Художественный мир Н.В. Гоголя.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

Данный урок открывает систему уроков по творчеству Н.В. Гоголя. Представленный материал поможет учителю сформировать у старшеклассников представление о жизни и творчестве писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Ход урока

       Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста.  Сегодня мы с вами начинаем изучать творчество Н.В.Гоголя. Запишите в тетрадях дату, вид работы и тему урока.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Слайд с датой и темой урока

2. Повторение изученного материала

3. Изучение нового материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктирующее  слово учителя

Сегодня мы с вами приступаем к новой теме, но сначала выполним проверочную работу по  поэме Лермонтова «Демон».

 Вам нужно в письменном виде ответить на два любых из поставленных перед вами проблемных вопросов. Текстом произведения можно пользоваться. На работу 10 минут.

Метод обучения: опрос

Приём обучения: устный фронтальный

А теперь переходим к теме урока. Какие произведения Н.В.Гоголя, вы знаете, уже изучили? Назовите их и главных действующих лиц.

Проведем  небольшой устный опрос по изученным произведениям, и выясним, насколько хорошо вы их помните.

Узнайте героя, (о ком говорит автор?)

  1. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы слишком стар, однако ж и не так чтобы молод». (Чичиков)

2  «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». (Манилов).

3. «…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Черты лица его грубы и жести как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов».(городничий Сквозник-Дмухановский)

4. «Так погиб, жертва безумной страсти, тихий, робкий, скромный, детски простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может со временем бы вспыхнувшего широко и ярко. Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря». (Пискарёв).

5.  «Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». ( Хлестаков)

6. Этот персонаж «был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; он весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» (Тарас Бульба

7.Эта героиня «имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник». (Солоха). 

8. «Он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба… позабывала ведро — он утаскивал и ведро». Плюшкин)

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее сообщающее слово

А сейчас мы поговорим о жизни и творчестве и художественном мире Н.В.Гоголя. Работаем в лекционной форме. Ваша задача – составить  краткий конспект по теме урока, записать основные положения. Если нужно будет повторить, я остановлюсь, некоторые ключевые моменты будут вынесены на слайд.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Проблемные вопросы:

1.Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

2. Можно ли назвать любовь Демона к Тамаре эгоистичной. Почему?

3. Как вы думаете, возможна ли любовь Демона и Тамары?  Возможна ли гармония между  ними? Почему?

4.Можно ли сказать, что Демон обречён на одиночество? Почему?

5. Почему Бог прощает Тамару, и ее душа попадает в рай?

6. Можно ли судьбу Демона назвать трагичной? Почему?

7. Можно ли сказать, что Тамара приносит себя в жертву Демону? Почему?

8.Есть ли сходство в образах Демона и Печорина? Обоснуйте свою позицию.

9. Можно ли сказать, что  в финале поэмы торжествует зло? Почему?

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее сообщающее слово

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта ст. ст. 1809 года в селе  Великие Сорочинцы недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка, в обстановке безбедного быта и родительского баловства. Каждую осень в Васильевке бывала ярмарка — эту ярмарку Гоголь наблюдал с детства, а потом изобразил под названием Сорочинской. Спросить в каком цикле есть произведение с одноимённым названием?

По вечерам молодежь собиралась послушать рассказы о старом времени, о чудесах. «Тут-то бывали настоящие «вечера на хуторе», которые Николай Васильевич, по-особенному обстоятельству, поместил близ Диканьки, тут-то он видал этих неистощимых балагуров, этих оригиналов и деревенских франтов, которых изобразил потом, несколько окарикатуря, в своих несравненных предисловиях к повестям Рудого Панька», — писал первый биограф Гоголя П. А. Кулиш. Когда Гоголь подрос, его подготовили дома к поступлению в Полтавское  училище, а вскоре, в 1821 г., перевели в только что открытую Нежинскую гимназию высших наук. Гимназисты образовали свой литературный кружок,  стали издавать журналы и альманахи, В этом кружке Гоголь впервые начал писать художественные произведения. К сожалению, первые опыты Гоголя не дошли до нас. Наконец в июне 1828 года гимназия окончена. Впереди — свобода, Петербург, служба.(юрист) В декабре 1828 г. девятнадцатилетний молодой человек в сопровождении верного слуги Якима отправляется в столицу. Он полон честолюбивых планов, хочет служить и делать карьеру, а между тем везет с собой романтическую поэму «Ганс Кюхельгартен». Но Петербург встретил Гоголя неприветливо. Службу найти не удавалось, несмотря на рекомендательные письма и протекции; деньги таяли, нестерпимый холод, особенно когда пришлось «отхватать всю зиму в летней шинели», по выражению Гоголя, — все эти неудачи сильно удручали молодого человека. Прибавились и другие неприятности.

