Конспект урока по литературе 7 класс "Поучение Владимира Мономаха"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Павлович Ольга Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Павлович Ольга Владимировна

Учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт – Петербурга

Литература

7 класс

Древнерусская литература. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха».

  1. Нравственные заветы Древней Руси
  2. Внимание к личности.

Литература:

          1)Учебник Хрестоматия для 7 класса средней  школы. Автор –    составитель Коровина В.Я.  М: «Просвещение», 2013

2)Н.Я. Золотарева, Н.В. Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс

3) Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина Литература. Поурочные планы 7 класс

4) Н.А. Миронова «Анализ произведений русской литературы», 7 класс.

№ урока

Фрагменты урока

Аудио-, видео-, интернет - ресурсы

7.

1. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о древнерусской литературе, познакомимся с ее особенностями и жанрами.

Звучит ария Пимена  из оперы «Борис Годунов»

2. «Еще одно последнее сказанье,/И летопись окончена моя…» - так заканчивал свой труд монах – летописец в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». Такого же мудрого, понимающего ответственность своего труда, скрупулезно записывающего все важные события жизни России летописца изобразил ( уже знакомый нам) В. Васнецов на картине «Нестор – летописец».

ссылка

картина В. Васнецова « Нестор – летописец»

3. Современному, неподготовленному к такому чтению человеку непросто понять произведения древнерусской литературы. Попробуем разобраться вместе. Но сначала немного истории.

4. Начало русской литературы относится к 10 веку, когда на Руси появилась письменность. В кельях монастырей монахи – книжники переписывали летописи, поучения. Наибольший интерес вызывали произведения нравственного, поучительного характера, а также исторические сочинения. Книги на Руси ценились очень высоко. Центрами книжности были Киев, Чернигов, Галич, Ростов, Новгород.

5. Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятие христианства, именно тогда возникла необходимость ознакомить Русь со священным писанием, с историей церкви. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. Также возникла необходимость переводить с греческого и болгарского оригиналов большое количество текстов.

6. Какие же основные 3 этапа развития прошла древнерусская литература, существовавшая более, чем 700 лет?

1. 11 – 15 века: творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель выступает как посредник между Богом и человеком. Писатель еще не является собственно автором, сам он ничего не создает, только переписывает Божественные священные тексты. Чуть позже, к 15 веку, появляется интерес к человеку, его мыслям, писатель начинает вносить свою точку зрения в переписываемый текст.

2. конец 15 – 40-е годы 17 века: появление рассудочного начала в писательском творчестве. Зарождается авторское начало, особенно в публицистике, в исторических повестях «Смутного времени». Появляется собственное мнение, появляется вымысел.

3. 40- е годы 17 века – 30-е годы 18 века: восприятие литературного труда как личного дела писателя. Именно в этот период происходит осознание и выражение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд с указанием имени автора. Появляется собственно « художественная литература». Талант осмысляется как Божественный дар.

Ссылка

Схема по векам.

7. А теперь давайте рассмотрим особенности древнерусской литературы:

А) До 1564 года русская лит-ра была рукописной. Создание книги было долговременным делом.  Произведения распространялись путем переписки.

Б) Вначале лит- ра была лит-рой сугубо патриотического направления.

В) Произведения создавались на основе исторических фактов. Вымысла не было, а если присутствовали какие- то фантастические элементы, то человек Древней Руси верил, что они происходили на самом деле. Литература преподавала христианскую духовную этику, то есть высокую нравственность.

Г) Долгое время древнерусская литература  оставалась анонимной.

8. основные жанры:

- житие – жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью.

- хождение – жанр путешествия, в котором рассказывается о поездках к святым местам или описание какого – либо путешествия.

- Поучение – жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление.

- воинская повесть – повествование о военном походе.

- летопись – повествование в произведении ведется по годам.

- слово – произведение духовной литературы поучительного характера

Ссылка

Книги с иллюстрациями:-«Житие Александра Невского»

- « Хождение за три моря» Афанасия Никитина

- «Поучение Владимира Мономаха»

- «Сказание о Мамаевом побоище»

- «Повесть временных лет»

- «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

9. Итак, перейдем к « Повести временных лет».

Первым летописцем на Руси считается монах Киево – Печерской лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех князей, которые свои интересы ставили выше общерусских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево – Печерского монастыря. Видимо, тогда он стал трудиться над летописью.

В начале 12 века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из замечательных произведений того времени. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего монастыря Сильвестром. «Повесть временных лет» - плод творчества нескольких поколений летописцев. При переписывании летописи вносились какие – либо добавления, поправки. Летописи велись строго по годам(погодные записи), и вносилось туда все важное, случившееся за год. «Повесть …» начинается от Всемирного потопа. После него сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили всю землю на 3 части. Сыновья Сима взяли восточные страны, Иафета – западные и северные.

 От племени Иафета и произошел народ славянский. Затем автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева, о походе Святослава на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою повесть поучения, записи устных рассказов, документы, притчи и жития. Ведущей темой большинства летописных записей становится идея единства Руси.

В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем: см. ссылку

За мудрость Ярослава летописец  произносит хвалебное слово князю. Стр. 52 учебник. Я читаю.

- каков язык сказания?

Древнерусский с церковнославянизмами.

- кКакова основная мысль?

Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг  неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков, читающий книги найдет в них пользу для души и руководство к жизни.

Зачитываю по книги Мироновой.стр. 20-21

« Так начнем повесть сию…»

Портрет Ярослава Мудрого

Ссылка

Текст на экране:

«Будете мирно живуще. Аще ( если) ли будете ненавидно живуще, в распрях…, то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша (устроили) трудомъ своим великим» 1054.

10. А сейчас перед нами еще один князь

Вл. Мономах ( 1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к князю, ценили его за желание сделать Русь единой. Он надеялся, что потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «поучение…», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве.

11. Я прочитаю «Поучение…», а вы попробуйте, пожалуйста, ответить на следующие вопросы:

Учебник стр.53.

Владимир Мономах – портрет

Ссылка

- Какую цель, по вашему мнению, ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?

- Что советует Мономах своим потомкам?

12. Рефлексия. Давайте подведем итог. Целью написания данного произведения, безусловно, является просвещение своих потомков. А советует князь им следующее:

«не ленитесь», « напойте и накормите просящего», « не убивайте», « старых чтите, как отца» и т. д.

13. К следующему уроку я попрошу вас прочитать «Повесть о Петре и Февронии».

14. На этом урок закончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Конспект урока по теме: «ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы

Во время данного урока происходит выявление учащимися художественной идеи «Поучения...», которая заключается ся в призыве  к милосердию и состраданию....

Урок по литературе «Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков.

Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..2)    понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;3)    развит...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....