Урок литературы в 5 классе Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок  побуждает обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки, нацелен на поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействует  развитию мыслительных операций. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

 Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Цель: прочитать и проанализировать сказку, побудить обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

1.Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Слово учителя: Усаживайтесь поудобнее, ребята, сегодня нам предстоит большая работа: прочитать и осмыслить сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Может показаться, что она совсем не похожа на сказку- события в ней реальные, жизненные. Только добавлено чуть- чуть неуловимо волшебного. Итак, начнём.

2. Открытие нового знания:

Смысловое чтение сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» до слов …К тому же конь раненый пострадал от врага…

(Эта часть сказки знакомит нас с обстоятельствами, которые предшествовали главному событию, но о главном герое мы прочитаем сейчас и выясним наше к нему отношение).

Чтение фрагмента текста: 

Жил  в  Бережках  со  своей  бабкой мальчик Филька…

…"Да ну тебя! Надоела!".

-Понравился вам мальчик?

(Ничего привлекательного в нём нет: угрюмый, неласковый, нелюдимый)

- Почему он такой? Почему он не Филя, а Филька? Что думает о мальчике автор?

(Жалеет Фильку. Ведь неласковому да нелюдимому труднее приходится, чем доброму да приветливому).

-Автор прерывает знакомство с Филькой и описывает зиму в Бережках:

…Зима  в этот год стояла тёплая… Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, - хозяйки жаловались,  что  мука  кончается,  осталось  у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое…

-Сделаем небольшую остановку и назовём ключевые слова в тех частях сказки, которые мы прочитали.

(Конь, Панкрат, Филька, зима).

-По ключевым словам легко восстановить основной смысл и порядок повествования. Мы уже поняли, что это главные герои сказки. Что же случится с ними дальше? Читаем:

…В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к

Филькиной  бабке…  Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки…

-Беда приключилась для всей деревни из – за злого поступка Фильки. Давайте почитаем, о каком уроке жизни поведала Фильке бабушка:

- Сто  лет  назад  упал  на  нашу  округу такой же лютый мороз, - говорила

бабка…- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих…

-Как вы думаете,зачем бабка рассказала Фильке эту историю?

-Воспринял ли бабкин урок Филька?

Понял ли, что совершил дурной поступок, который надо как-то исправлять?

Что в бабкиной притче на него произвело большее впечатление?

Что происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? Читаем дальше:

…Ночью  он  слез  с  печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный… Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу. Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз…

-Что пережил Филька, пока бежал до мельницы? Выделим ключевые слова.(Воздух синий, страшный; воздух замёрз; чёрные ивы; воздух колол грудь; тяжело шёл; заржал и забил копытом раненый конь).

-Филька за эту ночь много натерпелся страху. Мы думаем, что мельник сразу простит мальчика и исправит его ошибки. Но в сказке Паустовского этого не происходит. Читаем дальше:

 Да-а,  -  вздохнул  Панкрат,  - плохо твоё дело… - Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью…

Д.З. Творческое задание.

- Как вы думаете, как Филька загладит свою вину перед раненым конём и жителями деревни Бережки?

Придумайте продолжение сказки самостоятельно. А то, как решает проблему Фильки автор, мы узнаем на следующем уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Духовные ценности человечества в литературе. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Конспект урока литературы по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" % класс....

Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "...