Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Баранихина Наталия Николаевна

Урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Вид урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить обучающихся с сочетанием реального и фантастического в повести «Заколдованное место», показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов.

Планируемые результаты

Предметные:

-   организация деятельности учащихся по изучению художественного текста;

- формирование умений находить два параллельно развивающихся плана(реального и   фантастического);

-  повторение теоретических сведений и знакомство с новыми.

Метапредметные:

-  умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);

 -   формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные УУД);

- смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные УУД).

Личностные:

-  обогащение словарного запаса учащихся;

- поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности литературного произведения.

Ход урока

I. Организационный этап.

- Здравствуйте. Садитесь. Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. И начать занятие я бы хотела с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте его и найдите ключевое слово.

2. Подготовка к восприятию.        

Учитель читает стихотворение о кладе:

Мы сегодня под малиной три часа искали клад.

Я вскопала половину, а потом продолжил брат.

Мы сундук найти мечтали, или глиняный горшок

А нашли лишь болт из стали, червяка и корешок!

Вряд ли что-то есть в картошке - там бы дедушка нашел

Нам бы клада хоть немножко – вот бы было хорошо.

В нем оружие и слитки, и возможно, шоколад

Всё, копаем у калитки. Вот, где точно будет клад!

- Какое же слово ключевое? О чем стихотворение? (клад)

- Мечтали ли вы найти клад? Или даже находил его?

- Запишем слово клад.

- Какие слова приходят на ум, когда вы слышите слово клад?

Клад- богатство- сундук- драгоценности – деньги- приключения – опасность

- Почему клад так называется?

- Зачем прячут свои богатства?

В прошлом люди делали специальный заговор, чтобы до клада не смогли добраться те, для кого он не предназначался.

- Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе?

- Чему же будет посвящен наш урок?

Запишем тему в тетради:

Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место»

3. Актуализация

На прошлом уроке мы знакомились со статьей учебника, где говорилось о жизни и личности писателя. На дом вам задавалось выучить материал и сделать задание № 49 в своих рабочих тетрадях. Я предлагаю сейчас проверить, как вы запомнили учебный материал.

- Посмотрите на экран. Восстановите «потерянные» слова.

        Николай Васильевич Гоголь родился в местечке_________________ Миргородского уезда _______________ губернии в семье__________________ . Ещё подростком Гоголь познакомился с ____________________ жизнью и бытом украинской ________________, горячо любил украинские ________________, _______________, ______________ .

         В 1818 году поступил в __________________________, а затем  был принят в 1821 году в ______________________________ .В 1828 году он переехал в __________________ .

В 1829 году начал работать над книгой____________________________________________ .

4. Постановка проблемы урока. 

- Скажите, почему Гоголь назвал так свою книгу?

 - Вспомните, что писал Пушкин об этом сборнике. (цитата в учебнике)

Само название цикла  и высказывание Пушкина подчеркивают необычность этого произведения. Дома вы читали повесть «Заколдованное место».

- В чём необычность, особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?

- Легко ли было читать и понимать повесть? ( выход на язык и фантастику)

Главная особенность этого произведения – язык.

Давайте проверим, как хорошо вы знаете украинские слова.

Я предлагаю вам поработать в паре. Соотнесите слова и их лексическое значение.

Работа в парах:

Задание: соотнеси слово и лексическое значение

1

Люлька –

арбуз

2

Кавун –

место, засеянное арбузами и дынями

3

Чумаки –

трубка

4

Баштан –

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

5

Свитка –

соломенный шалаш

6

Курень –

род полукафтанья

А вот еще одно задание: найдите «лишнее» слово:

Пищик – сопилка – гетьман

- Как вы думаете, для чего Гоголь использует столько украинских слов? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, эта культура близка, т. к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).

Изучение повести

А сейчас по вопросам восстановим содержание произведения.

  • Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
  • Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
  • А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
  • Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
  • Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
  • Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
  • Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
  • Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
  • Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

Физминутка

Чтобы Гоголя читать,

Нужно глазки нам «размять».

Смотрим влево, смотрим вправо,

Смотрим вниз, потом – наверх.

Мы нисколько не устали,

Впереди нас ждет успех!

Мы с вами выяснили, что особенностью повести Гоголя является не только язык, но и фантастические события.

- Скажите, что мы называем фантастикой?

Работа с понятиями «реальность» и «фантастика»:

Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

Реальность – то, что действительно существует не в воображении.

- Вспомните, в произведениях каких жанров мы встречали что-то необычное, фантастическое, волшебное.

-Можем ли мы утверждать, что Гоголь написал сказку?

- Давайте выясним, что в повести фантастическое, а что реальное.

- Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое? (Украина)

- О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)

- От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?

- А одежда героев , предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?

Наши выводы можно представить в форме таблицы:

Материал для сравнения

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

Волшебные сказки

Место действия

Украина

В некотором царстве…

Время

Однажды весной, когда рассказчик был маленький

Давным-давно, незапамятные времена

Герои

дьячок, дед, чумаки, внуки

Остап, Максим

Баба Яга, Кощей Бессмертный

Иван-царевич, Василиса Премудрая

Жизнь людей

Курень, баштан, гумно, свитка, левада

Очень общо, без деталей

- Есть ли отличия повести от сказки? Какой подзаголовок имеет повесть?

(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Почти все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

- Давайте рассмотрим иллюстрации Михаила Константиновича Клодта к произведению Гоголя.

- Какие события: реальные или фантастические изобразил на них художник?

- Какие рисунки к повести подготовили вы? Реальные или фантастические события изображены на них?

Вывод: перед нами не сказка, но Гоголь соединяет в одном произведении реальное и фантастическое. Подумаем зачем.

 -  О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? (Заколдованном)

Работа с текстом (выразительное чтение и анализ)

 Выразительное чтение учеником фрагмента повести “Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»(стр.181 - 183).

Анализ прочитанного:

·  Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

·  Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)

·  Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?

·  Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?

·  Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)

·  Что ему чудилось (виделось и слышалось)?

·  Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)

·  Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно?

·  Какое качество подвело его? (жадность)

·  Смешно или страшно было читать этот фрагмент?

·  Над кем смеется Гоголь?

Почему он смеется над своим героем?

Юмор или сатиру использует автор, чтобы обличить жадность деда?

  • Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»

Подведение итогов.

- Какой же урок дает нам Гоголь?

Запись под диктовку:

      «Заколдованное место» — повесть, где автор соединяет в одном произведении реальное и фантастическое. Сатирически изображая героя, Гоголь высмеивает его жадность, желание нечистым путем добыть богатство.      Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам.

Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?

Рефлексия.

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

 Сегодня на уроке я понял… 
- Мне было трудно … 
- Мне понравилось… 
- Я доволен

- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода; подготовьте иллюстрации к наиболее понравившемся эпизодам повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место"

На данном уроке пятиклассники учатся правилам ведения дискуссии. Им необходимо доказать, чего больше в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место", реального или фантастического. Для этого учащиеся деля...

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.

Урок литературы в 5 классе  Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.Цели урока:1.Образовательные:обогатить представления о художественном мире ранней ...

Урок литературы в 5 классе Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Формирование читательских интересов учащихся; обогащение представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя....