Афганистан живёт в моей судьбе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Этот классный час посвящен 30-летию вывода войск из Афганистана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_5_b_klasse_afganistan.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа,

посвященного    31-й годовщине вывода войск из Афганистана

«Афганистан – живая  память»

Автор: учитель Т.Г. Першина

Дата проведения: 14.02.2020

Класс: 5

Цели: воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги  на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого столетия; привитие уважения к старшему поколению; расширение кругозора учащихся; духовное обогащение учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация в MS Power Point, аудио- и видеозаписи; на доске – стенгазета «Афганистан – живая память» с фотографиями погибших воинов-интернационалистов – наших земляков.

Ход классного часа.

Слайд 1

Гиперссылка на картинке «Огонь»

Видеоролик «Памяти погибших в Афганской войне»

Слайд 2 – гиперссылка на картинке

На фоне мелодии Я. Никитина «Вальс дождя»

Чтец 1:

Вчера мальчишки выпускной гуляли,

Ломился стол от всяческих сластей.

И в ночь подруги им судьбу гадали,

И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога

в чужую неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога,

Чем эта - через страшную войну!

Чтец 2:        

И им пришлось испить ее до края

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»,

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы.

А мы за что? Никто не даст ответ.

Чтец 3:        

И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

Чтец 4:        

И в снах - опять восстанет из могилы

Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!

Учитель:

Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что ещё живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

Слайд 3

Афганские события начались 25 декабря 1979 года, когда в Кабуле высадился первый эшелон 103-й воздушно-десантной дивизии, а завершились 15 февраля 1989 года. На афганской земле советские военнослужащие продемонстрировали свое боевое мастерство, организованность и высокие морально-боевые качества, ставшие прочной основой их успешных боевых действий.

До 1 января 1980 года в Демократическую Республику Афганистан были введены 50 тысяч военнослужащих, в том числе одна воздушно-десантная и две мотострелковые дивизии. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен.

Боевой состав Ограниченного контингента советских войск составил 108,7 тысяч человек, в том числе в боевых частях Сухопутных войск и ВВС - 73,6 тысячи.  

14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским Соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев. Крупномасштабный вывод войск был проведен в три этапа: первый - октябрь 1986 г., второй - 15 мая 1988 г., третий - 15 февраля 1989 г.

Более девяти лет продолжалась война, которая  длилась 3341 день, страшная, жестокая...      

Гиперссылка на картинке  

Видеоролик «Афганская статистика»

Учитель:        

Афганская война... Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Эта война своим черным крылом коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжело больных молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная, хотя и ближе по времени.

Слайд 4

Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…

Гиперссылка на картинке

На фоне мелодии  Fransis Goya

Чтец 5:        

Афганистан болит в душе ребят, 
Вернувшихся с далекого похода. 
Друзья на них погибшие глядят

Из восемьдесят памятного года. 
 
Болит в сердцах он тысяч матерей. 
Упавшая слеза на камне стынет. 
На необъятной Родине моей

Ждут сыновей, погибших на чужбине.                            

               

И ждать их не устанут никогда, 
В неведомые вглядываясь дали, 
Дома, поселки, села, города,

Которые на службу провожали. 
 
Афганистан в истории страны -
Тяжелая, кровавая страница - 
Солдатам, возвратившимся с войны,

И матерям погибших будет сниться. 

Учитель:

Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все, что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.

Всего через афганскую войну прошло более полумиллиона человек. Несомненно, что у каждого из них участие в войне оставило незаживающую боль на многие годы.

Слайд 5

Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. И, даже вернувшись оттуда, скрывали правду.

Гиперссылка на картинке

Видеоролик «Афганистан»

Слайд 6

Учитель:

Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными, по сути, людьми... А вдали от них в сотнях километров в унисон солдатским сердцам бились сердца их матерей, которые чувствовали, молились, надеялись и ждали, ждали, ждали…

Гиперссылка на картинке

На фоне мелодии «Нежная музыка» С. Зазян

Чтец 6:

И опять плачут свечи,
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи,
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы

Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся

К облакам в синеве.
И услышит Господь наш

Те простые слова,
И вернутся родные

С той войны навсегда.
В сердце тонкие нити -
Между мной и тобой.
Возвращайся, мой милый,
Возвращайся живой!

Учитель:

Руководители Афганистана уверяли тогдашнего главу СССР Л.И. Брежнева, что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, будут помогать строить…Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами?

Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.

Слайд 7

Так наша страна была втянута в войну на 9 лет, 1 месяц и 19 дней.

Гиперссылка на картинке

На фоне мелодии «Провинившееся счастье» С. Кравченко

Чтец 7:

«Вернись, сынок!» – 
всплакнула мать в тоске.

И сын простился с Родиной надолго.
И первый бой... И кровь, что на песке,
И осознанье воинского долга.
В ущелье Пандшер завязался бой.
Их БТР пылал большой свечою.
«Держись, братан!» – 
шепнул товарищ твой,
Закрыв тебя от пуль шальных собою.
И ты достойно выполнил приказ.
Душа стонала: – «Нет братишки-друга!»
Мужские слёзы капали из глаз,
Давила болью чуждая округа.
Ты испытал все ужасы войны,
Увидел смерть и беды на чужбине.

Не все вернулись Родины сыны,
Товарищ в горькой памяти доныне.
…И дальше в мыслях и во снах Афган,
Который стал навечно жгучей раной.

И бередят слова «Держись, братан!» –
Как эхо клятого… Афганистана

Слайд 8

Учитель:

Летели на родину в Союз «Черные тюльпаны» с цинковыми гробами, солдаты возвращались, но уже мертвыми, выполнив свой воинский долг до конца. Война не щадила ни сильных, ни слабых. И если говорят, что кто-то погиб случайно, то это не так - на войне не бывает случайностей.

Слайд 9

Слайд 10

Не вернулся живым из Афганистана ученик нашей школы Сергей Смолкин.

Чтец 8:        

Встала пшеница спелая,

Тихо плывет рассвет.

Все, что могли, вы сделали,

Ребята, которых нет!

Плакать устали матери,

Но через толщу лет

Смотрят на нас внимательно

Ребята, которых нет!

Будто склоняясь над судьбами,

Будто шагая во след,

Для нас они стали героями,

Ребята, которых нет!

Гиперссылка на фото Сергее Зотова

Видеоролик «Обелиски павшим»

Учитель:

Почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с этой непонятной для нас войны.

(Учащиеся встают на минуту молчания)

Гиперссылка на фото Андрея Хвощевского

Звучит вступление песни «Поклонная гора». Метроном

Учитель: Прошу садиться.

Слайд 11

Чтец 9:

Кто виноват, что, испытав все муки,
Мы не в восторге от своих наград?
Быть может, мой товарищ виноват,
Что возвратился к матери безруким?

Кто виноват, что жизнь свою отдали,
А славы не прибавили стране,
Что нас, непобеждённых в той войне,
Как побеждённых дома принимали?

Кто виноват, что так и нет ответа,
Зачем была та странная война,
Где есть одна лишь страшная цена

И никакого выигрыша нету? (В. Шинкарь)

Учитель:

Проходит время, и мы переводим его в годы, а ушедшие годы - в вечность. И чем дальше от нас уходят годы, то все больше понимаешь подвиг тех, кто был когда-то рядом с тобой, подвиг молодых ребят 80-х, которые сложили свои головы на далекой земле Юга.

Потери наши огромны: около15 000 матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...», 417 пропавших без вести (из них 271 человек не найдены до сих пор), почти 50 тысяч раненых и тысячи искалеченных душ.

Слайд 12

Ты не забудешь проклятый Афган:
Забытый богом край войны и боли,
Как гибли сотоварищи от ран,
И как трава просила алой крови.

Как по тревоге поднимали батальон,
А на заре от штаба лишь обломки.
Когда в ушах не умолкает стон,
Когда в душе от веры лишь осколки.

И просто дрогнет, изогнется в муке рот,
Когда случайно в разговоре бой затронут.
Ты помнишь посекундно переплет,

В который ты попал, как в темный омут.

Ты не забудешь, как пришел с войны,
А дома ждали дети и супруга.
И никогда не позабудешь ты

В Афгане похороненного друга.

Ты все прошел: и страх, и боль, и ад,
Ни на минуту не подумав обернуться.
Навеки в сердце шрамом тот Афган,
Навеки в сердце кто не смог вернуться.

Гиперссылка на картинке

Видеоролик «Я прошу тишины»

Слайд 13

Учитель:

15 февраля 1989 года. Эта дата вошла в историю как День вывода Советских войск из Афганистана. По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Мы не должны забывать Афганской трагедии и просто обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рисковал жизнью ради мира на земле.

Слайд 14

Пусть десять или много лет пройдет,

И время врачевать умеет раны,

Давайте помнить тех, кто не придет…

Давайте помнить воинов Афгана!

Слайд 15

На этом наш классный час окончен. Спасибо за внимание.

Использованные источники информации

  1. http://www.metod-kopilka.ru/scenariy_meropriyatiya_posvyaschennogo_afganskoy_voyne-44087.htm  Вечер памяти «Афганистан – живая память» Миронюк С.Н.
  2. https://infourok.ru/scenariy-vechera-pamyati-posvyaschennogo-letiyu-vivoda-voysk-iz-afganistana-afganistan-nezazhivayuschaya-rana-1539839.html Сценарий «Афганистан - незаживающая рана» Кожакова Е.О.
  3. http://kalinino-school.ucoz.ru/load/ehkho_afganskoj_vojny/1-1-0-78 Сценарий «Эхо афганской войны»
  4. http://afganec.kharkov.ua/index.php/songs/992-2011-04-10-10-11-25 Стихотворение «Вчера мальчишки выпускной гуляли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Афганистан болит в моей душе»

Внеклассное мероприятие по истории...

Афганистан болит в моей душе

15 февраля – день воинов-интернационалистов. Мы посвящаем этому дню классный час....

Афганистан в моей судьбе

материал посвящен выпускникам школы участвовавшим в Афганской войне...

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....

Урок мужества "Афганистан живёт в моей душе", классный час "Женщины на войне"

В этой разработке рассказывается о воинах -афганцах, живущих   в нашем хуторе, о воине-интернационалисте  Сергее Смолкине,ученике нашей школы, погибшем в Афганистане.  Классный час "Жен...

Урок мужества: « Афганистан - боль в моей судьбе»

Цель: - расширить знания учащихся о войне в Афганистане....

Устный журнал "Афганистан - боль в моей судьбе"

В нашей школе стало доброй традицией проводить общешкольное мероприятие, приуроченное ко Дню памяти воинов - интернационалистов....