Урок по рассказу протоиерея Сергея Николаева «Как Славка боролся с любоначалием»
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)

Ю.Смирнова

Урок по рассказу Сергея Николаева проводится в 5 классе в рамках Недели "Возвращение к истокам", которая проходит накануне Великого Поста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kak_slavka_borolsya_s_lyubonachaliem.doc927.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу протоиерея Сергея Николаева

«Как Славка боролся с любоначалием»

 Автор: Смирнова Юлия Юрьевна,

                             учитель русского языка  и литературы

 Разделы: Литература, Неделя «Возвращение к истокам»,

                               Внеклассная работа

Имена:

Александр Пушкин

Святой Ефрем Сирин

Великомученик Пантелеймон

            5 класс    

 Мы учредили День православной книги для того, чтобы укрепить нашу связь с трудами первопечатника Ивана Федорова и многих других, кто сохранял нравственную, духовную наследственность и в жизни нашего народа, да и в жизни всего рода человеческого.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

   Цели:

  • Популяризация чтения произведений духовно-нравственной литературы, а также русской классической литературы, созданной в контексте православного мировоззрения.  
  • Прививать подрастающему поколению вкус к чтению литературы с высоким духовно-нравственным содержанием.  
  • Укрепление традиционных христианских ценностей.

 

Оборудование: компьютер, презентация, текст рассказа

Ход урока

1. Актуализация знаний

Наш сегодняшний урок необычен. Он посвящен Дню православной книги. Этот день отмечают 14 марта.

  • А почему?

(1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Федоровым была издана первая русская печатная книга – "Апостол", именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник – День православной книги.)

  • Какие вы знаете православные книги?

(Разговор о Библии, о Ветхом и Новом заветах.)

  • А в какое время проходит День православной книги? (Великий пост)
  • Что такое Великий пост?

(Великий пост – это важнейший и самый древний из постов, это время  обновления и очищения  души, воздержания от зла и гнева. Так верующие готовятся к Пасхе – Дню Свтлого Христова Воскресения.) 

2. Постановка целей и задач. Объяснение нового материала.

  • Как же должен вести себя человек в непростые дни испытаний?
  • Кто поможет ему?

Об этом мы сегодня и будем говорить.

Для укрепления сил верующих, для разъяснения смысла Великого поста древний монах Ефрем Сирин создал молитву.

      Святой Ефрем Сирин - сириец - жил в Месопотамии в IV веке. В молодости он отличался вспыльчивым и раздражительным характером;  неожиданное вразумление свыше привело его к покаянию - настолько глубокому, что юноша ушел в пустыню и стал монахом.
     Бог дал преподобному Ефрему премудрость и дар учительства, но он стремился укрыться от людей и, считая себя недостойным, избегал посвящения в иерейский сан. Прибегнув к хитрости, святитель Василий Великий сделал его дьяконом; когда же Ефрема хотели насильно сделать епископом, он притворился сумасшедшим, убежал из города и вернулся после того, как епископская кафедра была занята.

Заболев предсмертной болезнью, преподобный Ефрем просил, чтобы его похоронили вместе со странниками; завещание было исполнено, и лишь некоторое время спустя мощи святого перенесли в церковь.
     Учитель покаяния, диакон Ефрем оставил множество поучений, песнопений и молитв, в том числе великопостную молитву "Господи и Владыко живота моего...".

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.

Чтобы понять смысл этой молитвы, нужно понять ключевые слова.

Словарная работа (духовные смыслы слов).

Живота моего - жизни моей

дух праздности - склонность к безделию или лени

уныние - безнадежность

любоначалие - властолюбие, т. е. стремление начальствовать и властвовать над другими 
празднословие
 - произношение пустых слов, а также произнесение
дурных и бранных слов

не даждь ми - не дай мне

целомудрие - здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души

 смиренномудрие - сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом, смирение

Ей, Господи! - О, Господи!

Даруй ми зрети - дай мне видеть, сознавать

Брат -  всякий другой человек.

Яко благословен еси - потому что ты достоин прославления.

  • Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

В ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется список наших личных подвигов. Цель этих подвигов — очищение души, избавление от пороков и недостатков, которые мешают нам  стать лучше, препятствуют нашему вступлению на путь духовного развития.

