Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Семина Ольга Николаевна

Урок литературы в 5 классе 

 Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.

Цели урока:

1.Образовательные:

  • обогатить представления о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
  • изучить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический, 
  • повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
  • обогащать словарный запас учащихся.
    2.Развивающие: 
  • развитие речи через монологические полные ответы,  через умение объяснять свою позицию,
  • развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
  • развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания  и наблюдательности,
  • развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

3. Воспитательные: 

  • воспитание любви к предмету, к чтению,
  • воспитание  уважительного отношения к одноклассникам  через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.               

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Цели урока:

1.Образовательные:

  • обогатить представления о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
  • изучить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический, 
  • повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
  • обогащать словарный запас учащихся.
    2.Развивающие: 
  • развитие речи через монологические полные ответы,  через умение объяснять свою позицию,
  • развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
  • развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания  и наблюдательности,
  • развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

3. Воспитательные: 

  • воспитание любви к предмету, к чтению,
  • воспитание  уважительного отношения к одноклассникам  через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.                

Оборудование: портрет Гоголя, иллюстрации к повести «Заколдованное место»(выполненные учащимися),  карточки с  индивидуальными и групповыми заданиями, компьютерная презентация, учебник.

Цели деятельности учителя: заинтересовать произведением, завершающим сборник «Вечеров...» повести об украинской народной жизни; учить наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения, находить юмористические моменты в тексте; развивать навыки беглого, выразительного чтения прозаического текста; помочь учащимся увидеть мастерство писателя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся; осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути их преодоления.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.


  1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

II. Проверка домашнего задания.

Опрос (повторение пройденного о Гоголе):

На предыдущем уроке мы начали изучение творчества какого писателя?  Н.В.Гоголя

Слайд вопросы

1.Что вам известно про сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

( Сборник повестей Н.В. Гоголя, создан на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)

2.Какие произведения входили в него? Перечислите несколько вам известных.

( Майская ночь.., Страшная месть, Ночь перед Рождеством, Сорочинская ярмарка)

  1. Подготовка к восприятию.

- Внимание на слайд. Прочитаем  выразительно текст.

ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ

Есть клад в таинственном месте одном такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом дворе, в Алмозере.

Копали — он уж близко. Его бы уже взять только — а он опять загремит — да вниз. Копают глубже — опять он вниз.

Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...

  1. Беседа :
  • О чем эта текст? (О заговоренном кладе)
  • Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
  • Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)

IV. Формулировка темы урока учащимися.

Можно ли сказать, что  описанные события повести – странные?

В чем необычность повествования?

(В повести сочетаются реальные и фантастические события)

  • Чему же будет посвящен наш урок?  Давайте сформулируем тему?

Запись в тетрадях: Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».. (слайд)

- Ребята, какие мы цели сегодня поставим перед собой на уроке? (слайд)

V.Постановка  проблемы урока.

На сегодняшнем уроке мы поговорим

В чем состоит главная особенность этого произведения, и чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?  

VI.Новый материал.

1.Проверка домашнего задания.  Наблюдение над языком повести.       

  • Легко ли было читать и понимать прочитанное?
  • Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – своеобразный язык?
  • Словарная работа.  Работа в парах: 12 штук

Задание: соотнеси слово и лексическое значение

1

Люлька –

Арбуз

2

Кавун –

место, засеянное арбузами и дынями

3

Хутор –

Трубка

4

Баштан –

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

5

Цыбуля

соломенный шалаш

6

Курень –

Небольшая деревня на Украине

7

Чумаки –

Лук

8

Кухоль -

специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба

9

Гетьман  (гетман) –

глиняная кружка

10

Гумно –

в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

Проверим себя по слайду

Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)

- Ребята, для дальнейшей работы  мы разделимся на 3 группы: 1,2,3

2.Работа с иллюстрациями. План. Работа по группам.

1) А сейчас 1 группа по иллюстрациям восстановит содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации,  и прикрепим их на доску.

