Урок литературы в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Цветкова Елена Евгеньевна

Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н. Толстой "После бала". Психологизм рассказа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературы в 8 классе49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повесть Л.Н. Толстого «После бала»

Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развить навыки анализа художественного текста; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

Оформление: Интерактивная доска с презентацией и таблицей.

На доске написан эпиграф урока:

Толстой – это целый мир…

Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.

 М. Горький

  1. Слово учителя о жизни и творчестве писателя.

- По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

                        (Зачитать эпиграф)

В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

Горький ответил: «Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы с вами знакомились с небольшими произведениями Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями, которые наполнены глубоким психологизмом и драмматизмом.

        Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

        Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании, значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».  

        Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя.

        А сюжет рассказа «После бала» - подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

        Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».  

  1. Анализ рассказа «После бала»

- Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

- Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы XIX века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете?                (чтение стр. 167, учебник)

- Кто является рассказчиком в данной истории?

- Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

(Иван Васильевич. Он непосредственный участник и герой этого рассказа)

- Рассказ называется «После бала».  Давайте возвратимся на бал.

- Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

(Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

- Какие чувства героя передает такое описание бала? В кого же влюблён главный герой?

(Герой влюблен в Вареньку, дочь полковника Б.)

- Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе. (Стр. 174)

- Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

- Чье описание обращает наше внимание? Найдите описание полковника в тексте. (Стр. 172)

- Какое впечатление он на вас произвёл? (Красивый, статный, любящий свою дочь, ласковая улыбка, свежий старик)

-Но что настораживает в его описании? (Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

- В каком настроении приехал Иван Васильевич домой?

- Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком? («Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

- Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу? Почему? (К дому Вареньки, его влекла туда любовь)

     - Что он увидел, приблизившись к дому Б.? Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

- Как вёл себя полковник во время наказания солдата? Что особенно поразило Ивана Васильевича? (Он был суров, бесстрастен, даже жесток. Поразила перемена, произошедшая с полковником.)

  1. Работа в тетрадях и на доске.

- Теперь сравним рассказчика, Ивана Васильевича, полковника Б…, Вареньку на балу и после бала заполнив таблицу, а так же рассмотрим татарина , которого увидел наш рассказчик после бала.

            На балу

             В поле, на плацу

Рассказчик                  

Счастл        Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Полковник

Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой

Грозный, злобный

Варенька

Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки

-----

Татарин

-----

Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

Музыка

Музыка мазурки, великолепные музыканты

Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

- Как вы думаете, какие события стали важнее для Ивана Васильевича: на балу или после бала? Как повлияла на жизнь Ивана Васильевича увиденное после бала? (Любовь Ивана Васильевича сошла на нет.)

- Какое было николаевское время? (Императора называли Николай Палкин. Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

- Какова тема данного рассказа?  (Любовь. Избиение солдата – татарина)

- Какова идея? (Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

- Выражает ли автор своё отношение происходящего словами. Есть ли авторская оценка происходящего?        (Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

- Домашнее задание. Написать сочинение на тему: О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...