Словотворчество как высший дар Бога человеку
план-конспект урока по литературе (9 класс)

   В кинофильме известного кинорежиссёра  «Берегись автомобиля» я услышала одну интересную мысль, которая и послужила сигналом к созданию данной исследовательской работы. Главный герой, встречаясь со священнослужителем, спрашивает у него, верит ли тот в Бога. Священник ответил очень хитро, он сказал: «Все люди верят: одни в то, что Он есть, другие в то, что Его нет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tainstva_kostyu.docx234.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

«Словотворчество как высший дар Бога человеку»

 по рассказу А. В. Костюнина «Таинство» из книги  «Ковчег души» с использованием кейс-технологии

Автор – Скоробогатова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Скоробогатова Татьяна Николаевна

МБОУ Староюрьевской СОШ, Тамбовской области

 Предварительная подготовка к уроку:

1) прочитать рассказ А. В. Костюнина “ Таинство”;

2) определить тему и проблематику произведения, написав эссе;

3) найти ключевые эпизоды.  

Цели урока:

  • формирование у учащихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа на примере рассказа А.В. Костюнина «Таинство»;
  • развитие и совершенствование речевых способностей учащихся, навыков самоорганизации;
  • совершенствование умений и навыков практического применения полученных знаний и умений в речи;
  • повышение интереса к изучению литературы.

Задачи:

1) систематизировать знания учащихся о главных образах рассказа А.В.  Костюнина;

2) прививать интерес к современной литературе с помощью  слова;

3) формировать эстетический вкус у обучающихся при восприятии современной

   литературы;

4) способствовать развитию у обучающихся культуры речи, умения  выражать свою позицию. 

Оборудование:

1) мультимедийный проектор, сайт http://kostjunin.ru/rasskaz/rasskaz.html, презентация, тетради;

2) тексты рассказа “ Таинство” на каждой парте.

   Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием кейс-технологии.

Ход урока:
                                                                                       Кроме литературы, чем и дышать,

                                                                              Опускаясь на дно морское…

                                                                                              М.Щербаков

1. Орг. момент

2.  Беседа над вопросом осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока

 Учитель: Михаил Щербаков, московский поэт, создатель авторской песни, наш современник. Как вы понимаете  слова, взятые из произведения М. Щербакова к нашему сегодняшнему уроку? Сегодня мы будем говорить о творчестве современного писателя А. В. Костюнина. Тема нашего урока звучит не совсем обычно: «Словотворчество как высший дар Бога человеку». На примере только одного рассказа, который имеет такое загадочное название «Таинство», мы постараемся рассмотреть всю тонкость и ёмкость русского слова,  понаблюдать над волшебной силой писательского слова.

(Биографию А.В. Костюнина рассказывает подготовленный ученик)

3. Обсуждение высказываний русских поэтов о роли творческого труда

Учитель: Художниками называют всех людей творческого труда.

  • Каким художественным даром обладает писатель?
  •  В чем особенность писательского труда?
  • Что объединяет данные отрывки из стихотворений?

  Учитель: Попробуем поразмышлять над этими вопросами, выслушав самих художников слова. Прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о  роли писателей в обществе.

(Читают подготовленные ученики)

Иван Бунин «Слово»

Анна Ахматова

Д.Самойлов «Слова»

 Молчат гробницы, мумии и кости,—

 Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
 Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
 Наш дар бессмертный — речь.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все  

готово.

Всего прочнее на земле - печаль-

И долговечней царственное  

Слово.

Люблю обычные слова.

Как неизведанные страны,

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Учитель: Каково значение «Слова» в четверостишии А.А. Ахматовой? Почему оно написано с большой буквы?

(Поэт говорит о силе слова)

Учитель: Какова роль слова в художественном произведении?

(Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука мастера.)

Учитель: В чем же сила  слова  в художественной литературе?

(В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность).

Учитель: Как вы думаете, каким образом эти стихотворные произведения связаны с темой сегодняшнего урока?