Словарная работа (духовные смыслы слова).

Подвиг - Заимствование из старославянского, где было образовано от «подвигнутися» – "потрудиться; совершить подвиг". К той же основе восходят и слова двинуть, двигать.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда "вниз", а не поднимают "вверх", что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. "Праздность" — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

3. Анализ рассказа «Как Славка боролся с любоначалием»

Анализ проводится с использованием технологии «Чтение с остановками».

1) Вызов

  • Как же связан рассказ священника Сергея Николаева с нашим сегодняшним разговором о православной книге? 

На этот вопрос мы ответим в конце нашего разговора.

2) Осмысление

Часть 1

  • Кого можно назвать главным героем этого рассказа?  Охарактеризуйте Славку?
  • Почему возник конфликт с Зиной?
  • Как вы думаете, а что чувствует сам Славка?
  • Каким вы представляете дальнейший ход повествования?
  • Рисуем дерево возможностей.

Часть 2

  • Почему расстроился Славка?
  • Что нужно сделать, чтобы снять напряжение?

Часть 3

 Чтение и комментирование стихотворения Пушкина.

Отцы пустынники и жены непорочны...

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Комментарий

Отцы-пустынники — название христианских монахов, отшельников и аскетов периода возникновения монашества в IV—V веках.

Выражение «жены непорочны» тоже очень важно для понимания.
Слово «непорочный» в богослужебных текстах относится прежде
всего к Богоматери: Всенепорочная, Пренепорочная Дева. Его употребляют
и по отношению ко Христу: Агнец Непорочный, т. е. безгрешный.  По Библии быть непорочным - значит быть чистым сердцем.
Сам Великий пост называется непорочным.
 Первая строка стихотворения вызывает множество ассоциаций
и с монашеством, и с состоянием души человека, преданного Богу.

Во второй строке («Чтоб сердцем возлетать во области заочны») поэт говорит о том, что сердце - это центр духовной жизни, сердце, открытое Богу, может преобразить человека.
По христианскому учению, существуют два мира: мир земной и мир небесный (невидимый). Молитва, произносимая сердцем, может открыть для человека мир невидимый (Божественный). Но чистая молитва (имеется в виду та молитва, при произнесении которой «ум молчит», а «сердце говорит») - это вершина духовной жизни.
 Из множества молитв (видимо, тех, которые знает поэт) только
одна его «умиляет». Здесь слово «умиляет» подразумевает желание
молиться, т. е. великую потребность в молитве.
 «Как та, которую священник повторяет» - молитву Ефрема Сирина
читает в церкви священник, молящиеся повторяют ее про себя.

Часть 4.

  • Что же понял Славка, прочитав стихотворение Пушкина?
  • Как вы думаете, как поступит Славка дальше?
  • Возвращаемся к дереву возможностей. Выбор.

Часть 5     

  • Какая из наших версий подтвердилась?
  • Что позволило вам предположить, что Славка поступит именно так?

Часть 6

 Рассказ про великомученика и целителя Пантелеймона.

Пантелеймон родился в конце III века в г. Никомидии (в северо-западной части Малой Азии), когда всеобщей верой было язычество.

Его родители были богатые и знатные люди в Никодимии, его отец, - язычник Евсторгий, назвал сына Пантолеоном.

 Его мать была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному ремеслу.

Однако он не забывал учение матери и посвятил всю свою жизнь безвозмездному служению страждущим, больным, убогим и нищим. Пантелеймон посещал узников в тюрьмах и лечил их от ран.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый).

После этого чуда Пантелеймон отправился к священнику Ермолаю и крестился во имя Господа.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

 Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Кто исцелит его: он или языческие жрецы — вера того и должна быть истинною. Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеимон силой молитвы даровал раслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеимона и приказал истязать его, а затем бросить тяжелым камнем в море. Но Пантелеймон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям.

После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда. Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеимона в Царствие Небесное и святой попросил воинов исполнить данный им приказ. Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами.

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя.

  • На чье поведение обращает внимание автор в этой части?
  • Почему Люба ведет себя так?
  • Как вы думаете, каков дальнейший ход событий?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ?
  • Как бы вы  закончили его?

  • Дерево возможностей

Часть 7

  • Почему Славке удалось так проникновенно прочитать стихотворение Пушкина?

3. Рефлексия

  • Как же связан рассказ с темой нашего сегодняшнего урока «Православная книга»?

(Именно православная молитва помогла Пушкину создать такое прекрасное стихотворение на слова молитвы, ребята поняли все именно с ее помощью.)

Задание: Письменный ответ на вопрос «Чему научил меня рассказ?»

Библиография:

1. Протоиерей Сергей Николаев «Необычный подарок», Издательство: Данилов мужской монастырь , 2013г.

2. Азбука православия Преподобный Ефрем Сирин  http://bgm.org.ru/cerkovnye-deyateli

3. Житие святого великомученика и целителя Пантелеимона

http://hrampanteleimona.cerkov.ru/zhitie-svyatogo-velikomuchenika-i-celitelya-panteleimona/

4. Протопресвитер Александр Шмеман Великий пост, Глава 2. Великопостные Богослужения, 2. Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/velikij-post/2

5. Тюренков Михаил День православной книги: Праздник новый, смыслы вечные

https://tsargrad.tv/articles/den-pravoslavnoj-knigi-prazdnik-novyj-smysly-vechnye_117387

6. Этимологический словарь современного русского языка. Составитель  

А.К. Шапошников. В двух томах. - Москва Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 2010

Приложение 1

Священник Сергей Николаев.

Как Славка боролся с любоначалием.

1.

Великим постом мы готовили к Пасхе концерт и спектакль. Славку назначили ответственным за художественное оформление и техническую часть. В спектакле он все равно не участвовал, потому что пьеса была из жизни цветов и насекомых. Играли  в основном  малыши и девочки. А рисовал Славка здорово.

Взялся он за дело с жаром. И за четыре дня сделал все костюмы и декорации. Если бы я сам не видел, как он вырезает и клеит все эти цветочные лепестки и крылышки для стрекоз, я бы ни за что не поверил, что Славка может так аккуратно и быстро работать.

Костюмы вышли на славу, и артисты были в восторге. Славку благодарили, называли Славиком, и он прямо таял от похвал. Но радовались не все. Зине совершенно не нравились ее голубые крылья.

— Как же ты, художник, и не понимаешь, что у бабочки нельзя делать голубых крыльев! У нас две стрекозы с голубыми. Меня же с ними путать будут! — горячилась Зина.

—        А какие я тебе должен был крылья сделать? Красные, что ли? Красных бабочек не бывает. По крайней мере, в нашей местности их нет, — пытался отделаться от нее Славка. — Нет, вы подумайте, красные крылышки ей захотелось!

—        Не захотелось! И не красные, — оправдывалась Зина. — Ты сделай мне желтые в коричневую крапинку.

—        Ну ты и скажешь! В крапинку! Кто художник? Ты или я? Кто отвечает за оформление?

—        Что тебе, жалко, что ли, — упрашивала его Зина, — ведь желтые лучше будут.

—        Что ты понимаешь! — обозлился Славка. — Я художник — значит, мне виднее, что лучше, а что не лучше. И вообще, кто тебя на эту роль поставил? Тебе, с твоей комплекцией, только божью коровку играть, а не бабочку.

Зина обиделась и отошла к девочкам. А Славка все никак не мог успокоиться.

—        Голубые ей не подходят, в крапинку подавай! Я художник! Какие сделал, в таких и будешь играть!

2.

Я-то знал, что Славка хотел сделать Зине именно желтые крылья с коричневыми крапинками. Только желтой бумаги у нас не было. Нашлась лишь голубая и белая. А из белой Славка категорически отказался делать.

—        Белые только капустницы бывают. А к ним известное отношение. Никакого сочувствия.

Зина стояла в сторонке с девочками и никак не реагировала на Славкины выпады. Славка и сам, наверное, уже пожалел, что так разошелся и теперь не знал, как выйти из этого положения.

—        И вообще, кто этот актерский состав утверждал? — попытался он найти виноватых. — Бабочки, ромашки разные, а настоящие таланты в стороне, — он выпятил грудь и поднял подбородок, — что же, для меня никакой завалященькой роли не могли выдумать? Хотя бы сторожа огородного...

