Духовные ценности человечества в литературе. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока литературы по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" % класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke_k._paustovskogo_tyoplyy_hleb.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Духовные ценности человечества в литературе

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Предмет:  литература

Класс : 5

УМК под редакцией В.Я. Коровиной. Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г

Тема урока: К.Паустовский. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

Тип урока: знакомство с новым материалом

Цели урока:  

  1. Обучающая: обучение работе с текстом, формирование представления о том, как в сказке решается проблема добра и зла.
  2. Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать, инсценировать,
  3. Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

Личностные УУД:  самоопределение,  духовно – нравственная  ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

№ этапа

Ход урока

Примечания

I.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы поговорить об извечных человеческих ценностях: о добре и зле, о милосердии и сострадании.

II.

      Актуализация знаний.

    -Русская пословица гласит: « Хлеб сердце человеку укрепит». Испокон веков на Руси к хлебу относились с большим уважением. Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения, ведь  хлеб – результат  тяжелого труда большого количества людей.  Теплый свежий хлеб был наивкуснейшим лакомством.  Уважительное отношение к хлебу способствовало воспитанию лучших душевных качеств русского народа.  Сказка К.Г. Паустовского  называется «Теплый хлеб». Мы поразмышляем, чему учит сказка,  и какой  смысл автор вложил в  её название.

При ответе на вопросы по содержа

нию  детям предлагается в случае затруднения обращаться к тексту учебника

Работа в группах предполагает составление таблицы «Реальное и сказочное в произведе

нии» . При обсуждении результатов работы каждая группа заполняет и вторую половину таблицы.

Отвечая на данные вопросы , дети обращаются к тексту произведения. Использу

ется комментиро

ванное чтение.

III.

IV.

V.

VI.

VII/

 

Проверка домашнего задания.

- Дома вы прочитали сказку, а насколько были внимательны при чтении, мы проверим с помощью  вопросов викторины.

1.Как называлась деревня, через которую проходили кавалеристы? (Бережки)

2.Какой масти был конь, которого разорвавшийся снаряд ранил в ногу? (Вороной)

3.Почему мельника Панкрата, который взял к себе коня, ребята считали колдуном?  (Это был  «скорый на работу , сердитый старик», а еще по народным легендам мы знаем, что мельница – не совсем обычное место. Именно там очень часто собирается нечистая сила, а мельник водит дружбу с представителями тайного мира.)

4. Почему конь вынужден был ходить по дворам и просить еду?

5. Какое прозвище было у мальчика Фильки?

6. Что делал Филька, когда к нему в калитку постучал раненый конь?

7.Как повел себя Филька, когда конь потянулся к хлебу?    

8.Что произошло сразу же после  того, как мальчик обидел коня?

9. Отчего же, по словам бабки, стрясся  страшный мороз?  ( «от злобы людской»)

10.Отчего помер мужик, о  котором  рассказала Филькина бабушка?    («от охлаждения сердца»).

11. Что посоветовал Фильке сделать мудрый Панкрат, чтобы избежать надвигающейся на всю деревню беды? («изобрести спасение от стужи»)

12. Что стало таким спасением? Кто пришел на помощь Фильке?

- Молодцы, вы внимательно прочитали  данное произведение  и хорошо отвечали на вопросы по содержанию.

 Введение нового знания.

1. Групповая работа

- Ребята, если вы заметили, в этом произведении  переплетаются элементы реального и сказочного.  Сейчас я предлагаю вам, как настоящим экспертам,  провести  наблюдения и выделить элементы сказочного и того, что могло быть на самом деле.  Итак, две группы экспертов приступают к работе.

I группа (I вариант) должна найти и выписать  реальные мотивы ,

II группа (II вариант) – сказочные мотивы.

Перед вами таблица, состоящая из 2-х колонок. Каждая группа вносит информацию в соответствующую колонку.

Сказочные  мотивы

Реальные  мотивы

Свист, вызывающий стужу и вьюгу и наказывающий за дурной поступок.

Война, раненый конь, равнодушный мальчик, жители деревни.

Легенда о происшествии 100-летней давности.

Инвалид, просящий подаяния.

Говорящая сорока, отправившаяся искать теплый ветер.

Совместная работа, которая позволила привести в движение колесо мельницы.

Топнул ногой конь – упал на землю лютый мороз.

Примирение с конем.

- Так что же это за произведение? Сказка или рассказ?

Дети делают вывод о том, что каждому элементу сказочного противопоставлен элемент реального. Но однозначно одно: сказочные события играют в произведении большую роль.  Не зря автор так определил жанровую принадлежность: сказка-быль. А в любой сказке присутствует добро и зло. И, конечно же, победить должно добро.

    Физминутка

2. Эвристическая беседа

- Кто является в сказке носителем зла?  ( Мальчик Филька по прозвишу «Ну тебя!»)

- Почему Филька имел такой непростой характер?  (Отмечаем, что Филька был сиротой.  Мальчик не знал родительской любви и ласки, следовательно это ожесточило его)

- Прочитайте эпизод, где говорится о том, как мальчик обидел коня.

-Как в духовной литературе называется такой проступок? (грех).

В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех – это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского. «Грех – это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение».

- Какие же грехи совершает Филька? ( бьёт коня по губам, бросает хлеб на землю, оскорбляет его. называя «христорадником», хотя это слово на Руси никогда не считалось оскорбительным.  Подать милостыню  нуждающемуся считалось божьим делом. Ведь милостыня  от слова милость, милосердие. А человек должен быть милосердным.)

- Как природа реагирует на негативный поступок Фильки?  (наступает страшный ХОЛОД – если он поразит и душу, то человек замерзнет «от охлаждения сердца»)

- Почему бабушка рассказывает мальчику   историю о солдате, которая произошла сто лет назад? ( Дети должны понять, что избавление от греха – раскаянье.

Чтобы Филька сделал выводы сам, ведь грешник может раскаяться только в том случае, когда сам осознает свой грех.)

- Почему старый мудрый Панкрат не дает готовый рецепт  избавления от стужи, а предлагает мальчику самому решить эту проблему?  ( Гораздо легче совершить дурной поступок, исправить – сложнее.  Именно осознание своей вины и поиск решения проблемы позволят Фильке очиститься, а слезы и пот смоют грех.)

- Как Филька искупает свою вину? (зовет ребят, работает со стариками и ребятами, просит прощения у коня, мирится с ним)
– Как природа реагирует на изменения, происходящие с Филькой? (меняется погода, теплый ветер прогоняет стужу, по деревне разносится запах свежевыпеченного хлеба)

- с караваем теплого хлеба Филька идет к коню. И животное принимает этот дар, идущий от сердца.

Рефлексия.

- Вернёмся к проблеме, обозначенной в начале урока: какой смысл вложил К.Г. Паустовский в название произведения?   Теплый – только что испеченный или согретый душевной теплотой, общей радостью?  ( дети делают вывод, что именно второе значение слова «теплый» более точно передает идейный смысл сказки).

- Чему же научила сказка - быль «Теплый хлеб»? (Дети приходят к  мыслям  о  том, что чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.
Человек и природа неразделимы. Нельзя относиться безразлично к окружающему миру. Человек не должен забывать об этом.
Не надо бояться признавать свои грехи, иметь мужество признаться в совершенных проступках и попросить прощения у тех, кого обидели.

- Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. Сердце, наполненное добротой, любовью, горячим. Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.

Итог урока

Главный вывод, который мы сделали: человек должен совершать  «теплые», нравственные поступки, за которые потом не будет мучительно больно. Его душа должна быть открыта для всего доброго, а сердце должно быть горячим. Тогда ему не страшна никакая «стужа»

Домашнее задание:  письменно ответить на вопрос:

« Как  избежать «Охлаждения сердца»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...

Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"

На первом этапе урока повторяются  начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы.  Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "...

Урок литературы в 5 классе Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Урок  побуждает обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки, нацелен на поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого ...

"Уроки сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок повящен вечным ценностям, которым учит сказка К.Г. Паустовского...