Содержание и КТП по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Лютова Татьяна Эдуардовна

КТП 7 класс по системе концентрированного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_i_ktp_po_literature_7_klass.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебного предмета по годам обучения

         1.1 Седьмой год обучения (105 часов)

         Основная цель: освоение текстов художественных произведений русской и зарубежной литературы XII – XX вв. с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории мировой литературы.

         Предметные задачи учебного года:

  1. формирование представлений об историческом развитии литературы как искусства слова;
  2. практическое освоение в литературе изучаемого периода позиций теоретика, читателя, критика, автора-художника, публициста;
  3. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

         Педагогические задачи учебного года:

      1) перевод коллективной классной работы в  индивидуальную и групповую формы работы;

      2) осуществление «встречного» движения художественного и публицистического творчества;

      3) обеспечение условий формирования долговременной установки на становление нравственных ценностей человечества – поступательное развитие идеала человека;

      4) осуществление работы « в зоне ближайшего развития»  - совместное преодоление  трудностей, возникших при работе с адаптированными текстами, фрагментами,  критикой, первоисточниками, справочными материалами  и комментариями.

         Детские действия:

      1) продолжение работы по становлению позиций автора, читателя, теоретика, критика;

      2) переход от коллективных форм работы к индивидуальным и групповым формам;

      3) продолжение работы по акцентному вычитыванию текста;

      4)  проявление творческой индивидуальности (главным критерием успешности становится индивидуальная неповторимость стиля, авторские находки содержательного и формотворческого характера);

      5) преодоление индивидуалистической замкнутости взгляда на мир;

      6)  работа с первоисточниками, комментариями, критикой, справочными материалами к текстам.

Планируемые предметные результаты обучения

на конец учебного года

1)  уметь ориентироваться в мировом литературном процессе как движении содержаний и форм внутри общего мирового художественного контекста;

2) иметь представление об  изученных периодах развития историко-литературного процесса;

3)  знать содержание изученных литературных произведений;

4) понимать точку зрения автора и точки зрения героев в произведении, вечное и исторически преходящее в человеческих ценностях;

5) уметь вычитывать особенности внутреннего мира героев и их оценку рассказчиком в эпических и драматических текстах;

6)  уметь вычитывать настроение лирического героя в лирических текстах;

7) уметь вычитывать точку зрения лирического героя в произведениях лироэпических жанров;

8) иметь представление о технике создания произведений разных жанров: стихотворений, пьес, инсценировок, художественных переводов стихотворений с иностранных языков;

9)  уметь создавать инсценировки, стилизации, пародии;

10)  освоить на практическом уровне основные литературоведческие термины;

11) уметь составлять письменные отзывы о литературных произведениях и давать им критическую оценку;

12) иметь установку на развитие самостоятельного публицистического творчества  в направлении от тем личного звучания к темам общественного звучания;

13) иметь установку на развитие художественного творчества, которое становится все более самостоятельным и разворачивается уже без предваряющей коллективной проработки темы в этюдной работе, как это было в начальной школе.

Планируемые надпредметные результаты обучения

на конец учебного года

  1. Развить основы умения работы с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными);
  2. Заложить основы и развить  умение проводить сравнение  литературных героев с целью формулировки выводов по обозначенному вопросу;
  3. Заложить основы позиционного рассмотрения на примере  литературных объектов;
  4. Сформировать навыки активного информационного поиска.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения  русских  поэтов XIX  века  о  России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покину л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи,градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

Русские поэты XX века  о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Люблю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть Шланета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

(отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —

по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из литературы XVIII века

Г.Р.Державин. «Признание».

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский.   «Я знаю, никакой моей вины...»,

«Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

Календарно-тематическое планирование по курсу  

«Литература как предмет эстетического цикла»

7 И класс

Блок № 1 «Традиции и новаторство в литературе. Устное народное творчество. Древнерусская литература» СЕНТЯБРЬ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

1.

1.

Стартовая работа.

3.09

2.

2.

Анализ стартовой работы.

3.09

3.

3.

Составление карты знаний на 7 класс.

Составить презентацию об УНТ (жанры, герои, особенности)

5.09

4.

4.

Введение. Своеобразие курса. Литературные роды и жанры.

