Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззре¬ний (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева др.).
план-конспект по литературе

Купич Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева др.).

Творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – период, обозначенный в истории русской литературы «серебряным веком». Этот период отмечен именами таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Гумилёв, А.Ахматова, М.Цветаева и др. 

Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям ,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее. 

Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому из них пришлось испить из чаши страданий, выпавших в то время на долю Родины и народа. 

Талантливые стихи М. Цветаевой долго не публиковались. А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце. 

Бессонница меня толкнула в путь. 

О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!- 

Сегодня ночью я целую в грудь- 

Всю круглую воюющую землю!… 

Бедствия народа- вот что пронзило её душу. 

Чем прогневали тебя эти серые хаты,- 

Господи!- и для чего стольким простреливать грудь! 

Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты, 

И запылил, запылил отступающий в путь… 

В годы народного горя, ещё не вполне понимала причины и масштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный. 

М. Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам , которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага. 

Два на миру у меня врага, 

Два близнеца- неразрывно -слитых: 

 Голод -голодных – и сытость сытых! 

Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М.Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре. На всю жизнь сохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится- чем на всей земле!» 

Щемящей тоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас - ставили, рас - судили… по двум разным концам земли…» 

В 1925г. с какой грустью пишет она: 

Русской ржи от меня поклон, 

Ниве, где баба застится. 

Друг! Дожди за моим окном, 

Беды и блажи на сердце… 

Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932г.) Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине». А дальше признание: 
     Настолько родина и сталь 

Рок, что повсюду, через всю 

Даль – всю ее с собой несу! 

Тема родины звучит и в последним цикле стихов - антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом : «Езжай, мой сын, в свою страну…» 

Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе… 

Естественно, что в поэзии А.Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М.Цветаева, тема родины раскрывается иначе. 

Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение «Осенняя воля» (1905г.). Здесь высказано самое дорогое- убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: «Как жить и плакать без тебя!» 

Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом» (1908г.) 

Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием: 

Но узнаю тебя, начало 

Высоких и мятежных дней! 

Над вражьим станом, как бывало, 

И плеск и трубы лебедей. 

Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми» И вечный бой! Покой нам только снится…» 

Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!»

 Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира». 

Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать»(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз – впереди -Иисус Христос». Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли. 

Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока. Ведь им написана прекрасная ода «Скифы»,в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова – о родине. 

Стих Андрея Белого внес в русскую поэзию много свежего: ритмическую акцентировку отдельного слова, отдельной строки, смелые сдвиги и перебои в ритме, контрастные столкновения лирики, иронии и пафоса. В стихотворениях Белого оригинально сплавлены пейзаж и философские мотивы, бытовые зарисовки и интимные признания.

С первых своих шагов в литературе Белый - символист, поклонник философа-идеалиста Вл. Соловьева. Он усиленно разрабатывал теорию символизма. Враждебный материализму идеалист-неокантианец в основе своих взглядов, Белый судорожно метался от одной философской доктрины к другой. В центре его исканий стояла богостроительская схоластика, окрашенная в мистические тона. "Смысл искусства,- утверждал Белый,- только религиозен". Белому принадлежит много книг по теории художественного мастерства ("Символизм", "Луг зеленый", "Арабески", "Мастерство Гоголя").

М.А.Волошин – человек многообразных дарований, поэт, художник, критик, исследователь. Различные аспекты творческой деятельности Волошина взаимосвязаны: в его стихах – зоркость и наблюдательность живописца, в его пейзажах – раздумья поэта о судьбах родной страны.

Галерея исторических персонажей в лирике М.А.Волошина – это своего рода собрание нравственных уродов, душевных калек, деспотов, безумцев. Всё это напоминает некое царство безумия и абсурда. В русском изобразительном искусстве трудно найти нечто подобное, но напрашивается странное сопоставление: это напоминает полотна И.Босха и П.Брейгеля. И неудивительно, ведь Волошин – знаток европейской живописи.

Россия, по мнению М.Волошина,  - это страна странных, мистических повторений. Её история – это не развитие, не изменение, не путь, а нескончаемое повторение одного и того же, «кружение» на одном месте.

Что менялось? Знаки и возглавья.

Тот же ураган на всех путях:

В комиссарах – дурь самодержавья,

Взрывы революции в царях. («Северовосток».)

Всё то страшное, абсурдное, что происходило на его глазах в России, не заставило поэта отвернуться от своей родины. Он верит в свою страну, любит её, хочет остаться с ней до конца. В 1918 году, в разгар революционных безумий,  Волошин пишет стихотворение «Из бездны».

Ахматова вошла в литературу как автор любовной лирики. Все ее стихотворения патетичны, они рисуют высокие, торжественные чувства, но стихотворения первых сборников менее возвышенны, в них больше мятущейся чувственности, они выражают сиюминутную страсть. Начиная со сборника «Белая стая», любовное чувство, изображенное Ахматовой, приобретает духовный характер — в ее лирику входит тема эпохи, тема судьбы Родины.
Появление гражданской темы в лирике Ахматовой относится к концу 10-х — 20-м годам XX века. В то время Ахматова была звездой изысканных салонов и богемной жизни. Однако после Первой мировой войны, революции, расстрела Гумилева, похорон Блока творчество Ахматовой вышло за рамки любовной лирики. Появляются стихотворения «Мне голос был…» (1917), «Все расхищено, предано, продано…» (1921), «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922).

Тема России в творчестве Ахматовой сплетается с темой музы: без Родины нет творчества. В стихотворении «Уединение» (1914) Ахматова рисует не столько уход от жизни вообще, сколько отказ от легкого и «сытого» существования. Это обречение себя, поэта, на единство с судьбой России, крестной судьбой.
Ахматова твердо держалась своей патриотической позиции — творить только в России. Когда ей настойчиво предлагали эмигрировать, поэтесса сделала выбор между свободой и Родиной. Свое решение она выразила в стихотворении «Мне голос был…». Это произведение отличается лаконизмом, четкой афористичностью. Внутренний его пафос определяется чувством тесной связи поэта с Родиной. По форме стихотворение представляет собой монолог, сопровожденный авторскими ремарками, предваряющей и заключительной. Такая форма произведения напоминает пьесу, драматическое произведение. Внутренний драматизм стихотворения соответствует драме как роду литературы. Поэт борется с «голосом», который звучит откуда-то утешно и призывно и искушает лирическую героиню благополучием, обещаниями благостной жизни. У «голоса» сильные аргументы: Россию он называет «глухим и грешным краем», обещает успокоить героиню Ахматовой («кровь от рук твоих отмою»). Голос напоминает героине о поражениях и обидах, которые она претерпела, обещает вычеркнуть прошлое из ее жизни. Однако героиня стоит на своем.


Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сложносочинённое предложение" (на основе творчества поэтов Прикамья)

Данный урок русского языка тесно связан с уроком литературы и основан на региональном компоненте,очень хорошо  подойдёт учителям Пермского края....

Презентация " Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество поэта"

Урок по изучению биографии и творческого наследия М.И.Цветаевой в 11 классе...

Тема Родины и революции в творчестве А. А. Блока.

Тема Родины и революции в творчестве А. А. Блока...

А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...