Ученик: Костюнин говорит в своём рассказе о писательском труде, о том, как он сложен и в то же время прекрасен. Ведь писатель испытывает особое удовольствие, создавая свои произведения для молодого поколения. Его цель – вызвать интерес к своим рассказам, увлечь читателя, рассказать о великом таинстве – выпечке ржаного хлеба обычными словами, но с такой необыкновенной  любовью, что некоторые строчки просто оживают под пером писателя, завораживающе действуют на читателя.

Учитель: Когда мы изучим рассказ, вы увидите, ребята, как писатель благодаря своему таланту, силе писательского слова  сумел нам показать почти волшебное таинство, в результате которого из печного горнила появился тёплый, пышный, ароматный, вкусный хлеб. Предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа получит задание и будет работать над ним.

4. Работа в группах (с использованием кейс-технологии).

  На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Работа в группах. Детали в рассказе: русская печь, русская изба.

1 группа работает над созданием образа русской печи

2 группа работает над созданием образа русской избы

3 группа работает над созданием образа хлеба

Задания для I группы.

  • Составьте таблицу «Тропы в создании образа русской печи»
  • В чём особенность синтаксических конструкций?
  • А сейчас кейс-ситуация:  вспомните, видели ли вы когда-нибудь русскую печь? Расскажите о ней.
  • Может быть, кому-то удалось видеть, как топится русская печь? Расскажите об этом удивительном таинстве потрескивания дров в печи.

Русская печьhttp://mtdata.ru/u17/photo3310/20957318160-0/original.png

Русская избаhttp://festival.1september.ru/articles/657149/presentation/10.jpg

Затемно разжигают русскую печь. Покачивая, с тугим полязгиванием, отодвигают печную вьюшку. Дрова в печи уложены с вечера. Янтарные лучины, ощетинившись, торчат из-под сухих берёзовых поленьев. Чирк! Огонёк на конце спички на секунду задумался, полез по ней вверх, лениво перебрался на бересту, на деревянные иглы лучин… Липкий горячий язык пламени охватил верхние поленья. Занялось. Печь радостно загудела, задышала

Печь к тому времени прогорела. Алые жаркие угли выгребают кочергой в загнетку на шестке.

Сумеречную жару горнила… Закрывают заслонку

Вечером с кухонного стола хозяйка всё убирает. Проходит по гладкой мощной столешнице чистым полотенцем

Кухня ожила. Стало теплей, уютней. Огромные чугуны, тушилка для углей, блестящий ведёрный самовар, ухваты разных мастей перестают казаться неживой лишней утварью. Всё это, несколько мгновений назад такое громоздкое, безжизненное, музейное… теперь, в весёлых оранжевых бликах, обретает свой истинный смысл, вплетается в создаваемый веками кухонный обряд

Вывод: От каждой группы докладывает один ученик.  

Ученик: В рассказе В.А. Костюнина печь и изба представлены как одушевлённые предметы. Печь – особый предмет гордости русской избы. Именно от печи в доме  многое зависело: тепло, уют, сытость. В рассказе печь радуется, дышит, живёт, она даже испытывает удовольствие от того, что может принести людям пользу. Только благодаря волшебному превращению, на которое способно авторское слово, Костюнину удаётся создать неповторимый образ печи, а достигается всё это с помощью многочисленного использования  художественных средств:

Эпитеты

Олицетворения

Метафора

Односоставные предложения

Сравнение

Липкий, горячий язык

Огонёк задумался, полез вверх, лениво перебрался

Янтарные лучины, ощетинившись, торчат

Чирк!

Занялось.

Пламя сравнивается с языком

Янтарные лучины

Печь загудела, задышала

Липкий горячий язык пламени охватил верхние поленья

Деревянные иглы

Печная вьюшка

Алые жаркие угли

Сумеречную жару горнила

Только благодаря эмоциональному, красивому слову, которое мастерски использует Костюнин в своём рассказе,  достигается образ совершенства русской печи, и читатель, вслед за автором, совершает виртуальную экскурсию в прошлое, туда, где совсем недавно была русская печь, в которой мерно потрескивали дрова, создавая тепло и уют семейного очага.