ИКТ

Урок-презентация

10.09

5.

5.

УНТ. Былины. Понятие былины как эпического народного жанра. Своеобразие.

Актуализация знаний

Составить тезисный план статьи учебника «Былинные герои».

10.09

6.

6.

 «Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины.

ИЗО

Урок - практикум

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о Т.Г.Рябинине;

- подготовить сообщение

о Святогоре и Микуле;

- подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу.

13.09

7.

7.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Своеобразие характера и речи. Конфликт.

Урок - практикум

Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины.

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине;

- подготовить сообщение о географических названиях и указаниях на место действия (река Смородинка, берёза Покляпая, Леванидов крест, Грязь Чёрная).

-подготовить сообщение об А.К.Толстом по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»;

-подготовить выразительное чтение стихотворения «Илья Муромец»;

- подготовить сообщение «литературоведа»  о прототипе Ильи Муромца, былинного богатыря;

- подготовить сообщение об истории создания картины В.М.Васнецова «Богатыри» и работе художника над деталями полотна;

-подготовить сообщение о реальных людях и событиях, нашедших отражение в былинном цикле и на картине В.М.Васнецова;

-  подготовить сообщение о «Богатырской симфонии» А.П.Бородина.

17.09

8.

8.

Русские народные песни (обзор).

Урок-презентация

Индивидуальные задания:

- подготовить выразительное чтение колядных, масленичных песен;

- подготовить сообщение об обряде колядования, Масленице, масленичных песнях, о масленичных гуляниях Санкт-Петербурга;

- подготовить сообщение о картинах А.М.Васнецова «Сжигание чучела Масленицы», Б.М.Кустодиева «Масленица», В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» и слайдовую презентацию;

- подготовить сообщение о пьесе П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».

Подготовить сообщение о свадебном обряде (задание 1 рубрики «После уроков»).

17.09

9.

9.

Древнерусская литература Повесть временных лет».

Урок-презентация

Приготовить художественный пересказ фрагмента «Повести временных лет» «…И вспомнил Олег коня своего…»

19.09

10.

10.

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Урок-практикум

24.09

11.

11.

Нравственный облик человека в древнерусской литературе.

Урок - исследование

Подготовить тезисный план статьи учебника «Из русской литературы XVIII в.» и пересказ статьи.

24.09

12.

12.

Диагностическая  работа  «Традиции и новаторство в литературе. Устное народное творчество. Древнерусская литература.»

Урок контроля знаний

26.09

Блок № 2 «Литература 18 века. Классицизм» ОКТЯБРЬ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

13.

1.

Проверочная работа «Традиции и новаторство в литературе. Устное народное творчество. Древнерусская литература.»

Урок контроля  и оценки знаний

16.10

14.

2.

Классицизм как художественный метод.

Урок - экскурсия

Групповые задания:

- подготовить сообщение и слайдовую презентацию «Классицизм в музыке»;

- подготовить сообщение и слайдовую презентацию «Классицизм в архитектуре»;

- подготовить сообщение и слайдовую презентацию «Классицизм в живописи».

16.10

15.

3.

Русский классицизм и его особенности.

Работа в группах

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение

«историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны;

- подготовить сообщение о мозаике М.В.Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна». Мозаика ломоносовской мастерской;

- подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне;

- подготовить сообщение об отношении Елизаветы к русской науке.

17.10

16.

4.

М.В.Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного  особенности поэтического языка оды.

Урок - презентация

Найти пословицы и поговорки о пользе науки.

Подготовить сообщение «искусствоведа» о скульптурных изображениях императрицы (скульпторы М.И.Козловский и Ф.И.Шубин).

17.10

17.

5.

Теория Ломоносова о «трех  штилях».Основные положения и значение теории.

Урок - лекция

20.10

18.

6.

Г.Р.Державин «Властителям и судиям»: тема поэта и власти в стихотворении.

Урок - презентация

20.10

19.

7.

Акцентное вычитывание лирического текста. Г.Р.Державин. «Властителям и судиям».

Урок - практикум

Подобрать цитаты  - подписи под иллюстрациями Н.Муратова.

