Буклет для учителей "Проектная деятельность на уроках литературы"
учебно-методический материал по литературе

Ирина Михайловна Буренкова

Проектная деятельность  позволяет улучшить  учебный  процесс, помогая ученику стать  активным и мотивированным  участником образовательного  процесса.  В материале раскрыты  цели и задачи проектной  технологии, структрура  и виды  учебных  проектов  по  литературе. Указаны  виды  учебных  проектов  и  их  особенности.  Кроме того,  приведен  перечень  возможных  результатов  проектной  деятельности  на  уроках  литературы,  а также возможные темы проектов.  

Материал  будет полезн  учителям  русского  языка и литературы, студентам филологических  факультетов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_po_proektnoy_deyatelnosti_.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения, развивают системное мышление.

Структура проектной деятельности:

П

ПРОБЛЕМА

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

ПРОДУКТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПОСЛЕПРОЕКТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

ВИДЫ  УЧЕБНЫХ  ПРОЕКТОВ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

В зависимости от предметно-содержательной стороны предмета различают проекты:

1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.

2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов.  

(«Слово о полку Игореве» в литературе, живописи, музыке»).

3. Надпредметные: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу.  («Нравственный человек в жизни и в литературе»).

По продолжительности выполнения:

1.мини-проекты (укладываются в один урок);

2.краткосрочные проекты (несколько уроков);

3.недельные проекты

4.долгосрочные (в течение года)

По количеству участников:

1.Коллективные

2.Индивидуальные

3.Групповые

 По доминирующей деятельности учащихся

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести статьи, рефераты, доклады, презентации, речевые портреты героев.

2.Исследовательский проект (по структуре - научное исследование). Он  требует  хорошо продуманной структуры, целей, актуальности проекта, значимости, продуманных методов, методов обработки результатов. Обязательно выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой.

3.Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенной практической значимостью, или социальными интересами самих участников   проекта.  Проект может быть использован в жизни класса или школы.   Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.

4.Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Игровой (ролевой). Учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

В зависимости от объекта исследования: 

1) проекты, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова»

2) проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык.

3) проекты, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX ».

4)проекты, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Словарик

  Видео- или слайд фильм

Морфологический  портрет слова

  Буклет

Энциклопедия одного  слова

  Публикация

Сборник иллюстраций

 Сценарий

Сборник собственных  творческих  работ

 Лингвистический  анализ  текста

Стенгазета

 Презентация

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

-Этимология названий одежды и обуви, названий предметов домашнего обихода.

-Правила этикета в крестьянской семье.

-Народное творчество для детей. (Скороговорки, потешки, колыбельные, сказки...)

-Обрядовые песни.

-Что в имени тебе моем? (История русских имен)

- Незаслуженно забытые слова.

-Сказки для самых маленьких и тех, кто постарше (сопоставительный анализ)

-Персонажи славянской мифологии.

- Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

- Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

- Образы деревьев в стихотворениях А.Фета

- "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.

- Мои ровесники в литературных произведениях.

 - «Словарь природных понятий у Пушкина: цвета, явления стихий»

 - «Домашний Пушкин: личные вещи, привычки, предрассудки, режим дня».

Проектные технологии на уроках литературы

Подготовила: учитель русского языка

и литературы

МОУ «СОШ № 2 г. Юрюзань»

Буренкова Ирина Михайловна

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы

Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»...