2 группа

  1. Создать образ русской избы
  2. Подобрать загадки о русской избе
  3. Выучить песню

Ученик:   Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Само название угла “красный” означает “красивый”, “хороший”, “светлый”.

  В рассказе Костюнина изба опрятная, чистая, она изображена автором как одушевлённый предмет. Под воздействием пламени в печи начинают постепенно оживать предметы: ухваты, чугуны, самовар. И мы на какое-то мгновение совершили небольшую экскурсию в прошлое, туда, где остались наши корни, откуда каждый из нас родом. Благодаря слову мы представляем себе всю необыкновенную красоту русской избы.

Загадки

  1. Два подьячих 
    Водят Марью вертячую. (Дверь и петли)
  2. Много соседей
    Рядом век живут,
    А не видятся. (Окна)
  3. Лето придет – не глядят на нее,
    Зима настанет – обнимают ее. (Печь)
    http://cdn01.ru/files/users/images/02/c5/02c5ed9b1c906d1aed947a64cf04ade1.png
  4. Стоит девица в избе,
    А коса на дворе. (Печь и дым)
  5. Маленький мальчик
    Всем под ноги смотрит. (Порог)
  6. Чем больше я верчусь,
    Тем больше становлюсь. (Веретено)
  7. Из угла в угол
    Железным плугом. (Утюг)
  8. Не бык, а бодает,
    Не ест, а еду хватает,
    Что схватит – отдает,
    Сам в угол идет. (Ухват)
  9. Ни свет ни заря
    Пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло)

Е. Птичкин, М. Пляцковский Песня “Русская изба”.

1. Наши прадеды любовно топором тесали брёвна.
   Гвозди крепко забивали, песни громко запевали

Припев:

Ставенки узорные, тонкая резьба.
До чего ж просторная, русская изба!

2. Что избе капризы моды? Что ей годы, непогоды?
    В ней хозяевам не тесно и для гостя хватит места.

3. Ухмыляются иные, а изба стоит и ныне.
   Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела.

4. Дорожим мы стариною, стала нам она родною.
   Вечно прадедов работа будет радовать кого-то.

Учитель: Особое место в рассказе занимает образ хлеба. Испечь настоящий ржаной хлеб – это значит, совершить необыкновенное таинство.

Задания для 3  группы

  • Поработайте над созданием образа ржаного хлеба, выберите из рассказа целостный материал о том, как печётся хлеб.
  • С помощью каких художественных тропов писателю удалось создать такую живую картину выпечки хлеба? Составьте таблицу «Тропы прозаической речи в рассказе».
  • В чём своеобразие лексики?
  • В чём особенность синтаксических конструкций?
  • Найдите глаголы, которые показывают нам последовательность совершения действий при выпечке хлеба.
  • А сейчас кейс-ситуация:  вспомните, видели ли вы когда-нибудь, как пекут ржаной хлеб, какие у вас были ощущения? Расскажите об этом.

Ржаной хлебhttp://rial-hleb.ru/wp-content/uploads/2013/02/0096-recept-rzanogo-hleba-4.jpg

 Медленно растёт курган. Его невесомую податливую вершину нежно трогаешь, а на руку всё сыплются и сыплются бархатные пылинки будущего хлеба. Ставят хлеб на тёплой колодезной воде,  заквашивают. Добрыми руками тщательно вымешивают, жамкают, определяя заодно густоту. При необходимости досыпают муки и оставляют на ночь выспеть.

За ночь тесто выросло, раздобрело… Колыбель стала ему мала. Тесто норовит перелезть через край, убежать и, наконец, устало выдыхает: – П-ппых!.. Самое время печь.

 Каравай кладут на деревянную лопату, посыпанную отрубями, и переносят в сумеречную жару горнила… Закрывают заслонку. Хлебный дух постепенно заполняет жильё

Какие именно превращения происходят с живым тестом в адской темноте – людям знать не полагается. Остаётся ждать. Томительно идут минуты. Одна, другая, третья… Пора! Отодвинута заслонка… Ну, что там?.. Достают. Загоревший, аппетитный хлеб. Глубокие морщины прошли по гладкой бурой горбушке. Оно и понятно: досталось… Горячий каравай смачивают водой и укрывают чистым холщовым полотенцем. Пройдёт немного времени, и хлеб-кормилец будет щедро угощать всех за общим столом. Отдаст себя без остатка на радость людям.

  Ученик: Костюнин из выпечки хлеба благодаря необычайно красивому слову создаёт целое таинство. Перед нами проходит длительный процесс искусства приготовления ржаного хлеба. Благодаря огромному количеству эпитетов, метафор, сравнений читатель узнаёт о том, как из глубокого печного горнила появляется это чудо с глубокими морщинами на гладкой бурой горбушке. Невольно представляешь себе этот аппетитный, загоревший хлеб. Кажется, ещё мгновение, и на нашем столе появится горячий каравай.

Эпитеты

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Односоставные предложения

Бархатные пылинки

Мука сравнивается с выросшим курганом

Сумеречная жара горнила

Тесто перелезает, убегает, выдыхает

Закрывают заслонку

Добрые руки

Посуда сравнивается с колыбелью

Глубокие морщины пошли по гладкой бурой горбушке

Достают.

Хлебный дух

Хлеб отдастся без остатка людям

Загоревший, аппетитный хлеб

Живое тесто

Тесто выросло, раздобрело

Остаётся ждать.

Адская темнота

Пора!

Загоревший аппетитный хлеб

Ну что там?

Горячий каравай

Холщовое чистое полотенце

5. Коллективная работа

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

(Неизгладимое, благодаря писательскому слову в рассказе всё живёт, дышит, чувствует)

- Какое настроение оно вызывает?

(Очень приятное, волнующее, ведь на наших глазах совершается волшебное превращение обыкновенной горки муки в прекрасный каравай ржаного, издающего чудесный аромат хлеба)

- Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

(Какие именно превращения происходят с живым тестом в адской темноте – людям знать не полагается. Остаётся ждать. Томительно идут минуты. Одна, другая, третья… Пора! Отодвинута заслонка… Ну, что там?.. Достают. Загоревший, аппетитный хлеб. Глубокие морщины прошли по гладкой бурой горбушке. Оно и понятно: досталось… Горячий каравай смачивают водой и укрывают чистым холщовым полотенцем. Пройдёт немного времени, и хлеб-кормилец будет щедро угощать всех за общим столом. Отдаст себя без остатка на радость людям).

(В этих сроках можно прочитать все тайные превращения, которые произойдут на наших глазах, прежде чем на столе появится этот ароматный каравай)

- Движению авторской мысли соответствует особая интонация, как, по-вашему,  следует  читать рассказ?

(Медленно, загадочно-таинственно, ведь читатель ждёт с каждым новым предложением, какое таинство откроется его вниманию).

6. Рефлексия по методике незаконченных предложений.

(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности. Коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…
                 повторил…
                 учился…
                 понял…
               задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Учитель: Почему читать произведения Костюнина интересно? 

Ученик: Костюнин вкладывает душу в создание своих произведений, как и мастерица, которая печёт хлеб.

Учитель: А.В. Костюнин проводит необыкновенную параллель между трудом писателя и хлебопекарным трудом. Он утверждает мысль о том, что каждый труд хорош по-своему, если к нему относиться с душой, благодаря авторскому слову перед нами открываются неизведанные таинства выпечки хлеба и создание интересных, увлекательных рассказов писателя. Словотворчество в творчестве Костюнина – это настоящий божественный дар, которым Бог наделяет далеко не всех, а только избранных людей, к ним, с полной уверенностью, можно отнести творчество А.В. Костюнина.

7. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Как вы думаете, в чём сходство и в чём различие между трудом писательским и хлебопекарным?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека  Биология 8 кл...

Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."

Особенности высшей нервной деятельности человека...

"Высшая нервная деятельность человека"

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Основы высшей нервной деятельности человека

Конспект урока "Основы высшей нервной деятельности человека" УМК Пасечник В. В,...