—        Или пугала огородного, — пропищала Ленка Кукушкина.

Славка сделал вид, что не слышал.

—        Я им рисуй, я им клей, а они мне... А ты что молчишь, помощник режиссера? — накинулся он на меня.

—        Так ты же занят. Техническую часть осуществляешь во время спектакля. Ты сам хотел, — напомнил я Славке.

—        Техническую часть... — передразнил он, — а в концерте? В концерте мне тоже только стульчики выносить? Эх ты! Я тебе всё, весь свой талант. А ты мне стульчики. Техническое обеспечение...

3.

Я и правда совсем упустил из виду, что Славке надо в концерте номер дать.

—        А ты выучи какое-нибудь стихотворение и расскажи, — говорю я ему.

—        Ну да! Стишки читать. Как малявки. Идет бычок качается, вздыхает на ходу... Спасибо, друг! — Славка даже поклонился, как на сцене, раскинув руки. — Не ожидал от тебя.

Похоже было, что он обиделся на весь свет.

—        Зачем бычок, — говорю я ему терпеливо, как больному. — Вот тебе книжка, называется «Духовная поэзия». Это стихи серьезные. Их в настоящих концертах со сцены читают. И по телевизору. Артист Лановой и... другие тоже. Только они трудные для заучивания. В них много славянизмов и вообще высокий стиль.

Славка сразу насторожился.

—        Славянизмов?

—        Ну, это старинных слов, — объясняю я ему. — С ними стихи получаются торжественнее. Если бы ты справился, то мог бы очень украсить концерт.

—        Это я-то не справлюсь! — завопил он. — Давай сюда свою книжку!

Славка всегда так, ему только дай возможность себя показать. С одной стороны, это грех тщеславия, а с другой, этим можно воспользоваться для общей пользы. Умный человек так и сделает. Умный — это я. Я знал, что теперь Славка непременно какое-нибудь отличное стихотворение выучит. Просто уверен был.

Славка тут же начал листать книгу. Туда-сюда, туда-сюда. Наконец догадался в оглавление посмотреть.

—        Это кто? Ломоносов. Знаем такого. Державин. Тоже знаем. Это который «в гроб сходя благословил». Ага! И Пушкин тоже. Пушкина я уважаю. И Лермонтова. Михаил Юрьича. Ген, я Пушкина выучу! — решил он.

—        Что тут у него? Отцы пустынники... — прочел Славка. — Слышь, Ген, а Пушкин оказывается тоже про отцов пустынников знал! — обрадовался он. — Это я точно выучу!

Славка хотел с ходу прочесть стихотворение, он выступил на середину, задрал подбородок и, скосив глаза к книге, бодро начал:

—        Отцы пустынники!.. — следующие два слова он прочел тише и уже не таким звонким голосом. Вторую строку Славка читал почти по слогам. Правда новая строфа пошла уже легче. А когда он дошел до перечисления грехов, то в его речи появились даже интонации. Видно, Славка все же добрался до смысла пушкинских слов. Хотя, может быть, и не всех.

4.

—        Лю-бо-на-ча-лие. Что это? Вроде знакомое слово, — Славка вопросительно посмотрел на меня.

—        Ты чего? Совсем, да? — уставился на него Валерка. — Забыл, что ли? Это же Пушкин про молитву написал стихотворение. Про ту, которую теперь Великим постом в церкви читают. Не слышал, что ли?

—        Слышал, — нашелся Славка, — но забыл. И потом, я не про молитву спрашиваю, а про любоначалие.

Пришлось объяснять.

—        Любоначалие — это любо-началие, — разделил я. — Если кто любит быть главным, начальником. Любит командовать. Или есть такие люди, которые любят...

—        Чтобы всё по-ихнему было, — опять объявилась Ленка Кукушкина, — не смотря ни на что. И всё над другими свою важность показывают.

—        Тебя не спрашивают, — попытался отмахнуться от нее Славка.

—        Что? Правда-то не нравится? — не унималась Ленка. — Ты, Слав, не обижайся, но я тебе скажу. Ты не прав с Зиной. Вот ты про любоначалие спрашиваешь. А про этот грех и в Евангелии написано. Спаситель о нем особенно предупредил.

Славка сначала хотел как-то осадить Кукушку, но потом стерпел. Может ему даже интересно стало. Ленка сразу почувствовала это. И даже вздохнула: теперь она могла не тараторить, а говорить помедленнее. Ленка сначала закрыла глаза, как будто вспоминая о чем-то. О, Ленка — замечательная актриса! Ермолова! Она постояла с закрытыми глазами ровно столько времени, сколько потребовалось, чтобы все приготовились внимательно слушать. В театре это называется: выдержать паузу.

—        Однажды, — начала Ленка, теперь она смотрела прямо перед собой, но смотрела не на кого-нибудь, не на всех вместе, а куда-то дальше. Может быть, она так смотрела для того, чтобы не отвлекаться во время рассказа, а может быть, беспокоилась, что Славка долго не выдержит и примется ломаться и показывать вид, что ему не интересно. А так, когда на него не смотрят, как он может показать свой вид? Только зря она беспокоилась. Славка от любопытства почти дышать перестал, ждал, когда же она заговорит. И Ленка начала рассказывать:

—        Однажды, когда Иисус с учениками шел в Иерусалим, к Нему подошла мать братьев Заведеевых, Иоанна и Иакова, и стала просить, чтобы потом, в Царстве Его, Спаситель позволил ее сыновьям сесть одному по правую руку Его, а другому по левую. За это остальные ученики обиделись на Иоанна и Иакова. Тогда Иисус сказал, что везде князья господствуют над народами и вельможи властвуют над всеми. «Но между вами да не будет так, — сказал Он. — Пусть, кто хочет быть начальником — будет слугою остальным. А кто хочет быть первым — пусть будет рабом». Вот так написано в Евангелии. — Ленка опустила глаза и как всегда покраснела.

Славка шумно вздохнул и выдохнул.

—        Ну ты даешь, Кукушка! Энциклопедия! — он оглянулся на остальных. — Ну, я в восхищении! Я все понял!

5.Славка поискал глазами Зину.

—        Ладно, Зинка, достала. Сделаю тебе желтые крылья! Летай! Я ведь какой человек? Мне и художником и слугой быть все равно. Раз плюнуть! Я не лю-бо-на-ча-лие какое-нибудь!

Он пошел к шкафу, в котором у нас хранятся всякие вещи для школьного театра, реквизит называется. Вытащил оттуда сначала какие-то тряпки, потом деревяшки. Потом почти весь залез в шкаф и вылез с рулоном белой бумаги и банкой краски.

—        Гу-ашь, гу-ашь, — то ли бубнил, то ли пел Славка. — Сейчас кисточки най-ду... А вот и крапинки, — он потянул за какой-то лоскут и на пол вывалилась куча разноцветных блестящих обрезков.

—        Сейчас мы такие крылышки сделаем — закачаешься, — бубнил Славка. Он разложил на столе лист, принес чашку с водой и уже взял кисть, чтобы красить белую бумагу в желтый цвет.

—        А где ножницы? — вдруг завопил он, — они вчера в ящике были! Я сам их туда положил.

Славка выдвинул ящик, чтобы было видно, что ножниц в нем нет.

—        Сознавайтесь, кто утащил? — гремел он.

—        Это я, Славик, — почти нежно сказала Кукушка. — Мы в храме бумагу резали для записок. Я их там забыла.

—        Она забыла! А чем я резать буду? Словом, вам нужны эти крылья, вы и идите за ножницами.

—        Так ведь нас не пустят. Храм-то закрыт. Там девчонки убираются, — жалобно намекнула Ленка. — У тебя бабушка в храме трудится, тебя-то пустят.

—        Меня пустят, — подтвердил Славка, — но я ножницы туда не носил и мне крылья не нужны. Я не бабочка.

—        Ну, пожалуйста, Славик, — канючила Ленка.

Может быть, Славка вспомнил, что ему быть слугой для всех, а значит, и для девчонок, — раз плюнуть, а может быть, ему просто надоело препираться с Ленкой, но он неожиданно согласился.

—        Ладно, пойдем. Покажете, где вы их там бросили.

—        Мы не бросали, — начала было Зина, но Ленка дернула ее за рукав.

