Урок по литературе по рассказу А. Платонова "Юшка"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Здесь Вы сможете найти материалы к уроку по литературе в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" "Я тоже всему свету нужен", а именно, технологическую карту, презентацию. Этот урок был проведен мною в рамках мероприятия "открытый" урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.52 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Андрей Платонович Платонов « Юшка» (1899 г.-1951 г.)

Слайд 2

Тема: «Я тоже всему свету нужен ». Цель: р аскрыть значение слова доброта в жизни человека на примере главного героя рассказа Платонова «Юшка »

Слайд 3

Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек, Ты его подари, и оно возвернется, У кого-то спокойнее сердце забьется.

Слайд 4

ВЫБОР ЭПИГРАФА К УРОКУ . Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. ( Б.Пастернак .) Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья; В меня все ближние мои Бросали бешено каменья ( М.Ю.Лермонтов .) А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой. ( М.Ю.Лермонтов .) Я счастлив счастием , мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. ( И.Суриков .)

Слайд 5

Юшка и дети Дети …переставали играть, бежали, кричали… …поднимали ветки и бросали… …снова окликали, бросали, трогали и толкали… …опять толкали и кидали комья земли… …сильнее толкали, …кричали вокруг Юшки… …делали слишком больно… …не слышали и не понимали его Юшка … ничего не отвечал и не обижался… …шёл тихо и не закрывал лицо… …шёл и молчал… …не пугал и не гнался за ними …не трогал и не отвечал им… …говорил …

Слайд 6

Юшка и взрослые …обижали его… …их сердце наполнялось лютой яростью… …и тут же били его… …приходили в ожесточение и били его ещё больше… …и в этом зле забывали на время своё горе… ….Юшка останавливался, слушал и молчал… …потом долго лежал в пыли на дороге… …очнувшись, он вставал… …люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое…

Слайд 7

Юшка и прохожий Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: -Что ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя… Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь …чем я вам мешаю! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты…

Слайд 8

У Платонова юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей. Тайна имени

Слайд 9

Ефим - благочестивый, благожелательный, священный. Дмитрий - восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра . Тайна имени

Слайд 10

Д орога к Доброй тайне

Слайд 11

Каким чувством переполнено сердце Юшки?

Слайд 12

Любовь Любовь ЖИЗНЬ

Слайд 13

. Рефлексия Мы сегодня говорили с вами о добре . Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Домашнее задание 1 ) Мини - сочинение «Что значит сотворить добро в душе своей?» 2) Составить кроссворд или тест.

Слайд 14

Побеждай зло добром.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема

 А.Платонов «Я тоже всему свету нужен».

Тип урока

урок открытия нового знания

Класс

УМК

Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия  2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост.  В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2015г.

Цель

- создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

- развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; учить выражать своё отношение к прочитанному, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию

Формировать ситуацию саморегуляции  эмоциональных состояний.

Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Межпредметные связи

 ИКТ, музыка, иллюстрации к произведению

Ресурсы:

Учебник, презентация.   компьютер, проектор

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,  парная.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Цель: включение в деятельность

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

Включение в учебный процесс

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

Включение в учебный процесс

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

Включение в учебный процесс

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: определение содержательных рамок урока

Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, предлагает отгадать загадку:

Это счастья кусочек,

Это свежего воздуха, ветра глоточек,

Ты его подари, и оно возвернется,

У кого-то спокойнее сердце забьется. (доброта)

Отгадывают загадку, включаются в работу.

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

 

3 Актуализация и углубление изученного.

Цель: актуализация знаний

 

- Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни.

Предлагает выбрать эпиграф к уроку, обосновать своё мнение.

 Выберите, пожалуйста, тот, какой вы считаете более точно подходит к рассказу.

Верю я, придёт пора, 
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.                
(Б.Пастернак)

Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)

Провозглашать я стал любви 
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои  
Бросали бешено каменья.        
(М.Ю.Лермонтов)

Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.           
(И.Суриков)

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», формулируют тему урока, ставят цель для себя, обосновывают выбор эпиграфа  к уроку.  

Познавательные:

Поиск способа решения задачи.

  Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения.

Регулятивные:

Принятие и сохранение учебной задачи.

Планирование своих действий.

 

4. Работа с текстом. Цель: развитие читательских умений.

1. Организует фронтальную  работу над образом Юшки

Предлагает ответить на вопросы

1. Кто главный герой рассказа

2.  Найдите его описание в тексте. («Давно, в старинное время……, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы»)

3.  Какую деталь во внешности особенно выделяет автор?  А почему?

4.  Почему в глазах Юшки стояла влага похожая на слёзы?  

 Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами.

1. Юшка

2. Зачитывают описание в тексте «Давно, в старинное время……, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы»

Его глаза. Глаза - это зеркало души,

4. Это от обиды на людей, т. к он терпел унижения, оскорбления от них.

Личностные:

Формирование границ собственного знания и «незнания».

 Познавательные:

Формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Построение высказываний.

2. Организует работу в парах.

Предлагает выписывать ключевые слова, указывающие на поведение детей, взрослых, прохожего.

1 ряд –  выписать ключевые слова,  рисующие поведение детей и Юшки;                                      

 2 ряд – ключевые слова, характеризующие поведение взрослых и Юшки.

3 ряд – поведение прохожего и Юшки

2.  Работа в парах

Выписывают ключевые слова, указывающие на поведение детей, взрослых, прохожего.

Личностные:

Формирование мотивов достижения

Познавательные:

Установление причинно – следственных связей.

Самостоятельное создание способа решения проблемы. Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

Сотрудничество при решении проблемы. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

3. Организует работу  по проверке выполняемого в группах задания:

-  Какими предстают перед нами дети?  А взрослые? Прохожий?

- Каким вы увидели Юшку?

 

 3. Составляют связный ответ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров учебной деятельности.

Познавательные:

Использование ключевых слов для решения проблемы.

Коммуникативные:

Использование речи для фиксации нового знания.

Регулятивные:

Внесение необходимых корректив в ответы.

5. Первичное закрепление знаний

Цель: зафиксировать новые знания. Работа со словом.

1. Предлагает подготовленным заранее ученикам  дать определение значения слов юшка и Ефим Дмитриевич.

Все называли его Юшкой? Что обозначает это слово?

А каково было его настоящее имя?

Случайно ли автор даёт ему это имя?

2. Возвращает разговор к Юшке:

- А чего не знали о Юшке люди?

- Что чувствовал Юшка, идя в деревню?. - - Зачитаем этот отрывок

-Как Юшка относился к природе?

Итак, в сердце Юшки живёт добро к людям, ко всему живому, к природе.

1. Индивидуальная работа

1. Дают определение значения слов юшка и Ефим

2. Фронтальная работа

Отвечают на вопросы учителя. Зачитывают отрывки из произведения

Каждый год он уходил в деревню или в Москву, где его кто-то ожидал

«В июле или августе……солнечным светом»  с.121

С уважением, любовью, целовал цветы, ему становилось легко

Личностные:

Формирование позитивной самооценки.

Познавательные: Построение речевого высказывания.

Доказательство рассуждения.

Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения.

Использование речи для регуляции своих действий.

Построение монологического высказывания.

Регулятивные:

Выполнение учебных действий .

6. Динамическая пауза.

 Проводит динамическую паузу (слайд 11)

Давайте и мы представим себя на природе.  Встаньте, закройте глаза и вспомните теплое лето, цветущий луг. Откройте глаза и присядьте, чтобы лучше рассмотреть цветы. А теперь встаньте и протяните руки вперед, вот на них на секунду присела легкая бабочка и вновь вспорхнула. Поднимите руки вверх, чтобы ощутить воздушное  прикосновение облачка.  Поверните голову направо, чтобы увидеть чудесно поющую птичку, а теперь налево – там краснеет земляника…  

 

 Участвуют в динамической паузе.

Личностные:

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Познавательные:

Структурирование знания.

Создание способов решения проблем.

Коммуникативные:

Умение приходить к общему решению в результате совместной деятельности.

Умение задавать вопросы.

Контроль действий партнера.

Регулятивные:

Осуществление контроля по эталону.

Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Внесение необходимых корректив в действие.

7. Обобщение и закрепление знаний

Цель: тренировать способность к самоконтролю

Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря.  

Предлагает составить кластер

Какие качества присущи Юшке?  

Предлагает составить синквейн «Юшка»

 

 Организует проверку.

Выполняют творческие  задания, оценивают работы одноклассников

Составляют кластер.

Выполняют творческие  задания, оценивают работы одноклассников

 Личностные:

Формирование взаимоуважения.

Коммуникативные:

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативной задачи.

 Регулятивные:

Выполнение учебных действий в материализованной форме.

8. Рефлексия учебной деятельности.

-  Каких целей мы достигли?

- Как бы вы озаглавили наш урок?

- Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой, как Юшка?

- Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше?

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала, выбирают свой уровень д/з

Личностные:

Формирование самоуважения и самовосприятия.

 Познавательные:

Структурирование знания.

Коммуникативные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Регулятивные:

Различение способа и результата действия.

Адекватное восприятие оценки учителя.

9. Домашнее задание

Предлагает разноуровневые  домашние задания:

1) Сочинение – размышление «Что значит сотворить добро в душе своей?»

2) Составить кроссворд или тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"

Конспект урока по литературе в 7 классе...

Урок коми литературы по рассказу И.Торопова

Технологичекая карта урока коми литературы в 7 классе (ФГОС)...

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Открытый урок по литературе по рассказу В.П. Астафева "Конь с розовой гривой"

Методическая разработка открытого урока по литературе...

Конструкт урока по литературе. Анализ рассказа В.Дёгтева "7,62"

Материал представляет собою конструкт урока по разделу "Современная литература"....