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о значении понятия «недоросль», о «говорящих» фамилиях в комедии;

- подготовить сообщение об эпохе Просвещения;

- подготовить сообщение о первых литературных опытах Д.И.Фонвизина.

21.10

20.

8.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: Своеобразие драматического произведения основной конфликт пьесы и её проблематика.

Урок-практикум

Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях по вариантам.

1 вариант-Вральман (д.3,явл.8; д.5, явл.6);

2 вариант – Цифиркин (д.2,3, явл.6; д.5, явл.6);

3 вариант – Кутейкин – (д.2,3, явл.6; д.5, явл.6);

4 вариант – Софья (д.2, явл.2; д.3, явл.2);

5 вариант – Милон (д.1, явл.6; д.2, явл.1);

6 вариант – Стародум (д.3, явл.1,2; д.5, явл.1).

2.Инд.задание: подготовить сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…» (1762).

21.10

21.

9.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: образы комедии (портрет и характеры, поступки, язык)

Урок - исследование

22.10

22.

10.

Образование и образованность, воспитание и семья, отцы и дети. Социальный вопрос в комедии.

Урок - викторина

1.Повторить признаки классицизма.

1 вариант. Заполнить вторую часть таблицы «Речь отрицательных и положительных персонажей» примерами из текста.

2 вариант. Заполнить третью часть таблицы «Манера речи Цифиркина, Кутейкина, Вральмана, Еремеевны».

2.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о Митрофане.

22.10

23.

11.

РР Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

Развитие речи

23.10

24.

12.

Диагностическая работа «Русский классицизм»

Урок оценки и контроля знаний

23.10

Блок №3 «Литература 19 века. Первая треть» НОЯБРЬ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

25.

1.

Проверочная работа «Русский классицизм».

20.11

26.

2.

Представление результатов самостоятельной работы.

Урок - презентация

1.Прочитать вводную статью «Из русской литературы XIX в.», составить её тезисный план.

2.Подготовиться к  викторине по творчеству А.С.Пушкина (повторить темы «Детские годы А.С.Пушкина», «Лицейские годы А.С.Пушкина»).

3.Индивидуальные задания:

- подготовить выразительное чтение стихотворения В.А.Рождественского «Памятник юному Пушкину» («Баловень лицейской лёгкой славы…»);

- подготовить сообщение о П.Я.Чаадаеве;

- подготовить сообщение «историка» о восстании декабристов;

- подготовить сообщение и слайдовую презентацию на тему «Пушкин и декабристы».

20.11

27.

3.

А.С.Пушкин. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворении «К Чаадаеву».

Урок экскурсия

Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине И.И.Левитана «Озеро. Русь».

21.11

28.

4.

Свободолюбивые мотивы в стихотворении «Во глубине…», человек и природа в стихотворении «Туча».

Урок - исследование

1.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Туча».

2.Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория» по предложенному учителем плану.

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «историка» о князе Олеге и о хозарах;

-  подготовить сообщение о значении коня в быту и культуре славян.

21.11

29.

5.

Исторический и легендарный материал в «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

Урок - исследование

1.Прочитать фрагмент поэмы

А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана:

  1. Начало боя.
  2. Появление Петра.
  3. Карл XII.
  4. Битва в разгаре.
  5. Победа.
  6. Пир Петра.

2.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение «историка» о Полтавском сражении, комментарии имён исторических лиц, встретившихся в фрагменте;

- подготовить сообщение о Кочубее.

25.11

30.

6.

А.С.Пушкин  поэма «Полтава». Образ Петра в поэме.

Урок - исследование

25.11

31.

7.

Исследовательская работа с художественным лиро-эпическим  текстом «Полтава».

Урок - практикум

Индивидуальные задания:

- подготовить выставку книг о М.Ю.Лермонтове;

- подготовить сообщение и слайдовую презентацию «М.Ю.Лермонтов-художник»,

- подготовить выразительное чтение фрагментов воспоминаний о М.Ю.Лермонтове;

- подготовить сообщение «историка» о взглядах славянофилов;

- подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Хомякова «Отчизна»;

- подготовить сообщение о символическом значении берёзы – одного из главных образов в народном творчестве славян.

26.11

32.

8.

М.Ю.Лермонтов. Личность и судьба стихотворение «Родина».