Репетиция уже закончилась, оставаться одному мне было незачем и скучно, и я пошел вместе со всеми за ножницами.

6.

На наше счастье храм был не заперт. Девчонки почти закончили уборку и некоторые стояли уже одетые в пальто. Только мы зашли, к нам бросилась Любка из Славкиного класса, которая живет прямо напротив него. Она у девочек старшая по уборке и обычно сдает всю работу тете Нине.

—        Нельзя! Нельзя! Куда вы лезете! Мы только что полы вымыли. — Люба попыталась нас остановить.

Славка, не обращая на нее внимания, прошел к ящику, где продают свечи и принимают записки.

—        Мы по делу, — буркнул он на ходу.

Люба посмотрела ему вслед, видно поняла, что со Славкой ей не справиться, и принялась за нас.

—        Сейчас же уходите. Видите: уже натоптали. Я жаловаться буду.

—        Где они тут? — послышался от ящика Славкин голос. — Иди сюда. Покажи.

Люба перестала толкать Ленку и с любопытством уставилась на нас.

—        Долго ты будешь стоять? — опять донеслось от ящика.

Ленка отстранила Любу и с таким же, как у Славки деловым лицом, пошла искать ножницы. В это время в храм вошла какая-то незнакомая женщина. Она посмотрела на нас, потом обвела глазами храм, словно кого-то искала.

—        Скажите, пожалуйста, где икона великомученика Целителя Пантелеймона? — обратилась она к Любе. Наверное, потому, что Люба была одета в черный халатик и по лицу ее было видно, что она — старшая.

—        Вон там, — Люба показала в сторону, где была икона великомученика Пантелеймона. — Но храм закрыт, сюда нельзя, — спохватилась она, но преградить женщине путь, как она только что сделала с нами, не осмелилась.

Но посетительница и сама не решалась пройти к иконе. Она постояла немного, затем, опять оглядев нас, сказала:

—        Мне очень нужно пройти. Я обещала...

Люба молчала и смотрела в пол.

—        Пожалуйста, разрешите мне пройти, — кротко сказала женщина.

—        Да что ты, Люба? Пусть пройдет, — сказала Таня.

—        Пусть пройдет, — присоединилась к ней Валя.

Но Люба, должно быть, почувствовала в этих словах

критику, несовместимую с ее авторитетом, и категорически повторила:

—        Церковь закрыта для посещения. Приходите в установленное время. И... и еще.., — Люба все так

же не поднимала глаз. — Здесь сейчас посторонним находиться нельзя, — она сказала эти слова совсем тихо, но потом, как будто вспомнив что-то, обычным своим голосом добавила:

—        Идет уборка.

—        Мне очень нужно, — повторила женщина, смотрела она очень печально. — У меня заболел мальчик. Сынок Алешенька. Ему очень плохо. Только что его отвезли в больницу. Я ему обещала, что сейчас же пойду в церковь поставлю свечку и помолюсь Целителю Пантелеймону, чтобы он помог Алешеньке скорее выздороветь и вернуться домой.

Женщина растерянно глядела на девочек.

—        Свечи уже не продаются. Храм закрыт, — упрямо повторяла Люба. Ей было стыдно не только поднять глаза на женщину, но и посмотреть на девочек.

—        Ты чего? Обалдела? У тебя мозги заклинило? — от возмущения Славка, наверное, забыл, что в храме даже в пустом нельзя орать и говорить все, что на ум придет.

В этот день у Любы, должно быть, действительно, как сказал Славка, «заклинило мозги».

—        А я что! Мне так сказали: никого не пускать и убираться. Мы с девочками все подсвечники перечистили, все полы перемыли, стекла на иконах вытерли. А ты кричишь! — тоже налетела она на Славку. — Сейчас пусти одного, так все повалят. Опять пол мыть придется. Начнут свечки ставить и все такое. Мне что, здесь целый день сидеть и за всеми убирать?

Больше ей сказать было нечего, и она остановилась передохнуть.

—        И все равно свечей уже нет, — сказала она уже мягче.

7.

—        Свечи я сейчас принесу. Вам сколько? — обратился Славка к женщине.

Татьяна Васильевна обычно оставляла на всякий случай несколько свечей в коробке на прилавке.