2) Работа по группам:

Пока 1 группа работает у доски, остальные  2 группы проведут игру на знание повести «Ты  - мне, я – тебе». Дома вы должны были  составить по 5 вопросов от группы по содержанию повести.

1)Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих с.175.)

2)Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуковс.176)

3)А что неожиданно случилось с самим  дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс-с.177)

4)Что необычного случилось с дедом во время его танца?  (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился в  гладком поле- с.177)

5)Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад-с.178)

6)Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле-179)

7)Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось- с.180)  

8)Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

9)Какой клад откопал дед? (Котел с мусором -183) 

10)Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»-184)  

Проверка правильности составления картинного плана уч-ся 1 группы.

Слайд    3)Работа над содержанием текста по вопросам .

1 вопрос на слайде

- Что же такое Заколдованное место?

- Каковы его особенности?(слайд, зачитать)

  • Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.
  • Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
  • Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак,  источник света –  свеча на могиле.

  1. Работа в группах.  Повторение теории:  определим жанр произведения.
  • На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?

- Посовещайтесь с товарищами, найдите ответ и обоснуйте свой выбор.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

  • Работа со справочными  с материалами слайда.
  • Вывод учащихся и обоснование своего выбора.

Слайд              Физкультминутка «Веселая зарядка» (под музыку) 

  1. Работа с  понятиями «реальность» и «фантастика»

- Ребята, давайте попробуем сформулировать понятия реальность и фантастика.

Как вы понимаете слово «реальное»? – Как вы понимаете слово «фантастическое»? 

Реальность – существующее в действительности.

Фантастика  – создание вымышленного, нереального, волшебного мира.

- Запишите определения в тетрадь. (если есть время)

4.Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное? 

Групповая работа. Работа с текстом.

- Каждая группа получает  отрывки  из повести «Заколдованное место».

Задача:

1) найти в каждом тексте реальное или фантастическое и записать, что реальное, а что фантастическое в этих отрывках.

2)На защиту своих работ выходят по двое учеников из группы: один читает отрывок, другой объясняет.     – Выслушиваем все группы.

Тексты для 1 группы.

1)Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трехгодового брата приучать заранее чумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да еще брат.

2)Ввечеру, уже повечерявши, дед пошел с заступом прокопать новую грядку для поздних тыкв. Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел, чтобы не проворчать сквозь зубы: «Проклятое место!» – взошел на середину, где не вытанцовывалось позавчера, и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно.

3) Дрожь проняла деда.

- Да тут страшно слово сказать! – проворчал он про себя.

- Тут страшно слово сказать! – пискнул птичий нос.

- Страшно слово сказать! – заблеяла баранья голова.

- Слово сказать! – ревнул медведь.

- Гм… – сказал дед и сам перепугался.

- Гм! – пропищал нос.

- Гм! – проблеял баран.

- Гум! – заревел медведь.

Тексты для 2 группы.

1) Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. Нам это было, нельзя сказать, чтобы худо. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули, гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат. Ну, оно притом же и прибыльно. Проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею. Да из окрестных хуторов, бывало, нанесут на обмен кур, яиц, индеек. Житье было хорошее.

2)Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошел дед вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, — не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошел до середины — не берет! Что хочь делай: не берет, да и не берет! Ноги, как деревянные, стали.

3) Стал копать – земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звукнуло. Выкидавши землю, увидел он котел.

- А, голубчик, вот где ты! – вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.

- А, голубчик, вот где ты! – запищал птичий нос, клюнувши котел.

Посторонился дед и выпустил заступ.

- А, голубчик, вот где ты! – заблеяла баранья голова с верхушки дерева.

- А, голубчик, вот где ты! – заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло.

Дрожь проняла деда.

Тексты для 3 группы.

1)Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели все в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За россказнями, да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями. Вот каждый, взявши по дыне, обчистил ее чистенько ножиком (калачи все были тертые, мыкали не мало, знали уже, как едят в свете; пожалуй и за панской стол, хоть сейчас, готовы сесть), обчистивши хорошенько, проткнул каждый пальцем дырочку, выпил из нее кисель, стал резать по кусочкам и класть в рот.

2) Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головою его «чихи!» – чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало все лицо.

- Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! – проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся – никого нет. – Нет, не любит, видно, черт табаку! – продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ.

3)Со страхом оборотился он: боже ты мой, какая ночь! Ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос – как мех в кузнице; ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую! Губы, ей-богу, как две колоды! Красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула и дразнит!

6. Задание.  Разделите иллюстрации на 2 части: на  описание реальных и фантастических событий.

7. Решение проблемной ситуации.

  • Посмотрите на ваши таблицы и на иллюстрации.
  • Фантастике или все же реальности уделяет писатель главное внимание? Почему?

(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

Конкретно такая история не могла приключиться по сути. Реальным смотрится дед, охраняющий баштан совместно с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и тормознули отдохнуть, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали. Не могло быть умопомрачительного попадания из 1-го места в другое, которое в обыкновенной жизни нереально отыскать, превращение пня в морду чудища. Не может птичий нос раздельно от птицы клевать котел и гласить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может гласить медведь.

В этой истории дед денек спустя после первого раза попадает на одно и то же место, а там все пылает свечка. Свечка не может так длительно пылать. В этой истории действительность соединяется с фантастикой.

  • Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики?

Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей.

- Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем. Сказки ведь поучительные.

Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.

VII. Обобщение материала.

 –  Как еще в повести называется заколдованное место?

Проклятое место, дьявольское место

Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению.

Так ли вы представляли себе заколдованное место?

 Попробуйте сами  устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Мне заколдованное место представляется малость по другому. Слева нависает большущая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре из-за горы выглядывает «мерзостная рожа» с красноватыми очами, высунула красноватый язык и дразнит деда. Дед по сопоставлению с этой харей небольшой и испуганный.

Показать рисунки детей

Слайд – Как закончилось приключение деда?    Прочитать текст

- Понравился ли вам клад, который с таким трудом «добыл» дед?

Внутрипредметные связи: В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?(«Морозко», м-ф «Золотая антилопа» )

Итоговый вывод урока.

  • Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»

- Какой же урок дает нам Гоголь?

Жадность и желание обогатиться без труда губительны для души человека. Нечистая сила насмехается над дедушкой, поэтому клад не приносит ему счастья и превращается в «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».

(Записать, если будет время)

Рефлексия.

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

 Сегодня на уроке я понял… 
- Мне было трудно … 
- Мне понравилось… 
- Я доволен

- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Выставление оценок:

Моё настроение похоже на:  нарисовать смайлик

Домашнее задание: (слайд)

Приготовить пересказ понравившегося эпизода;Ответить на вопрос:

Где еще в литературных произведениях встречается заколдованное место, клад?

Составить кроссворд украинских слов (по желанию).

8. Работа с текстом.   (Если будет время)

Выразительное чтение учеником фрагмента повести “Третья ночь поиска клада”  от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»(стр.165 - 168).

Анализ прочитанного:

  •  Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
  • Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
  • Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте?
  •  Как вы можете объяснить страхи деда?
  • Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
  • Что это могло быть в действительности? Слышали  ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
  •  Что ему чудилось (виделось и слышалось)? птичий нос,баранья голова.медведь,Харя пня)
  • Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
  •  Какое качество подвело его? (жадность деда)
  • Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
  • Над кем смеется Гоголь? Почему?

1)Какое любимое занятие было у деда? 

2)Чем решил развлечь дед знакомых чумаков?

3)А что неожиданно случилось с самим  дедом во время танца внуков?

4)Что необычного случилось с дедом во время его танца?

5)Где горела свечка? 

6)Что задумал дед сделать наутро?

7)Как дед попал в нужное место во второй раз? 

8)Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

9)Какой клад откопал дед? 

10)Что росло на заколдованном месте? 

Как звали деда дьячка Фомы?

Когда обнаружил дед максим заколдованное место?

Нашёл ли при свете дня это место (с кладом) дед Максим?

Каким образом сумел старик снова попасть к желанной могиле?  

Что из себя представлял клад?  

