Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Технологическая карта урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Тема урока: «Штольц и Обломов. Сравнительная характеристика»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-исследование

Цель урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление образов Обломова и Штольца;

Задачи: 

1.Образовательная: формировать умение  анализировать литературный персонаж художественного произведения.

2. Развивающая: развивать умения  работы с художественным текстом (ОК.2, ОК.4); совершенствовать навыки работы в команде (ОК.6, ОК.7); способствовать развитию логического и творческого мышления студентов;

3. Воспитательная:  прививать чувство уважения к русской литературе и бережное отношение  к творческому наследию; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Планируемые результаты обучения:

В результате урока студенты должны знать:

- содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;

- основную мысль произведения;

- главные образы романа.

Студенты должны уметь:

- давать сравнительную характеристику персонажей романа;

- выразительно читать эпизоды и цитаты из текста;

- обобщать и систематизировать учебный материал;

Методическая цель: методика проведение урока-исследования на примере сравнения художественных образов.

Ресурсное обеспечение урока: роман Гончарова «Обломов», рабочий лист (приложение 1), компьютерная презентация и оборудование для её демонстрации.


Ориентировочная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

I.Организационный момент.

1 мин.

Добрый день! И вновь перед вами роман И.А. Гончарова, еще до конца не понятый, не осознанный, а значит, и не принятый.

Приветствуют преподавателя

II.Актуализация базовых знаний.

2 мин.

На предыдущих уроках, рассматривая систему образов романа «Обломов», вы обратили внимание, что она в этом произведении выполнена  именно по классическому принципу антитезы. Что такое антитеза?

Какие герои романа помогают раскрыть образ главного героя?

А кто из них  был рядом с Обломовым на протяжении всей его жизни?

- Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов, понятий.

 - А.И. Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына

-  А. И. Штольц.

III.Мотивационно-целевой этап

2 мин

Активизация:

1) Можно ли сказать, что именно Обломов и Штольц являются наиболее важными персонажами романа? Интересно ли сравнить их между собой?

2) Тогда давайте сформулируем тему урока!

Правильно. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

3) Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока.

Да, мы должны проанализировать взаимосвязь Обломова и Штольца. Выяснить, в чем сходство и различие этих героев.

Предполагаемые ответы:

1)Да

2) Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.

Записывают число и тему урока.

3) Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

IV.Изучение нового материала. 4.1. Формулирование проблемного вопроса урока.

4.2. Выдвижение гипотезы.

4.3.Определение путей разрешения проблемы;

34 мин.

Организация беседы. Активизация:

1) Предлагаю использовать для сравнения этих героев  два определения: двойник и антипод. Как вы понимаете значение этих слов?

2) Давайте сформулируем проблемный вопрос урока!

3) Вы прочитали произведение, как,  по-вашему, являются ли Обломов и Штольц антиподами или двойниками? Какое предположение вы можете сделать?

Итак, проблемный вопрос обозначен, цель урока названа, осталось начать сравнительную характеристику героев. Но что нам для этого нужно?

Какие критерии вы смогли выделить, читая текст?

Именно по этим критериям мы и будем характеризовать и сопоставлять персонажей. Результаты вносите в рабочий лист (Приложение 1).

Организация групповой работы студентов:

Вы будете работать в группах, каждая группа с определённым критерием.  В течение 6 минут нужно записать ключевые слова, фразы, цитаты по данным критериям и сделать вывод

Теперь предлагаю спикеру от каждой группы зачитать сделанные записи и сделать вывод.

1)Дают определения понятий

2) Илья Обломов и Андрей Штольц  – двойники или антиподы?

3) Являются антиподами

Сформулировать критерии, по которым мы будем сопоставлять или противопоставлять персонажей

Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, образ жизни, активность, испытание любовью, семейные отношения.

Студенты создают группы (2 парты, стоящие рядом, составляют группу):

Студенты зачитывают записи

V. Проверка гипотезы;

1 мин.

Обобщение результатов.

2 мин.

Активизация:

1)Итак, подтвердилась ли наша гипотеза? Является ли Штольц антиподом Обломова?

2) Какие выводы в результате сопоставления героев мы можем сделать?

3)Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. Удалось ли это ему?

4)А почему?

5)Так какой ответ мы дадим на проблемный вопрос, заданный нами в начале урока?

Предполагаемые ответы:

1)Нет

2) Образы Обломова и Штольца в романе противопоставлены по многим параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Оба героя являются личностями, и имеют   свою точку зрения.

3)Нет.

4)Потому что он такой же, как и Обломов.

5) Мы пришли к выводу, что Обломова и Штольца нельзя назвать антиподами,  в какой-то мере  они являются двойниками.

VI.Рефлексия и оценивание

2 мин.

Ребята, как вам кажется, мы добились поставленной в начале урока цели?

Аргументируйте!  Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?

Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Выставление и комментирование оценок

Да.

Приводят аргументы.

Называют ценностные установки, которые они принимают.

VII.Домашнее задание

1 мин.

Письменный ответ на вопрос "Почему Ольга предпочла Штольца Обломову?"

Записывают задание.

Преподаватель: Федоричева О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

таблица Обломов и Штольц

В помощь ученикам 10 классов...

Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:1.Обучающая: на примере эпизода  II  части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирован...

Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе

материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...

Задания для групповой работы по роману И.А.Гончарова "Обломов". Обломов и Штольц

Положительная сторона групповой работы - возможность включить в исследовательскую деятельность каждого ученика....