Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»).
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Московских Марина Анатольевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.62 КБ
Файл oblomov_i_shtolts.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»).

Цель: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца);

Тип урока:

Урок общеметодологической направленности

Форма урока: урок-исследование

Ф.И.

Самооценка

От 2-5 баллов

  1. Работа в паре

  1. Работа в группе

  1. Участие в диалоге с учителем

Общее количество баллов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

 2 мин

Здравствуйте…………………………

Сегодня мы продолжаем разговор о русской литературе 19 века, золотого века русской культуры. В рамках изучения художественного слова этого периода мы читали и анализировали произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. И вот уже несколько уроков знакомимся с творчеством ещё одного великого русского писателя И.А.Гончарова . Мы изучаем роман «Обломов», который заставляет нас задуматься над вечными вопросами человеческого бытия. Сегодняшний урок-это исследование.

Актуализация знаний

2 мин

Для раскрытия характера главного героя романа Обломова автор использует разнообразные приёмы, одним из которых является знакомство читателя с окружением героя. Назовите систему персонажей этого романа. Как вы думаете, какой герой помогает наиболее полно раскрыть образ Обломова? Почему вы так думаете?

Постановка учебной задачи

5 мин

Внутренний мир Обломова нельзя понять без сравнения его с Андреем Штольцем. Сформулируйте тему урока.

А какую цель мы перед собой поставим?

Для чего нам это сопоставление? (образ Обломова) Только поняв характер героя, мы можем понять отношение автора к нему, таким образом, скорректируем цель урока. Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели?

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»). (Запись в тетради).

Цель-выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца);

Решение учебной задачи

Что нам нужно знать о героях, чтобы наше исследование было полным и объективным?

Это и есть критерии, по которым мы будем сравнивать героев?

Происхождение, внешность, воспитание, образование, мечты и жизненные цели, жизненная активность, мировоззрение, авторская характеристика, идеал женщины.

Первичное закрепление

Что автор выделяет во внешности своих героев?

Зачитывают из текста

Работа над пройденным материалом.

Какие выводы в результате сопоставления героев мы можем сделать? Дома вы работали с литературоведческим словарём. Над лексическим значением каких слов вы работали? Кого мы называем антиподом? двойником?

Так антиподы наши герои  или двойники?

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы.

Рефлексия: продолжить высказывание. Оценка

  1. Мне в жизни пригодились бы такие качества Обломова:………………… А также такие качества Штольца:………
  2. Я задумался о том, что в жизни важно ……....
  3. Я буду думать, как совместить в себе ………….

                Домашнее задание

Перечитать внимательно последние главы романа. Написать сочинение-миниатюру «Андрей Ильич Обломов. 20 лет спустя».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ф.И. Самооценка От 2-5 баллов Работа в паре Работа в группе Участие в диалоге с учителем Общее количество баллов

Слайд 3

взгляд помрачался выражением скуки любил новости, свет, науку. мягкость лица и души душа ясно светилась в глазах он беспрестанно в движении когда он всё успевает- бог весть маленькие пухлые руки чтобы делалось само собой, незаметно для него составлен из костей, мускулов, нервов погрузился в дремоту худощав всё серьёзное утомляло его он сохранил силу души выше всего он ставил настойчивость сам шёл к своей цели, отважно шагая через все преграды он шёл твёрдо, бодро для него труд как наказание

Слайд 4

Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц взгляд помрачался выражением скуки любил новости, свет, науку мягкость лица и души он беспрестанно в движении душа ясно светилась в глазах когда он всё успевает - бог весть маленькие пухлые руки составлен из костей, мускулов и нервов хотел, чтобы делалось само собой, незаметно для него шёл твёрдо, бодро погрузился в дремоту сохранил силу души всё серьёзное утомляло его выше всего ставил настойчивость сносил труд как наказание сам шёл к своей цели, отважно шагая через все преграды

Слайд 5

Доктор филологических наук профессор МГУ Василий Иванович Кулешов так сказал о Штольце : «В нём самом / Штольце / на каждом шагу проглядывает Обломов».

Слайд 6

Обломов и Штольц . Сравнительная характеристика.

Слайд 7

Цель: выявить авторскую позицию через сопоставление двух героев романа

Слайд 8

Внеш - ность Происхождение Воспитание Образо - вание Образ жизни Идеал женщины

Слайд 9

Ты любишь эту арию ? Я очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение! Да и сама она что за очаровательное дитя! Впрочем, может быть, я пристрастно сужу: у меня к ней слабость...

Слайд 10

Внеш - ность Происхождение Воспитание Образо - вание Образ жизни Идеал женщины Антипо ды Двойни ки-антипо ды Двойни ки-антипо ды Двойни ки-антипо ды Антиподы-двойники Двойники

Слайд 11

Доктор филологических наук профессор МГУ Василий Иванович Кулешов так сказал о Штольце : «В нём самом / Штольце / на каждом шагу проглядывает Обломов». Почему?

Слайд 12

Цель: выявить авторскую позицию через сопоставление двух героев романа

Слайд 13

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В романе сосуществуют две «правды» - « штольцевская » и «обломовская» - и та, и другая не абсолютны, в идеале желателен их синтез.

Слайд 14

Домашнее задание Перечитать внимательно последние главы романа. Написать сочинение-миниатюру «Андрей Ильич Обломов. 20 лет спустя».

Слайд 15

Мне в жизни пригодились бы такие качества Обломова:………………… А также такие качества Штольца :……… Я задумался о том, что в жизни важно …….... Я буду думать, как совместить в себе ………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики

Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО....

Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"

Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме...

Сравнительная характеристика современных методик обучения английскому языку

В данной работе дается краткое описание современных методик изучения английского языка с более полным рассмотрением коммуникативной и проектной методик. Основная идеяэтих методик одинакова: лучши...

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.

Технологическая карта урока литературы...