Виртуальная экскурсия

1.Выучить стихотворение «Родина» наизусть.

2.Прочитать «Песню про… купца Калашникова».

3.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение об эпохе Ивана Грозного и опричнине;

- подготовить сообщение о МастрюкеТемрюковиче (по статье В.Г.Белинского «Статьи о народной поэзии»);

- подготовить сообщение о «Царском титулярнике»;

- подготовить сообщение «искусствоведа» об образе Ивана Грозного в живописи.

26.11

33.

9.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»..  Проблематика и основные мотивы.

Урок - исследование

1.Выучить наизусть фрагменты «Песни…»:

1 вариант – от слов «Государь ты наш, Иван Васильевич!..» до слов «На четыре стороны развеется»;

2 вариант – от слов «За прилавкой сидит молодой купец…» до слов «Заметает след человеческий…»

2.Подготовить выразительное чтение 2 и 3 глав «Песни…»

27.11

34.

10.

Р.Р. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ  эпизодов.

Развитие речи

1.Подготовить письменный анализ эпизода «Песни…» по плану.

2.Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

27.11

35.

11.

Художественные особенности «Песни про купца Калашникова…»

Урок - исследование

28.11

36.

12.

Диагностическая работа «Литература 19 века. Первая треть»

28.11

Блок №4 «Литература 19 века. Вторая треть» ДЕКАБРЬ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

37.

1.

Проверочная работа «Особенности лиро-эпических произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова».

38.

2.

Представление результатов самостоятельной работы.

Урок - презентация

39.

3.

Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

Урок - экскурсия

1.Заполнить правую часть таблицы урока 36  примерами из текста, характеризующими героя в тот период, когда у него была старая шинель.

2.Составить художественный пересказ эпизодов:

1 вариант – от слов «Увидевши, в чём дело…» до слов «… да и портного искусства не выдал»;

2 вариант – от слов «Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу» до слов «…уж этого не помнил Акакий Акакиевич».

3.Индивидуальное задание:

подготовить выразительное чтение фрагмента из «Лествицы» от слов «Жил некто Стефан…» до слов «Поистине страшное и трепетное зрелище…».

40.

4.

«Шинель»: основной конфликт. Авторское отношение к героям и событиям.

Урок - исследование

1.Подготовить пересказ эпизодов статьи «Порядки в Спасском», «История с Лушей».

2.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение об истории создания и сюжетах рассказов из «Записок охотника»;

- подготовить сообщение о воспоминаниях писателей о «Записках охотника».

41.

5.

И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика «Записок охотника».

Урок - презентация

1.Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

2.Индивидуальные задания:

- подготовить комментарии «историка» к названиям и фразам: «Болховский и Жиздринский уезды», «и на запаханной земле высек его же бабу», «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще», «попал Хорь в вольные люди… кто без бороды живёт, тот Хорю набольший?»;

- подготовить комментарии «литературоведа»: «Хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну»;

- подготовить сообщение о Сократе.

42.

6.

Рассказ «Хорь и Калиныч» художественные особенности

Урок - исследование

1.Прочитать рассказ «Певцы»

2.Индивидуальные задания:

- составить рассказ о Николае Ивановиче, Моргаче, Обалдуе, Диком Барине;

- подготовить комментарии «историка» к фразе «прозванной в околотке Стрыганихой…»;

- подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала…», «Распашу я молода-молоденька…».

43.

7.

Талант и чувство  достоинства крестьян. Отношения автора к героям.

Рассказ «Певцы»

Урок - практикум

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».

44.

8.

Стихотворение в прозе «Нищий». Акцентное вычитывание лиро-эпического текста.

1.Прочитать статью учебника «Современники о Некрасове».

2.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение «историка» «Сенная площадь»;

-подготовить сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А.Некрасова;

-подготовить сообщение «историка» о Е.И.Трубецкой.

45.

9.

Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. «Русские женщины». Судьба русской женщины, любовь и чувство долга.

Урок - путешествие

Выучить наизусть фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда» от слов «Родная земля!..» до конца.

46.

10.

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Акцентное вычитывание лирического текста.

Урок - исследование

Подготовить сообщение о Клейнмихеле и картине К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

47.

