Методическая разработка урока литературы по теме "Серебряный век" в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс)

На уроке предполагается усвоенние нового материала через работу в группах (акмеисты, футуристы, символисты). Учащиеся работают по плану, анализируют стихи поэтов-представителей данных направлений, защищают их в выбранной ими форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok_serebryanyy_vek.docx55.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Бродячая собака» сегодня

Фильм № 1 «Кафе бродячая собака»

В. 2. «Мост»

Мост – с брега на брег.

Мост  - из века в век.

Мост – от земли до звезд.

Луч – мост.

Речь – мост.

Самый прочный мост – мозг.

Слайд 2

В. 1.

Предлагаем  Вам создать  атмосферу сегодняшнего интеллектуального кафе.

Этот год юбилейный для  «Бродячей собаки» – 105 й, которая продолжает жить по прежнему адресу:  Площадь искусств д 5 (фото).

В. 2.

Мы прошли по мосту времени и оказались в 21 веке на праздновании этой даты. С чем мы можем прийти на юбилей: с какими мыслями, чувствами, настроением, подарками?

Что мы знаем о литературных направлениях Серебряного века? Вряд ли сейчас вы сможете  пояснить, что это за направления?  Или кто – то все - таки может?

В. 3.

На каждом столе лежит карта группы, по которой вы будете работать. Познакомьтесь с планом и распределите задания между собой.  Через 15 минут вы должны представить свой творческий  продукт закладка для книг, фрагмент литературной газеты, буклет.

В. 1.

Поэзия символистов – стихи для избранных. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, иллюзорна.

Карта группы  символистов

Литераторы

Что такое символизм? (Использовать телефон)

Что такое символ? (Толковый словарь, словарь литературоведческих терминов)

Каковы черты этого направления? (Использовать Интернет).

Назовите представителей символизма в литературе (портреты поэтов)

Определите, к какому направлению относятся стихи разных поэтов? (Приложение)

Попробуйте ощутить себя в качестве чтеца, актера и прочтите стихи вслух

Прокомментируйте прочитанное:

  • что увидели?
  •  что услышали?
  •  что почувствовали?
  •  что хотите сказать?

 (Выбрать одно, два стихотворения).

Художники

Соберите картины художников – символистов (пазлы)

Назовите представителей символизма (портреты художников)

Музыканты

Подберите музыкальное оформление к вашему выступлению из предложенных музыкальных  файлов.  

Редакторы

Выполните самостоятельно творческое задание: фрагмент литературной газеты.

  1. Название
  2. Содержание (портреты, стихи, репродукции картин)
  3. Оформление (компьютер).

Задание для символистов

  1. «Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы».
  2. Символизм - а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь - с. мира. Якорь - с. надежды. Этот подарок - с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. * Символ веры - 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя..."; 2) то же, что кредо. Символы государства - государственный герб, флаг, гимн. || прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.;спец.).  Символическое изображение. Символьная информация.

Ответ:

Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.

  1. Черты символизма:
  • музыкальность
  • стремление показать идеальный мир
  • тайна, мистицизм

  1. Символисты: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт 

Валерий Брюсов

«ТЕНИ»

Сладострастные тени на темной постели окружили, легли, притаились, манят,

Наклоняются груди, сгибаются спины, веет жгучий, тягучий, глухой аромат.

И, без силы подняться, без воли прижаться и вдавить свои пальцы в округлости плеч,

Точно труп, наблюдаю бесстыдные тени в раздражающем блеске курящихся свеч;

Наблюдаю в мерцаньи колен изваянья, беломраморность бедер, оттенки волос...

А дымящее пламя взвивается в вихре и сливает тела в разноцветный хаос.

О, далекое утро на вспененном взморье, странно-алые краски стыдливой зари!

О, весенние звуки в серебряном сердце и твой сказочно-ласковый образ, Мари!

Это утро за ночью, за мигом признанья, перламутрово-чистое утро любви,

Это утро, и воздух, и солнце, и чайки, и везде – точно отблеск – улыбки твои!

Озаренный, смущенный, ребенок влюбленный, я бессильно плыву в безграничности грез...