«Ганс Кюхельгартен» был издан [под псевдонимом В.Алов], но не принес славы автору. Впоследствии прочитав неодобрительный отзыв критиков, Гоголь скупил по книжным лавкам весь тираж поэмы и уничтожил его. Поэтому первое издание поэмы является библиографической редкостью. Летом 1831 года Николай Васильевич Гоголь живет в Павловске, недалеко — в Царском Селе — Пушкин и Жуковский, с которыми знакомится Гоголь. Это светлое время в жизни Гоголя. В Петербурге печатается первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Гоголь описывает Пушкину веселье наборщиков, которые смеялись, читая рукопись. Мысли о родной Украине — «здесь так занимает всех все малороссийское» [из письма к матери] — не покидают юношу. У него с собою большая конторская книга, заведенная еще в Нежине. На обложке Гоголь написал: «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Нежин. 1826». Сюда Гоголь вписывает особенно заинтересовавшие его слова, показавшиеся любопытными фамилии и прозвища, а скоро на голубых и белых листах книги появятся записи украинских преданий, народных песен. Николай Васильевич просит мать: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самих сапогов, с поименованием, как все это называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян, — равным образом названия платья, носимого нашими крестьянскими девками до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками... Еще — обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей... Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть кроме того какие-либо духи или домовые, то о них подробнее, с их названиями и делами. Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно». 

В начале сентября 1831 года первая книжка «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет. Имени автора на книге не было, вместо этого на титуле обозначено: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатый материал народных поверий и преданий, умело вплетенный в ткань повествования, делали книгу Гоголя занимательной и своевременной.

В книге вовсе не один рассказчик. Мало того что рассказы сообщены разными людьми [сравните тот же прием в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина, которые печатаются в этом же году], речь рассказчика звучит по-разному. Роскошное романтическое описание природы сменяется лукавой интонацией разговорной речи простолюдина, архаизированным книжным говорком дьячка. «Сорочинская ярмарка» сопровождается эпиграфом из старинной украинской песни «Мени нудно в хате жить...» и начинается великолепным, романтическим описанием летнего дня. Повести «Вечеров на хуторе...» окрашены мягким, добрым юмором. В сущности, поэтический мир «Вечеров на хуторе...», мир мечты, мир сказки подчиняется тем же законам, что и народные сказки. Зло слабее добра, оно не может победить. Черт не всесилен, он даже не страшен тому, кто благороден и добр. Черт — это воплощенная пошлость, которую Гоголь ненавидел. Он прельщает золотом, богатством, легкой победой над всеми препятствиями. Но человек оказывается хитрее и смелее: заставил же Вакула черта служить ему. Это мир романтический, мир мечты, где препятствия оказываются не слишком страшными и легко устранимыми, красивые парни влюбляются в еще более красивых девушек, а над белыми хатами, цветущими садами и широкими реками — высокое голубое небо. Как любая мечта, это не подлинное изображение реальной жизни — это норма, то, как хотелось бы жить; поэтому здесь нет и не может быть изображено социальное зло, тяготы крепостного права.

Однако в книге Гоголя-романтика уже есть противоречия. Гоголь стремится создать такую картину действительности, которая отразила бы единство бытия народа и его нравственного идеала. Это оказывается невозможно. Как только мы соприкасаемся с действительностью, идеал деформируется, искажается, как лицо колдуна на свадьбе [«Страшная месть»]. Жизнь образовала дурную реальность, грубо исказившую норму,— и это нехорошо, трагично, дико. Все более пристально вглядывается Гоголь-художник в окружающую его жизнь, и очень скоро она делается главным предметом его изображения.

С Гоголем и «гоголевским направлением» обычно связывают расцвет реализма в русской прозе. В то же время реализм Гоголя совершенно особого рода. Некоторые исследователи вообще не считают Гоголя реалистом,

другие называют его стиль «фантастическим реализмом». Гоголь – мастер фантасмогории. Во многих его

сюжетах присутствует фантастический элемент. Создаётся ощущение

 «смещённой», «искривлённой»

реальности, напоминающей кривое зеркало. Это связано с гиперболой и гротеском – важнейшими элементами

эстетики Гоголя.

В произведениях Гоголя много юмора. Не случайно статья В.Г. Короленко о творческой судьбе Гоголя

называется «Трагедия великого юмориста». В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало.

В 1835 году один за другим выходят два сборника повестей Н. В. Гоголя «Миргород» и «Арабески». Вслед за ними появляется знаменитая статья В. Г. Белинского «О русской повести и о повестях г. Гоголя». Белинский провозгласил Гоголя поэтом жизни действительной: «Что такое каждая из его повестей? Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и все это вместе называется жизнь».  В «Миргороде» Гоголь обращается к исторической теме, он остается писателем, остро чувствующим современность. «Бей в прошедшем настоящее, — и тройною силою облечется твое слово», — советовал Гоголь поэту Н. М. Языкову. Тема первой повести, как бывает в музыке, противопоставлена теме второй. От такого соседства выигрывают и «Старосветские помещики», и «Тарас Бульба», а Гоголь показывает себя прекрасным мастером композиции. Обыденное и фантастическое в повести «Вий» так перепуталось, что даже личность главного героя — Хомы Брута — получает двойную характеристику. Днем Хома — любитель выпить и поесть, не прочь стянуть по дороге, что плохо лежит; ночью — Брут [в самом имени намек на героическое] отчаянно сражается с темными силами, восставшими на человека, и нужно героическое усилие победить их. Но не победил — погиб Хома Брут, нет уже в человеке современном той силы, которая была в Тарасе и Остапе.

Арабески – арабские письмена или ковровые узоры, сочетание чего-то разнородного.

Почти одновременно с «Миргородом» был напечатан сборник «Арабески». В него вошли статьи Гоголя по вопросам истории, искусства, литературы и петербургские повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях Гоголь показал социальные противоречия столичного города, крушение лучших человеческих чувств и стремлений, гибель искусства в обществе, где все служит предметом продажи и наживы.

Петербург, который возникает на страницах повестей Гоголя, не похож на пушкинский. Пушкин любуется прекрасной архитектурой столицы, ее «стройными громадами», ее белыми ночами, «когда я в комнате моей/Пишу, читаю без лампады...».

Гоголь увидел совсем другой город, его точка зрения — это точка зрения маленького человека, какого-нибудь титулярного советника Поприщина [«Записки сумасшедшего»] или Акакия Акакиевича Башмачкина [«Шинель»]. В их мизерном мире поручик Пирогов [«Невский проспект»] или майор Ковалев [«Нос»] — высшая аристократия.

Петербург в повестях Гоголя — фантасмагорический полупризрачный город, в котором странное переплетается с повседневным, реальное — с фантастическим, величественное — с низким, красивое — с безобразным. Этот мифологический образ Петербурга во многом восходит к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Одновременно с этим в произведениях Гоголя присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга. Чаще всего писатель изображает мир чиновников, их специфические взаимоотношения, определяемые табелью о рангах (обратите внимание, что этот институт был введен Петром I: весь бюрократический Петербург — это, образно выражаясь, «постройка» Петра). На первый план выходит образ бедного чиновника, невысоко стоящего на служебной лестнице. В социально-психологическом отношении этот тип близок пушкинскому «станционному смотрителю» или главному герою поэмы «Медный всадник». Такого героя в критике, как правило, называют «маленьким человеком». Это фигура одновременно пародийная и трагическая. Пародийна она по отношению к романтическому герою. От него «маленький человек» унаследовал острый конфликт мечты и реальности, глубокое чувство неудовлетворенности самим собой и своей судьбой. Соответственно в сюжетной линии «маленького человека» встречаются некоторые типично романтические в своих истоках мотивы (мечта, сон, безумие, несчастная любовь, фантазии), в различных формах выражающие переход из мира реальности в мир фантасмагории. В романтической литературе этот герой имеет очень высокий статус, там его никак нельзя было бы назвать «маленьким человеком». Однако у Гоголя ему придаются вполне конкретные социально-психологические черты, существенно снижающие этот образ по сравнению с его романтическим предшественником. В то же время возможно понимание «маленького человека» как трагического героя нового типа, поскольку его чувство безысходности, отчаяния и одиночества связано с грубой социальной действительностью. Ярким примером такого героя служит Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель». Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»,— сказал Ф. М. Достоевский. Его слова стали известны в пересказе мемуаристов. Но если даже это фраза легендарная и Достоевский никогда ее не произносил, эта фраза справедлива. Это емкая формула: в один ряд становятся петербургские повести Гоголя, «Белые ночи» и «Бедные люди» Достоевского, «Петербургские углы» Некрасова, первые повести И. С. Тургенева. Гоголь открыл совершенно новую область действительности — жизнь маленького человека, сделал предметом искусства 

Теперь, в 1833 году, Н. В. Гоголь мечтает о народной комедии, которая могла бы стать в ряд с «Недорослем» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова. «Уже и сюжет было на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой, толстой тетради: «Владимир 3-ей степени», и сколько злости, смеха и соли!.. Но вдруг остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура никогда не пропустит. А что из того, когда пьеса не будет играться: драма живет только на сцене» [Гоголь — М. П. Погодину. 20 февраля 1833 г.].

В 1835 году Гоголь писал в Москву Погодину, что он не дает «Женихов» на сцену, а «из-под полы» готовит другую комедию. Эта другая комедия, основанная на «чисто русском анекдоте», была «Ревизор». Гоголь отказался от традиционно водевильной любовной интриги, но использовал традиционные сценические эффекты. Это и мотив «комедии ошибок»: одного принимают за другого; и традиционная комическая пара Бобчинский и Добчинский; и падение Бобчинского, подслушивающего разговор городничего с Хлестаковым. Между тем комедия «Ревизор» по-настоящему новаторская.

Хлестаков сам по себе человек ничтожный, неумный. Но ему очень хочется быть важным. Судьба преподносит Хлестакову подарок: чиновники принимают его за ревизора, и это неожиданное приключение заставляет самого Ивана Александровича искренно увериться в своей значительности. Он начинает врать — сначала просто потому, что надо же как-то оправдать ожидания чиновников, затем увлекается, потому что ему верят, в рот смотрят. Происходит великолепная сцена вранья.

Гоголь писал, что в его комедии есть одно честное, благородное лицо, и лицо это — смех. Смех, а вовсе не ревизор, прибывший «по высочайшему повелению».

Точно ли эпизод с мнимым ревизором Гоголь выдумал? Что представляет собою «чисто русский анекдот», который автор положил в основу своей комедии?

 «Сделайте милость,— писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 г.,— дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». Вспоминают, что Пушкин рассказал Гоголю историю, случившуюся в Одессе с общим их знакомым, редактором журнала «Отечественные записки», которого приняли было за ревизора, приносили ему просьбы, совали взятки. Может быть, сцена, когда чиновники дают Хлестакову взятки [ведь они ничего у него не спрашивают — просто дают, и не взятки, а будто бы взаймы], навеяна отчасти одесским приключением. Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля 1836 г. на сцене Александрийского театра в Петербурге. «Зала наполнилась блистающею публикою, вся аристократия была налицо, зная, что государь обещал быть в театре»,— вспоминал современник о премьере комедии. Гоголь, взволнованный, скрылся в директорской ложе, выглядывал из-за штор то на сцену, то в зал. Актеры играли совсем не так, как ему представлялась, слышалась его пьеса. Они играли комедию Гоголя, как играют площадные фарсы. Пропадала острота. Хлестаков оказывался просто хвастуном, городничий выходил неумным, понятие актерского ансамбля в то время вообще отсутствовало. В зале нарастало недоумение, потом недовольство. «...Аплодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывали, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование, которое довершено было пятым актом»,— вспоминал П. В. Анненков. Автора вызывали, но он не вышел: не дождавшись конца спектакля, Гоголь убежал из театра. 6 июня 1836 г. Гоголь покидает родину, на этот раз надолго. Он едет в Гамбург, в Швейцарию, в Париж. Он везет с собою начало поэмы «Мертвые души», мечтает создать эпопею. 

В октябре 1841 г. Гоголь приехал в Россию и привез с собою почти совершенно оконченный и отделанный первый том поэмы. Начались хлопоты по переписке и печатанию.

Цензурный комитет жестоко обошелся с новым произведением Гоголя: были  не только  вычеркнутые  слова,  была уничтожена  «Повесть о капитане    Копейкине»,    безнадежно    испорчено    заглавие.