11.

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Акцентное вычитывание лирического текста.

48.

12.

Диагностическая работа «Доля народная в произведениях литературы 19 века  второй трети»

Урок - викторина

Мастерская: Социальный проект (4 часа): «Народно-обрядовая поэзия. Зимний цикл» ДЕКАБРЬ

1.Постановка целей и задач. Деление на группы. Распределение обязанностей.

2.Изучение теоретического материала.

3.Составление схем, таблиц, презентаций по теме.

4.Представление результатов (памятки, пятиминутки).

Народно-обрядовая поэзия. Зимний цикл.

  1. Приметы и обычаи, связанные с зимним циклом;
  2. Обряды зимнего цикла;
  3. Устное народное творчество, связанное с зимним циклом;
  4. Роль нечистой силы в обрядовом зимнем цикле;
  5. Отражение обрядов зимнего цикла в художественных произведениях.

Выход: 1) информационные пятиминутки; 2) стенгазеты; 3) презентации.

Блок №5 «Литература 19 века. Третья треть» ЯНВАРЬ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

49.

1.

Проверочная работа «Литература 19 века. Вторая треть»

50.

2.

Представление результатов самостоятельной работы.

Урок - презентация

51.

3.

МЕ.Салтыков-Щедрин и его сказки.

Урок - лекция

1.Составить цитатный план сказки.

2.Выписать из сказки обороты речи, свойственные русской сказке.

52.

4.

Приём гротеска. «Дикий помещик».

Групповое задание: нарисовать портреты генералов и мужика, подготовить выставку иллюстраций.

53.

5.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Обличение социальных пороков. Горькая ирония.

Урок - исследование

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «Крымская война 1853-1856 гг.»;

- подготовить сообщение и слайдовую презентацию «Панорама «Оборона Севастополя»» и «Памятник воинам Четвёртого бастиона»;

- подготовить сообщение «Л.Н.Толстой на Четвёртом бастионе».

54.

6.

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

Урок - экскурсия

Подготовить комментарии названий и указаний на события: на Северной, маджара, на Графскую, линию бона, посмотреть хоть на этого фурштатского солдатика, про дело двадцать четвёртого, про альминское дело, про бомбандированье пятого числа, траверс, бруствер; на нём Корнилов жил.

55.

7.

«Севастополь в декабре месяце»: основные темы рассказа.

Лекция

Индивидуальные задания:

- подготовить пересказ фрагмента автобиографической заметки Н.С.Лескова;

- подготовить сообщение «Детство, годы учения Н.С.Лескова»;

- подготовить сообщение о портрете Н.С.Лескова работы В.А.Серова.

56.

8.

Н. С. Лесков. Творческая биография.

Урок - презентация

57.

9.

Н. С. Лесков «Левша». Жанр сказа. Сюжетная основа произведения. Александр первый и Николай первый в сказе

Урок -исследование

58.

10.

Н. С. Лесков. Автор и рассказчик в сказе «Левша». Особенности языка и жанра произведения.

Урок -исследование

59.

11.

Н. С. Лесков. Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

Урок -исследование

60.

12.

Диагностическая работа «Литература 19 века. Третья треть».

Блок №6 «Литература 20 века. Первая треть» ФЕВРАЛЬ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

61.

1.

Проверочная работа «Литература 19 века. Третья треть».

62.

2.

Представление результатов самостоятельной работы.

Урок - презентация

63.

3.

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета. Общечеловеческое в лирике.

Урок -презентация

64.

4.

Выразительное чтение стихотворений Фета А. А. наизусть.

Урок - концерт

Индивидуальныу задания:

-подготовить выразительное чтение воспоминаний о Чехове (статья учебника «Современники о Чехове»);

-подготовить выразительное чтение воспоминаний А.И.Куприна, К.К.Коровина, В.Г.Короленко, И.Л.Леонтьева-Щеглова об А.П.Чехове.

65.

5.

А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

Урок - исследование

66.

6.

«Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения.

1.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений.

1 вариант.А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам…»

2 вариант.Н.М.Языков «Песня».

3 вариант.И.С.Никитин «Русь».

4 вариант.А.Н.Майков «Нива».

5 вариант.А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…»

67.

7.

«О, Русская земля…»: стихи о России поэтов XIX-XX веков.

Выразительное чтение наизусть.

Урок - концерт

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «Книга в жизни М.Горького»;

- подготовить заочную экскурсию по музею «Домик Каширина» в Нижнем Новгороде (слайдовая презентация);

- подготовить сообщение о портрете М.Горького работы В.Серова.

68.

8.

А.М.Горький. «Детство»: становление характера мальчика.

Урок - практикум

1.Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, Мастере Григории.

2.Подготовить художественный пересказ эпизода пожара.

69.

9.

М. Горький «Детство».  «Свинцовые мерзости дикой русской жизни».

70.

10.

Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести «Детство».

Урок – практикум с элементами беседы

1.Прочитать  «Легенду о Данко».

2.Индивидуальные задания:

-подготовить художественный пересказ легенды о Ларре;

-подготовить сообщение о значениях имён Данко и Изергиль;

-подготовить сообщение о символическом значении красного цвета.

71.

11.

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Урок - исследование

72.

12.

Диагностическая работа «Гуманистическая направленность произведений 20 века»

Блок № 7 «Поэты и писатели о Родине и родной природе» МАРТ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

73.

1.

Проверочная работа «Литература 20 века. Первая треть».

74.

2.

И.А.Бунин. «Из автобиографических заметок». Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…».

Урок презентация с элементами лекции

Индивидуальное задание:

-подготовить сообщение о

картинеИ.Е.Репина «Мужичок из робких» (1877).

75.

3.

«Кукушка»: смысл названии, образы-персонажи, образ природы. Основные проблемы рассказа.

Урок - исследование

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза;

- подготовить пересказ эпизода в ломбарде из рассказа «Куст сирени» от лица оценщика;

76.

4.

А.И.Куприн. «Куст сирени». Художественная идея рассказа.

Творческий практикум

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение о рассказах А.И.Куприна, посвящённых цирку;

- в рассказе «Allez!» отметить эпизоды в которых звучит слово аllez.

77.

5.

Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героев. Рассказ А. И. Куприна «ALLEZ!»

Урок - исследование

Индивидуальное задание:

подготовить сообщение о крылатом выражении «солнце русской поэзии».

78.

6.

В.В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание:

подготовить сообщение о

цветовой символике в поэзии С.А.Есенина, об образе клёна в его лирике.

79.

7.

С.А.Есенин. Тематика лирических стихотворений. «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая».

Акцентное вычитывание эпического текста.

Урок межвозрастного сотрудничества (7-9 классы). Урок – исследование.

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение «Портрет И.С.Шмелёва»;

- подготовить выразительное чтение воспоминаний И.С.Шмелёва.

80.

8.

И.С.Шмелёв. «Русская песня»: проблематика и художественная идея.

Урок - исследование

Индивидуальные задания:

- подготовить выразительное чтение фрагмента главы «Образ художника» книги В.Д.Пришвиной «Наш дом»;

- подготовить сообщение о Богемском лесе в Звенигороде.

81.

9.

М.М.Пришвин. «Москва-река»: родина, человек и природа в рассказе.

1.Прочитать вводную статью о К.Г.Паустовском, составить её тезисный план.

2.Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство».

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «географа» «Мещёрская низменность»;

- подготовить комментарий «Дж.Стефенсон», «фальцет»;

- подготовить выразительное чтение фрагментов «Автобиографии» К.Паустовского.

82.

10.

К.Г.Паустовский. Мещёрская сторона»: мир природы и человека.

Урок - беседа

83.

11.

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея.

Урок - исследование

84.

12.

Диагностическая работа «Писатели и поэты о Родине и родной природе».

Блок № 8 «Произведения о Великой Отечественной войне» АПРЕЛЬ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

85.

1.

Проверочная работа «Литература 20 века».

86.

2.

Представление результатов самостоятельной работы.

Урок - презентация

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение фрагмента воспоминаний О.Верейского об А.Т.Твардовском.

87.

3.

А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса.

Урок - исследование

1.Прочитать главы поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» «Переправа» и «Два солдата».

2.Прочитать статьи учебника «О поэме «Василий Тёркин»» и «Как был написан «Василий Тёркин»».