Деньги за них опускали в специальный ящик. Из этой коробки Славка и собирался принести женщине свечи.

— Пойдемте, — вздохнула Люба и пошла к иконе великомученика Пантелеймона. — Вот сюда, — показала она на подсвечник.

Женщина поблагодарила и оглянулась, ища от чего бы зажечь принесенные Славкой свечи. Но ни одна лампадка, ни одна свеча не светились в полумраке.

—        Я сейчас, — сказала Таня и через минуту принесла зажженный огарок.

—        Я лампадку у Казанской иконы всегда перед самым уходом гашу, — объяснила она, — как будто для такого случая.

Мы встали поодаль, но пока женщина молилась, я заметил, что каждый из нас хотя бы раз перекрестился.

Наверное, все желали, чтобы мальчик Алеша скорее выздоровел.

—        Вы можете поставить свечку и к этой иконе, — сказала Таня, когда женщина поклонилась и повернулась к выходу, — это икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Видите на ней Божия Матерь подает всем скорбящим, что кому нужно. И написано: «Больным — Исцеление».

Женщина улыбнулась.

—        Спасибо, — она перекрестилась, поклонилась образу, но свечек у нее уже не было.

—        Я могу принести свечку, — вызвался Славка.

—        Спасибо. Я приду завтра. А сегодня не стану вас задерживать.

И женщина направилась к двери. Там она еще раз оглянулась, перекрестилась на алтарь и поклонилась.

—        Спасибо. Спасибо вам за участие, — сказала она еще раз. — Простите меня, что создала вам столько хлопот. И наследила, — добавила она, поглядев на пол.

—        Ничего. Мы вымоем, — отозвалась Таня. — До свидания.

—        До свидания, — сказала женщина и вышла.

—        И вы идите, — опять принялась за нас Люба, лишь только закрылась дверь. — Нечего тут грязными ногами шлепать. А то вон вас сколько! Идите, идите! Не мешайте!

Она даже чуть-чуть подтолкнула Славку. Несильно и совсем не сердито. Просто, наверное, Люба не могла так сразу перестать быть главной.

—        Да идем мы, идем! Отстань! — повернулся к ней Славка, очень чуткий к своей свободе.

—        Нет, ты не Люба! — крикнул он уже переступая порог. — Ты — настоящее Любоначалие!

Возвращались домой все вместе. Славке с Любой было в одну сторону. Они уже помирились и шли по дорожке впереди меня. Слышно было, как он объяснял Любе:

— Любоначалие — это, как ядовитый змей. Даже Пушкин сказал...

На концерте Славка имел огромный успех. Стихотворение он прочел великолепно. Справился со всеми славянизмами. Но особенно эффектно вышли у него строки:

Владыко дней моих! дух праздности унылой, Лю-бо-на-ча-лия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей...

«Любоначалие» Славка произнес выкатив глаза и с таким выражением, как будто действительно видел настоящую змею.

Громче всех хлопали ему девчонки. Лена, Зина и Люба.

Приложение 2

Отцы пустынники и жены непорочны...

Александр Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Приложение 3

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

Разработка урока в 10 классе по УМК П.П.Кузовлева по теме “What’s Wrong With the Young Generation?” Урок разработали: Зотова В.Н., Николаева Л.П.

Тема урока: “ Violence! Violence? Violence…”Цели урока:·  воспитание гражданственности, нравственной ответственности за свои поступки;·  развитие толерантности;·  соблюдение правил мора...

Урок-композиция по творчеству Сергея Есенина

Цель- познакомить с жизнью и творчеством поэта, развивать личностные качества...

Тема урока. Любовь в жизни Сергея Есенина

Открываем нашу заочную встречу с поэтом рязанской земли Сергеем Есениным, посвящаем наш вечер встречи дню рождения поэта, который подготовили учащиеся 11 класса. Сегодня мы будем говорить о любви в жи...

Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»

Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»Формы, приемы, методыФормы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,работа с учебником, работа у доски.Методы: частично-поисковый, исс...

Урок по рассказу протоиерея Николая Агафонова «Юродивый Гришка»

Урок по рассказу Николая Агафонова проводится в 8-9 классе в рамках Недели "Возвращение к истокам", приуроченной ко Дню православной книги....