Любовная лирика А.С. Пушкина
занимательные факты по литературе (6 класс)

Просолович Юлия Сергеевна

А.С.Пушкин - прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.

В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
( " Красавице, которая нюхала табак " )

Так, в стихотворениях "Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе" все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр "легкой поэзии". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии.

Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения.

…Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицину увидел
И примирен с отечеством моим.
( " В альбом Голициной " )

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("О.Массон", "Как сладостно!.. Но боги, как опасно…"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?"

Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду "Вольность". В первых же ее строчках он изгоняет "царицу Цитеры" - богиню любви Афродиту, а "изнеженную лиру" собирается "разбить", чтобы "воспеть свободу".

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке.

Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной…
Где прежний жар и слезы вдохновенья?
Придите вновь, года моей весны!

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:

Все кончено: меж нами связи нет…
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
( " Прощанье " )

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая "утаенная любовь". "Утаенная любовь" подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.

Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении "Я помню чудное мгновенье…" он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве.

Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть "чудные мгновенья", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным , созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его "донжуанского списка". В стихотворениях "На холмах Грузии…", "Я вас любил…" говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: "печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…". В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.

В лирике Пушкина оживают его "любви пленительные сны". Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении "Я вас любил…" все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще "угасло не совсем". В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении "На холмах Грузии…" Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний.

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта.

Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской "прозы". "Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию," - говорит Пушкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lyubovnaya_lirika_pushkina.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любовная лирика в творчестве А. С. Пушкина

Слайд 2

*** Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадёжно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 1829

Слайд 3

В этом стихотворении, названном В. Ф. Одоевским камертоном русской любовной лирики, поэт раскрывает, насколько сильна и благородна его любовь. Лирический герой желает счастья возлюбленной, благодарит даже за минуты надежды. Никакого сведения счетов, обвинений. Мстящий, порочащий другого человек немыслим в системе русских нравственных ценностей.

Слайд 4

Стихотворения любовной лирики Пушкина вдохновлены разными женщинами, среди стихов есть и легкие, шуточные, но объединяет их одно: любовь- удивительное чудо.

Слайд 5

Наибольшее влияние на творчество поэта оказывали, разумеется, любимые им женщины. Среди них и А. Оленина, и Е. Н. Ушакова, и М. Н. Раевская, и Н. Н. Гончарова, и А. Ризнич, и Е. Воронцова. При этом поэт хоть и был влюбчивый и увлекающийся до беспамятства, но вовсе не являлся ветреным или беспечным. Просто он был верен той, которую сам называл идеалом. Той, с чьего образа создавались все его героини.

Слайд 6

В мире наиболее известны три лирических стихотворения Пушкина, вот одно из них: К *** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадёжной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, твои небесные черты .

Слайд 7

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои, Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и счастье, и любовь. 1825 Это стихотворение, посвященное Анне Петровне Керн, нашло отражение и в музыке – в романсе самого Михаила Глинки.

Слайд 8

Они встретились в Петербурге, в доме Олениных. Был вечер, много гостей. Танцевали, устраивали «живые картины». Царицу Клеопатру изображала родственница хозяев – юная, с большими мечтательными глазами, Анна Керн. Когда она уезжала, Пушкин вышел проводить, и в темноте осеннего вечера, помогая Анне усаживаться в карету, он понял, что этого чудного мгновения не забудет…

Слайд 9

Вторая встреча Пушкина с Анной Петровной Керн произошла в Тригорском в 1825 году. Теперь это была молодая дама в расцвете женственности и красоты. Она приехала навестить свою тетушку. Здесь, в глуши, эта встреча была неожиданной и снова поразила поэта…

Слайд 10

У Пушкина можно насчитать более нескольких десятков стихотворений, посвящённых теме любви. Среди них: «Желание славы», « Ек. Н. Ушаковой», « Всё кончено: меж нами связи нет», «Талисман», «Мадонна», «Что в имени тебе моём?» и многие другие. Три из них по праву считаются самыми знаменитыми, глубокими, бессмертными. Два из них( «К ***» и « Я вас любил») уже прозвучали сегодня, а сейчас будет озвучено третье.

Слайд 11

Желание Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слёзы лью; мне слёзы утешенье; Моя душа, пленённая тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! Лети, не жаль тебя, Исчезни в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье- Пускай умру, но пусть умру любя! 1816

Слайд 12

Вдохновительницей этого стихотворения была Екатерина Бакунина – сестра товарища Пушкина по лицею. Похоже, что поэт заявляет нам прямо о безысходности его любви, однако уже то, что он любит, для него прекрасно.

Слайд 13

И, конечно, нельзя обойти вниманием стихотворение, посвященное жене поэта, матери его четверых детей – Наталье Николаевне Гончаровой. Н.Н. Пушкина, урожденная Гончарова А.П. Брюллов

Слайд 14

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Мадонна Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. 1830

Слайд 15

Так что же нас так привлекает, так зачаровывает в его произведениях? Наверное, это те глубокие чувства, та пламенная страсть, с которой он любил и писал. Он – начало всех начал нашей духовной культуры, и нет такой стороны русской поэзии, на которую его творчество не наложило в большей или меньшей степени свой отпечаток. Пушкинская поэзия питается самой жизнью, её событиями, а целостность, с которой Пушкин выражает жизнь, эта простота возможно и являются ключами к сердцам читателей, основами не только любовной, но и всей его лирики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовная лирика А.С.Пушкина

Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чте...

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Сценарий поэтического вечера "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любви.

Презентация к уроку литературы в 9 классе....

урок-размышление по литературе по теме "Моё понимание любовной лирики А.С.Пушкина"

на уроке используется технология «Педагогика сотрудничество».          Образовательные задачи: углубление и расширение знаний учащихся о любовной лирике...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...