3.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщения на тему «Книга про бойца: история и судьба» по материалам статей учебника;

- подготовить сообщение о читательских откликах на поэму А.Т.Твардовского.

88.

4.

«Василий Тёркин» - книга про бойца. Глава «Переправа»: характеристика главного героя. Роль повтора.

Выучить наизусть стихотворение «На дне моей жизни…» или фрагмент из поэмы «Василий Тёркин» (по выбору).

89.

5.

Конкурс выразительного чтения стихотворений и фрагментов поэмы «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского.

Урок - концерт

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщения о Н.П.Майорове, Б.А.Богаткове, Мусе Джалиле, В.Н.Лободе и выразительное чтение их стихотворений.

90.

6.

Лирика поэтов-участников  Великой Отечественной войны.

Урок межвозрастного сотрудничества. Изображение войны художниками, писателями и поэтами (5, 7 классы)

Индивидуальное задание:

подготовить сообщение о Смоленской крепостной стене.

91.

7.

Б. Л. Васильев. Творческая биография.

Урок - презентация

1.Прочитать рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №…».

2.Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны.

92.

8.

Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» Проблема истинного и ложного.

Урок - беседа

93.

9.

В. М. Шукшин. Творческая биография.

Урок - презентация

Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Микроскоп».

94.

10.

Внутренняя простота и нравственная высота героев в рассказе «Микроскоп».

Урок - исследование

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщения об А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Я.В.Смелякове, А.И.Фатьянове, А.Я.Яшине, А.А.Вознесенском, А.Д.Дементьеве.

95.

11.

Русские поэты 20 века о России.

Урок -концерт. Встреча с поэтами Пыть-Яха.

96.

12.

Диагностическая работа «Литература 20 века. Произведения о Великой Отечественной войне»

Блок №9 «Зарубежная литература» МАЙ

Тема урока

Интеграция

Формы и виды деятель-ности

Домашнее задание

Дата

97.

1.

Проверочная работа «Литература 20 века»

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о портрете У.Шекспира;

- подготовить выразительное чтение сонетов У.Шекспира (30, 54, 90, 102).

98.

2.

У.Шекспир. Темы и мотивы сонетов. Р.Бёрнс. Основные мотивы стихотворений.

Урок - исследование

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение

«Где находится остров сокровищ?»;

-подготовить сообщение о прототипах героев романа «Остров сокровищ»;

- подготовить сообщение о героях, упомянутых в главах 13-15;

- подготовить сообщение о мультфильме «Остров сокровищ».

99.

3.

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»: приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героев.

Лекция

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о художнике АндроХиросигэ и хокку М.Басё «Маленький краб// Пробежал по ноге// Чистая вода»;

- подготовить выразительное чтение хокку, помещённых в учебнике;

- подготовить сообщения о шлеме Санэмори, о Ёсицунэ, об обычае ловли светлячков, о легенде о «Камне смерти», о чайной церемонии в Японии.

100.

4.

Мацуо Басё. Хокку.

Лекция

1.Составить вопросы к статье об А.Сент-Экзюпери.

2.Прочитать первую главу романа «Планета людей».

3.Индивидуальные задания:

- подготовить художествен-ный пересказ эпизодов о Мермозе и Бюри;

- подготовить выразительное чтение фрагмента книги М.Межо «Сент-Экзюпери»;

- подготовить сообщение о Норе Галь.

101.

5.

А. Сент-Экзюпери. «Планета людей»: основные события и позиция автора.

102.

6.

Подведение итогов. Презентация лучших работ.

Урок - презентация

103.

7.

Подведение итогов. Презентация лучших работ.

104.

8.

Итоговая проверочная работа за год.

Урок проверки и оценки знаний

105.

9.

Рекомендация книг для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

рабочая программа по литературе, 7класс

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...

Тесты по литературе.7класс

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»   М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» Древнер...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Урок мужества. Урок литературы, 7класс.

Час мужества.Интервью с поэтом-участником Великой-Отечественной войны Ю.Г.Разумовским о военной поэзии.Урок литературы, 7 класс.(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...

Олимпиада,литература,7класс

олимпиадные задания по литературе, 7кл (школьный тур)...