Гоголь принадлежит к тем художникам, которые отделывают свои произведения чрезвычайно тщательно. Ни одного слова нельзя переменить в его созданиях без ущерба целому. Особенно трудно Гоголю было смириться с уничтожением «Копейкина»: «Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которой я ничем не в силах заплатать и зашить» (Гоголь — П. А. Плетневу, 10 апреля 1842 г.). В несколько дней Гоголь создает цензурный вариант этой вставной новеллы. Но заглавие испорчено безнадежно: «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Вместо торжественного, страшного заглавия «Мертвые души» (А. И. Герцен запишет в дневнике: «Мертвые души» — это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас») — приключения авантюриста. 

Первая часть «Мертвых душ» и собрание сочинений 1842 г., где Гоголь впервые объединил цикл «Петербургские повести», напечатал переработанные редакции ранних произведений, были последними выступлениями Гоголя-художника. Десять лет жизни 1842—1852 гг. были годами трагической внутренней борьбы, связанной с переоценкой всего, что сделано до сих пор, с неудачами в осуществлении замысла второй части «Мертвых душ». Писатель хочет отказаться от своей манеры, оживляя героев, создавать образы несколько преувеличенные. Будучи достаточно тонким психологом и превосходным наблюдателем характеров. Гоголь ставит перед собою задачу создать образы без налета сатиры. Не идеализируя, не создавая утопии, написать картину жизни России. Гоголь ищет образцы. Но  состояние здоровья писателя постепенно ухудшается  и в 1852 году, будучи  нездоровым, он уничтожает второй том «Мёртвых душ». Умер писатель в 1852 году 21 февраля. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

4.Итог урока

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее  слово

А теперь обобщим всё сказанное. Ребята, в чём особенности художественного мира Гоголя?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третье октября Классная работа Художественный мир Н.В.Гоголя

Слайд 5

Первая романтическая поэма Н.В.Гоголя называлась «Ганс Кюхельгартен» (опубликована в 1829 г.)

Слайд 6

1831 год - знакомство Гоголя с А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским

Слайд 7

« Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Нежин. 1826». Сюда Гоголь вписывает особенно заинтересовавшие его слова, показавшиеся любопытными фамилии и прозвища, украинские народные предания и песни.

Слайд 8

1831 г.

Слайд 9

Живая разговорная речь, драматически построенные диалоги, богатый материал народных поверий и преданий , юмор , делали книгу Гоголя занимательной и своевременной.

Слайд 10

Литературные направления в творчестве Гоголя Романтизм мечта об идеальном устройстве мира Реализм х удожественное осмысление действительности, основанное на принципе жизнеподобия

Слайд 11

Некоторые исследователи называют стиль Гоголя «фантастическим реализмом». Создаётся ощущение « смещённой», «искривлённой» реальности , напоминающей кривое зеркало. Это связано с гиперболой и гротеском – важнейшими элементами эстетики Гоголя.

Слайд 12

Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

Слайд 13

В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало.

Слайд 14

1835- «Миргород» и «Арабески». В «Арабески» вошли статьи Гоголя по вопросам истории, искусства, литературы и петербургские повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».

Слайд 15

Петербург, который возникает на страницах повестей Гоголя, не похож на Петербург Пушкина. Петербург в повестях Гоголя — полупризрачный город, в котором странное переплетает­ся с повседневным , реальное — с фантастическим, величественное — с низким, красивое — с безобразным .

Слайд 16

Одновременно с этим в произведениях Гоголя при­сутствует глубоко реалистическое видение Петербурга.

Слайд 17

На первый план выходит образ бедного чиновника, невысоко стоящего на служебной лестнице. Такого героя в называют «маленьким человеком».

Слайд 18

В 1833 году, Н. В. Гоголь мечтает о народной комедии, которая могла бы стать в ряд с «Недорослем» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Слайд 19

Десять лет жизни (1842—1852 гг.) были годами трагической внутренней борьбы, связанной с переоценкой всего, что сделано до сих пор, с неудачами в осуществлении замысла второй части «Мертвых душ».

Слайд 20

Гоголь ставит перед собою задачу создать образы без налета сатиры. Не идеализируя, не создавая утопии, написать картину жизни России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

1.     Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь».  Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе ...

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы

Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы...

Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Пакет материалов к проведению уроков по данной теме...

«Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя» (Урок по повести Н.Гоголя "Шинель" в 9 классе)

Это второй урок в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель" . Тема первого "Повесть Н.В.Гоголя №Шинель". Традиции и новаторство в изображении "маленького человека"....

Еда как художественная деталь в поэме Гоголя "Мёртвые души"

Интересный материал для преподавателя и девятиклассников, помогающий сделать необходимые выводы при изучении поэмы Гоголя...