Что стало происходить, когда дед доставал клад?

 Куда мать вылила горячие помои?  

Что случилось с заколдованным местом в огороде деда?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти!

Слайд 2

Где прошли детские годы писателя? Как относился будущий писатель к своей малой родине? В какой гимназии он учился? Каковы были его увлечения? Как называлась его первая книга? Что вам известно про сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Николай Васильевич Гоголь

Слайд 3

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки?» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Федорович Шпонька и его тетушка Заколдованное место

Слайд 4

ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ Есть клад в таинственном месте одном такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом дворе, в Алмозере. Копали — он уж близко. Его бы уже взять только — а он опять загремит — да вниз. Копают глубже — опять он вниз. Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...

Слайд 5

Формулировка темы урока. Можно ли сказать, что описанные события повести – странные? В чем необычность повествования? Давайте сформулируем тему урока?

Слайд 6

Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место». Составила: Семина О.Н, учитель русского языка и литературы Филиал в с.Золотуха им. Власова В.В. МБОУ им.Л.Н.Толстого 2015

Слайд 7

Цели и задачи урока: Показать характер изображения писателем народной жизни; Выявить соотношение реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя; Организовать работу по осознанию и восприятию художественного произведения; Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией; Развивать навыки анализа текста.

Слайд 9

Словарная работа. Соедините слово с его значением. Задание: соотнеси слово и лексическое значение 1 Люлька – арбуз 2 Кавун – место, засеянное арбузами и дынями 3 Хутор – Трубка 4 Баштан – обозники, едущие в Крым за солью и рыбой 5 Цыбуля соломенный шалаш 6 Курень – Небольшая деревня на Украине 7 Чумаки – Лук 8 Кухоль - специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба 9 Гетьман (гетман) – глиняная кружка 10 Гумно – в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

Слайд 10

Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Кавун – арбуз Кухоль – глиняный кувшин Хутор - небольшая деревня на Украине Гумно - специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба Гетман - начальник казачьего войска и правитель Украины Курень - соломенный шалаш Люлька – трубка Цыбуля – лук Чумаки –обозники, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым

Слайд 11

Работа над содержанием текста по вопросам. Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места?

Слайд 12

Особенности заколдованного места: Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.

Слайд 13

Повторение теории: определим жанр произведения. - На что похожа эта повесть ? Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Слайд 15

Реальное и фантастическое в повести. Реальность – существующее в действительности. Фантастика – создание вымышленного, нереального, волшебного мира.

Слайд 16

Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, а что реальное? Каждая группа получает отрывки из повести «Заколдованное место». Задача : Найти в каждом тексте реальное или фантастическое и записать, что реальное, а что фантастическое в этих отрывках. 2) На защиту своих работ выходят по двое учеников из группы: один читает отрывок, другой объясняет.

Слайд 17

Решение проблемной ситуации. Посмотрите на ваши таблицы и на иллюстрации. - Фантастике или все же реальности уделяет писатель главное внимание? - Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? - Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку?

Слайд 18

Как еще в повести называется заколдованное место? Проклятое место Дьявольское место

Слайд 19

Как закончилось приключение деда? «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое. … на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... черт знает, что такое!

Слайд 20

Итог урока. Жадность и желание обогатиться без труда губительны для души человека. Нечистая сила насмехается над дедушкой, поэтому клад не приносит ему счастья и превращается в «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».

Слайд 21

Рефлексия: Чем запомнится вам сегодняшний урок? Закончите предложения: Сегодня на уроке я понял… - Мне было трудно … - Мне понравилось… - Я доволен… - Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Слайд 23

Домашнее задание: Приготовить пересказ понравившегося эпизода; Ответить на вопрос: Где еще в литературных произведениях встречается заколдованное место, клад? Составить кроссворд украинских слов (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.

Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести....

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место"

На данном уроке пятиклассники учатся правилам ведения дискуссии. Им необходимо доказать, чего больше в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место", реального или фантастического. Для этого учащиеся деля...

Урок литературы в 5 классе Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Формирование читательских интересов учащихся; обогащение представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя....