Военно-патриотическое воспитание суворовцев на уроках литературы
статья по литературе (10 класс)

   «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма», - писал В. А. Сухомлинский.

    Воспитывая любовь и преданность Отечеству, нужно исходить из того, что входит в понятие патриотизма. Быть патриотом сегодня – испытывать чувство гордости за принадлежность к своей стране, любить свой народ, его культуру, его славное прошлое и сегодняшние достижения, любить свой родной язык.

    В основе военно-патриотического воспитания лежит формирование военно-патриотического чувства, которое складывается из преданности и верности своей стране, веры в её силу и могущество, готовности на деле отдать защите своего Отечества все силы и способности.

   Эти черты личности должны формироваться у подрастающего поколения под влиянием нашей действительности. Их должны формировать наша печать, радио, телевидение, родители. Но особенную ответственность за дело военно-патриотического воспитания государство возложило на школу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Военно-патриотическое воспитание суворовцев на уроках литературы

   «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма», - писал В. А. Сухомлинский.

    Воспитывая любовь и преданность Отечеству, нужно исходить из того, что входит в понятие патриотизма. Быть патриотом сегодня – испытывать чувство гордости за принадлежность к своей стране, любить свой народ, его культуру, его славное прошлое и сегодняшние достижения, любить свой родной язык.

    В основе военно-патриотического воспитания лежит формирование военно-патриотического чувства, которое складывается из преданности и верности своей стране, веры в её силу и могущество, готовности на деле отдать защите своего Отечества все силы и способности.

   Эти черты личности должны формироваться у подрастающего поколения под влиянием нашей действительности. Их должны формировать наша печать, радио, телевидение, родители. Но особенную ответственность за дело военно-патриотического воспитания государство возложило на школу.

   В системе воспитательной работы суворовских военных училищ военно-патриотическое воспитание является ведущим, профилирующим. Оно не ограничивается рамками отдельных специальных мероприятий, а является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, содержанием быта и жизни суворовцев. Военно-патриотическое воспитание осуществляется в первую очередь в процессе классных занятий и военной подготовки. И это понятно, ибо значительную часть своего времени суворовец занят учебным трудом, освоением учебной программы, самоподготовкой. В ходе классных занятий он получает необходимые знания, навыки, формирует свои взгляды на жизнь, уясняет свое место в этой жизни. Это должно заставлять нас настойчиво искать пути повышения воспитательной роли, эффективности проводимых классных занятий, совершенствовать методику патриотического и военного воспитания.

   Велика в этом вопросе роль литературы как искусства слова. Литература отражает жизнь в образах, картинах, которые теснейшим образом связаны с чувствами, эмоциями человека. Основываясь на образных представлениях обучающихся, зная, какие чувства должно вызвать чтение, мы стараемся вести их к размышлениям над основной мыслью произведения, нравственными, идейно-политическими проблемами, поведением героев.

   При изучении биографии Тургенева, Салтыкова-Щедрина обращается внимание и особо подчеркивается их страстная любовь к Родине, желание посвятить свою жизнь счастью русского угнетенного народа.

   Первым врагом И.С. Тургенев считал крепостное право и всю жизнь боролся с ним, поэтому в 70-е годы писатель симпатизировал и сочувствовал революционерам-народникам, преклоняясь перед их мужеством.

   Биография Толстого Л.Н. становится интересной для суворовцев и тем, что Толстой был военным человеком, участником Севастопольской обороны  в 1854-1855 годах. Этот период жизни Толстого раскрывается подробнее. Говорится о мужестве офицера Толстого, личной его храбрости, глубоком уважении солдат к нему. Привлекаются отрывки из воспоминаний современников о Толстом в эти годы. Все это позволяет раскрыть перед суворовцами облик мужественного и храброго, честного, правильно понимающего долг защитника Родины офицера.

   При изучении биографии Чехова особое внимание уделяется гражданским чувствам Чехова-писателя и человека. Его слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело», - раскрываются применительно к жизни суворовцев, профессии офицера. Забегая вперед, скажу, что эти слова предлагались как тема сочинения, и суворовцы раскрыли её, тесно увязав, прежде всего, со своей будущей профессией, профессией офицера Российской Армии.

   Монографические произведения программы 10 класса имеют основной целью раскрытие черт русского народа, героев, ставших для многих поколений образцом, примером поведения. В образе Базарова выделяются и особо подчеркиваются также черты, как идейная убежденность, сила воли, принципиальность. Говорится, что эти черты крайне необходимы военному человеку.

   Патриотизм и героизм русского народа были предметом изображения многих русских писателей 19 века, из которых в первую очередь следует назвать Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы» и «Война и мир». Данные произведения прославляют героическое прошлое русской нации, показывают величие народного патриотизма. Это делает произведения великого писателя актуальными для нашего времени.

   «Севастопольские рассказы», посвященные военной теме, - произведение, мимо которого нельзя пройти, осуществляя задачи воинского воспитания суворовцев.

   Отбираются наиболее сильно воздействующие сцены – сцена в госпитале в рассказе «Севастополь в декабре месяце», рисующем удивительную стойкость севастопольцев, величие и твердость их духа. Вот, например, «старый исхудалый солдат», тяжело раненный в ногу. Он просил остановить носилки, чтобы в последний раз посмотреть на залп своей батареи. После выздоровления он «опять хочет на бастион с тем, чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может». Таким образом, выделяется важнейшая мысль произведения: патриотизм – это источник моральной силы народа на войне.

   Сопоставляя и оценивая поведение солдат и офицеров в рассказе «Севастополь в мае», суворовцы отмечают, что подлинной храбростью отличается поведение простых солдат и офицеров, близко к ним стоящих. Размышляя над вопросом, в чем заключается для Толстого истинная храбрость человека на войне, ребята говорят о естественности, искренности героизма простых людей, которые думают не о себе, а о деле. Поведение офицеров-аристократов натянуто и фальшиво, потому что в минуты всенародного подъема и горя они по-прежнему думают в первую очередь о себе. В конце урока делается важный для воспитания суворовцев вывод: человек, который в своем поведении на войне руководствуется карьеристскими соображениями, всегда трус, а подлинная храбрость, побеждающая страх смерти, проистекает из чувства патриотизма.

   Эпопея  «Война и мир», как ни одно произведение в курсе литературы 10 класса, располагает богатейшим материалом для военно-патриотического воспитания суворовцев. Такие  темы, как «Изображение войн 1805-1807 и 1812 годов», «Героини и патриотизм русского народа», еще раз позволяют раскрыть силу толстовской идеи о ненужности и бессмысленности войны, о величии русского война и героического духа русской армии, проникнуть в «народную мысль» произведения. Говоря об Андрее Болконском, стараемся, прежде всего, подчеркнуть мысль, что он патриот, человек высокой чести, не прощавший себе даже мелких погрешностей.

   Беседы по современной литературе позволяют преподавателю подобрать богатейший материал для военно-патриотического воспитания суворовцев. Большое внимание здесь мы уделяем теме «Нравственный подвиг народа в Великой Отечественной войне в произведениях литературы 50-70 годов».

   «Книги о войне, - говорит критик А. Бочаров, - не памятник и не надгробие, они  живая гордость и боль; в них – не только проклятие войне, но и прославление воина, не только призыв к всеобщему разоружению, но и мощное оружие в воспитании качеств бойца за общее дело». Именно такой идейно-нравственный прицел имеют рекомендованные для бесед роман К. Симонова «Живые и мертвые», военные повести В. Быкова («Обелиск», «Дожить до рассвета», «Его батальон»), Б. Васильева («А зори здесь тихие…», «В списках не значился»). Эти произведения рассказывают о героизме и нравственной силе солдата, проникнуты пафосом утверждения высокой, хотя и суровой необходимости отдать свою жизнь во имя победы, раскрывают нравственные истоки подвига.

   Герои, драматические ситуации этих произведений, как правило, волнуют суворовцев, заставляют их почувствовать  мысль, что русский человек руководствуется  в своем поведении чувством долга, которое сказывается превыше и сильнее всех других чувств, заставляет забыть о себе, о грозящей опасности, побеждает страх смерти и ведёт к подвигу. Поднимается и проблема ответственности командира за свои действия. Сопоставление произведений и героев, горячие споры, заставляющие защищать, отстаивать или, наоборот, пересмотреть свою точку зрения, вопросы преподавателя, останавливающем внимание на самом главном в произведении, чтение наиболее впечатляющих эпизодов, соотнесение литературных примеров с жизнью будят чувства, стимулируют мысль и ведут к постижению высокой нравственной  идеи произведения – только преданность Родине, сознание важности поставленной задачи, страстность в выполнении воинского долга, коллективистские чувства могут стать истоками подвига.

   Формирование патриотических, гражданских убеждений средствами литературы требует продуманного отбора литературного материала, способного вызвать личную заинтересованность и достаточно сильный эмоциональный отклик, требует максимальной активизации мыслительных способностей. Глубокие мысли, заложенные в художественных произведениях, преподнесенные эмоционально и с исключительной убежденностью в их справедливости, всегда являются могучим средством воспитания патриота, готового к активной защите своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава наш...

Воспитание толерантности на уроках литературы.

Толерантность - не новое явление в жизни общества. Русские люди с давних времён относились с пониманием и глубоким уважением к своим соседям по территории проживания и другим народам, отдалённым от Ро...

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении неко...

"Патриотическое воспитание суворовцев на уроках химии"

Доклад на научно-практической конференции "Развитие личности суворовца в условиях современного суворовского училища", 2011 г....

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы.

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы....

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы...