10 класс И.С.Тургенев "Отцы и дети"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bazarov.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долой авторитеты, или Формула жука Евгений Базаров

Слайд 2

Евгений Базаров Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды , и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с другом, любимой, родителями. Перед нами человек дела, труда , не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту

Слайд 3

Нигилизм – это… (от лат, nihil – « ничто ») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественой жизни. (Большой энциклопедический словарь) - «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». (Толковый словарь В.Даля) - «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка) - « философия скептицизма, которая возникла в России в XIX веке в начале правления Александра II . Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы». (М. Катков)

Слайд 4

«Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.» И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Слайд 5

Нигилизм в России В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год). В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

Слайд 6

Первый нигилист Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». Критик и публицист Н. А. Добролюбов подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов».

Слайд 7

В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими. Первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

Слайд 8

Возникновение образа Базарова Н.А. Добролюбов Тургенев о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного – работящ». Образ создан на основе смешения индивидуальных психологических качеств следующих людей: - Добролюбов – критик и публицист; - Павлов – провинциальный врач (знаком с Тургеневым с 1853 года), позже стал литературоведом; - Преображенский – институтский товарищ Добролюбова, один из авторов журнала «Современник».

Слайд 9

Программа нигилизма ( X глава) Отношение Базарова к общественному устройству, русскому народу, искусству, любви, природе.

Слайд 10

Нигилизм Базарова + «за» Положительные стороны мировоззрения героя -- «против» Отрицательные стороны мировоззрения героя

Слайд 11

Х I Х век 60-е гг . Кто они новые люди? Смена вековых устоев России Стремление к образованию Каким должен быть образованный человек? разночинцы Базаров – нигилист

Слайд 12

Базаров - доктор Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора. Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.

Слайд 13

Нигилизм Базарова - Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. – Все? – Все. – Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… – Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Слайд 14

О науке Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

Слайд 15

О природе Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Слайд 16

Об искусстве Рафаэль гроша медного не стоит. Искусство наживать деньги, или нет более гемороя! Пушкина читает. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду.

Слайд 17

О любви И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Слайд 18

. Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась. Базаров считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами?

Слайд 19

О воспитании Всякий человек сам себя воспитать должен А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно. Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

Слайд 20

О России и русском народе Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения . Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… Будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет;

Слайд 21

Что отрицает Базаров? - «в теперешнее время» самодержавно-крепостнический строй и религию; - искусство за непрактичность; - аристократизм (как право группы); - пустословие, безделие либералов; - поверхностность; - брак (как юридические отношения); - романтику чувств ( в том числе любви); - природу; - отвлечённую теоретическую науку; - авторитеты.

Слайд 22

Нигилисты в «Отцах и детях» Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать — его ученик. Я ему обязан моим перерождением... E mancipee в истинном смысле слова, передовая женщина. Назовите фамилии этих героев?

Слайд 23

Во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.) В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

Слайд 24

К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».

Слайд 25

О человеке Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

Слайд 26

Преображение Базарова Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!

Слайд 27

Смерть Базарова Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану.

Слайд 28

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…

Слайд 29

Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Мастер-класс "Как сделать спектакль для детей простым, доступным и радостным".

Этот материап поможет творческим воспитателям и учителям младших классов интересно организовать досуг своих детей, полюбить сказку и разнообразные игры с ней....

Урок русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению "Дети и война"

Урок развития речи в 7 классе по совершенствованию навыков написания сочинения-рассуждения...

урок алгебры в 7-м классе коррекционной школы для слабослышащих детей и детей после КИ. "Степень с натуральным показателем"

Урок разработан с использованием современных образовательных технологий и электронно образовательных ресурсов. Технические особенности урока в использовании интерактивной доски  Smart board и про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класса коррекционной школы для слабослышащих детей и детей после КИ. Вариант 2.2

Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с о...