Конспект урока литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс)

Галактионова Ольга Стефановна

Урок литературы в 8 классе на тему «Что значит быть счастливым?» (с использованием сюжетных линий рассказов Н. С. Лескова «Старый гений», А.П.Чехова «О любви», А. И. Куприна «Куст сирени») 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_na_temu_chto_takoe_schaste_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа

 «Что значит быть счастливым?» (с использованием сюжетных линий рассказов Н. С. Лескова «Старый гений», А.П.Чехова «О любви», А. И. Куприна «Куст сирени»)

(конспект урока литературы в 8 классе)

                    Учитель русского языка и литературы:

Галактионова Ольга Стефановна

Велиж, 2020

Цели: 

  1. Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, умению отличать истинные ценности от мнимых;
  2.  формировать правильное понятие о нравственности, морали, этике;
  3. совершенствовать у учащихся знания в области литературы;
  4. уметь формулировать собственное мнение и отстаивать его, используя убедительные аргументы и факты;
  5.  развивать навыки монологической речи;
  6. совершенствовать навыки характеристики героев.

Технология: РКМ, исследовательская

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал для групповой работы

Тип урока: урок -диспут

Учебник: Коровина В.Я., Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях.

–М .: Просвещение, 2019.

Ход урока

  1. Вызов
  • В начале урока учитель читает стихотворение И. А. Бунина «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

  • Вступительное слово учителя:

      Счастье, по мнению известного философа-просветителя Г.С.Сковороды, нужно искать не за морями, не в царских палатах, а в наших мыслях, в нашем сердце, в любви.

      Нашу собственную судьбу мы должны создавать сами и вместе с тем уметь увидеть, что задолго до нашего рождения предыдущие поколения позаботились о нашем счастье. Мы готовились к этому уроку, и сегодня попробуем вместе отыскать счастье.

На доске открывается тема урока.

  • Определение цели и планирование.

  • Работа в группах – заполнение таблицы (1 и 2 части)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Ученикам предлагается составить ассоциативную зарисовку к теме урока. Составить кластер.

Судьба — неумолимая, счастливая, человеческая, женская, капризная, забытая…

Счастье — искреннее, щедрое, ежеминутное, каждое мгновенье…

2. Осмысление.

  • Проверка домашнего задание (задание индивидуальное)

Во все времена, при любом уровне цивилизации, главным для человека, наверное, был вопрос о счастье. Что же такое счастье?

1 УЧЕНИЦА: толкование слова счастье в разных словарях

(Комментарий учителя: Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля к слову счастье указывает в скобках - "со-частье, доля, пай". Это как раз отражает происхождение слова "счастье", которое изначально имело общественный смысл - получить свою долю в общем результате.)

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье.

Но каждый понимает его по-своему. Для одних - это семья, здоровье, для других - деньги, слава, богатство, а кто-то скажет, что счастье - это любимая работа, увлечение, друзья... Сколько людей, столько и мыслей...

1и 2  УЧЕНИКИ: высказывания о счастье (презентация)

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание…

    А может, прав тот десятиклассник из кинофильма «Доживём до понедельника» Помните, написавший: «Счастье – это когда тебя понимают».

   Давайте мы сегодня постараемся понять друг друга, почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы познакомились, прочитав рассказы Н. С. Лескова, А. И. Куприна на уроках литературы.

  • Работа в группах.

(учащиеся дают характеристики  литературным героям)

  1. Старушка-помещица
  2. Верочка Алмазова
  3. Алехин
    План характеристики литературного героя

   1. Автор, название произведения.

  1. Место, занимаемое героем в произведении.
  2. Социальное  положение героя.
  3. Поступки героя, через которые раскрывается его характер.
  4.  Особенности внутренних переживаний.
  5. Отношения с другими действующими лицами произведения.
  6.  Ваше отношение к герою.

Учитель: Посмотрите, каждый герой рассказывает о том, насколько он счастлив или наоборот. Так в чём же заключается счастье или несчастье этих литературных героев?

 Найдите слова из текста, которые подтверждают ваши суждения.

   (Из рассказа «Старый гений»: Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.

   Из рассказа «Куст сирени»: И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь…)

Из рассказа «О любви»:… и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить»

  • Беседа

        А теперь, ребята, от литературных героев перейдём к нашей жизни. И поделимся мыслями о том, каким мы себе представляем это счастье. Что значит для вас быть счастливым?

Ответы учащихся.

  • Просмотр видеофрагмента с обсуждением.

Вот видите, ребята, сколько людей – столько и мнений. Мы послушали откровения одноклассников о том, когда они достигают наивысшего душевного подъёма – испытывают восторг.

 Но самое большое счастье – жить в мире, в ладу, в гармонии с самим собой, уважать родителей, близких, не делать подлостей, уметь видеть счастье. Искренне радоваться и уметь дарить его людям. Часто ли мы с вами опускаем руки перед трудностями, даже самыми маленькими, говоря, какие мы несчастные.  Я хочу вас познакомить с героиней, которая говорит, что она счастлива. (Просмотр видеофрагмента)

Почему героиня с такой трудной судьбой говорит, что она счастлива?

  1. Рефлексия

Притча «Какое оно — счастье?»\

Было это давным-давно, когда Господь создал землю, деревья, животных и людей. Человек стал владыкой над всеми ними, но когда он был

изгнан из рая и стал несчастным, то попросил он зверей принести ему счастье.

— Хорошо, — сказали звери, привыкшие слушаться человека. И пошли они по свету в поисках человеческого счастья. Долго они искали, но так и не нашли его счастья, ведь они даже не знали, как оно выглядит. И поэтому решили принести то, что их самих делало счастливыми. Рыба принесла плавники, хвост, жабры и чешую. Тигр — сильные лапы, когти, клыки и нос. Орёл — крылья, перья, сильный клюв и острый глаз. Но ничего из этого не делало человека счастливым. И тогда сказали ему звери, чтобы он сам пошёл искать своё счастье.

С тех пор каждый человек ходит по земле и ищет своё собственное счастье, но мало кто догадывается искать его в себе.

       Итак, многое зависит и от нас самих.

Кто может сказать, что счастлив? Неужели тот, кто даже пальцем не пошевелил в своей беззаботной жизни? Хорошо подумайте над этим.

Возвращаемся к таблице: что узнали?

Прием «Выглядит, как….», «Звучит, как….»

Эмоциональная рефлексия

Когда человек улыбается, он немножко чувствует себя счастливым. А теперь я хочу, чтобы вы хотя бы на минутку улыбнулись, и почувствовали себя в этот миг счастливыми(презентация с юмористическими картинками.

Оценки за урок

Домашнее задание:

сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...