик был слишком нарядным          Г) просто так

9. Как тетушка наказала Тома в воскресный день?

  А) приказала колоть дрова            Б) сказала весь день сидеть дома

В) заставила белить забор             Г) сказала читать весь день Библию

10. Том уговаривал Джима поменяться работой. Что он предлагал Джиму за это?

А) красивый камешек                  Б) мраморный шарик

  В) воздушного змея                      Г) синее стеклышко

11. Как Том заставил Бена белить вместо себя забор?

А) пригрозил побить Бена                     Б) обещал дать  Бену все свои сокровища

В) соврал, что за это будет награда       Г) притворился, что это приятное занятие

12. Какой вывод о жизни сделал Том в конце того дня?

А) понял, чем отличается работа от удовольствия,

Б) понял, что нужно всю работу делать самому,

В) понял, как хорошо иметь друзей,

   Г) понял, что тетя очень несправедлива к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера»....

Разработка урока литературы для 5 класса по повести М.Твена "Приключение Тома Сойера"

Цели урока:-Познакомить учащихся с краткой биографией  М. Твена, продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою. Закрепит...

Урок по литературе на тему: "Повесть "Приключения Тома Сойера". Работа с третьей главой"

Урок разработан для 5 класса для детей с ЗПР. Урок имеет три цели: обучающую, коррекционно-развивающую и воспитательную. Урок имеет оборудование, необходимое для его проведения. Делится на три части: ...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Методическая разработка интегрированного урока  литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»...

Интегрированный урок литературы и английского "М. Твен"Приключения Тома Сойера"

Данный урок несет практические знания учащимся. Подготовили Мильшина Г. П. и Мишагина Е. А....

Дистанционный урок литературы. 5 класс.Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"

Предложен материал для самостоятельного знакомства  пятиклассников с классиком американской литературы и его популярным произведением....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Марк Твен. Том Сойер и его друзья

Инструкция предлагает ход самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....