А дымящее пламя взвивается в вихре и сливает мечты в разноцветный хаос.

19 сентября 1895

Андрей Белый

БАЛЬМОНТУ

  

   Огонечки небесных свечей

   снова борются с горестным мраком.

   И ручей

   чуть сверкает серебряным знаком.

  

   О поэт - говори

   о неслышном полете столетий.

   Голубые восторги твои

   ловят дети.

  

   Говори о безумье миров,

   завертевшихся в танцах,

   о смеющейся грусти веков,

   о пьянящих багрянцах.

  

   Говори

   о полете столетий:

   Голубые восторги твои

   чутко слышат притихшие дети.

  

   Говори... не тот.

Фёдор Сологуб

О, мой царь!
Ты запутан и жалок.
Ты, как встарь,
притаился средь белых фиалок.

На закате блеск вечной свечи,
красный отсвет страданий —
золотистой парчи
пламезарные ткани.

Ты взываешь, грустя,
как болотная птица…
О, дитя,
вся в лохмотьях твоя багряница.

Затуманены сном
наплывающей ночи
на лице снеговом
голубые безумные очи.

О, мой царь,
о, бесцарственно-жалкий,
ты, как встарь,
на лугу собираешь фиалки.

Дмитрий Мережковский

Ты гори, моя свеча,

Вся сгорай ты без остатка, —

Я тебя гасить не стану.

Ты гори, моя свеча, —

Свет твой мил мне или нет,

Пусть кому-нибудь он светит.

Догорай, моя свеча,

Вся сгорай ты без остатка.                                                            

   4 июня 1913 года. Тойла

     

«По ночам ветерок не коснется чела…»


По ночам ветерок не коснется чела,
На балконе
свеча не мерцает,
И меж белых гардин темно-синяя мгла
Тихо первой звезды ожидает.

По утрам открываю окно и гляжу,
Распустились ли гроздья сирени;
И без дела в полях целый день я брожу,
Полон кроткой, чарующей лени.

Словно с кем-то живым говорю я в лесах,
Непонятной тоской опьяненный,
И в моих одиноких безумных мечтах,
Без любви – я живу как влюбленный...

Зинаида Гиппиус

«Свеча ненависти»


Рабы, лгуны, убийцы, тати ли — 
Мне ненавистен всякий грех.
Но вас, Иуды, вас, предатели, 
Я ненавижу больше всех.

Со страстью жду, когда изведаю
Победный час, чтоб отомстить,
Чтоб вслед за мщеньем и победою
Я мог поверженным — простить.

Но есть предатели невинные:
Странна к ним ненависть моя...
Ее и дни, и годы длинные,
В душе храню ревниво я.

Ревниво теплю безответную 
Неугасимую свечу.
И эту ненависть заветную,
Люблю... но мести не хочу.

Пусть к черной двери искупления 
Слепцы-предатели идут...
Что значу я? Не мне отмщение,
Не мой над ними будет суд,

Мне только волею Господнею
Дано у двери сторожить, 
Чтоб им ступени в преисподнюю 
Моей
свечою осветить.

«Свеча»

К. Бальмонт

Если ты зажег свечу,

Ты не прячь ее под стол.

Если ты сказал – хочу,

Ты люби хотящий пол.

Если ты пасешь овец,

Ты сплети себе руно.

Ты почувствуй наконец,

Для чего нам все дано.

И красивый – женский пол,

И могучий – пол мужской.

Если правду ты нашел,

Не ищи себе другой.

К. Бальмонт

«Свеча горит и меркнет и вновь горит сильней»


Свеча горит и меркнет и вновь горит сильней,
Но меркнет безвозвратно сиянье юных дней,
Гори же, разгорайся, пока еще ты юн,
Сильней, полней касайся сердечных звонких струн.

Чтоб было, что припомнить на склоне трудных лет,
Чтоб старости холодной светил нетленный свет -
Мечтаний благородных, порывов молодых,
Безумных, но прекрасных, безумных - и святых.

К. Бальмонт

Четыре свечи

Мне снились четыре свечи в канделябрах старинных,

Чтоб вылить их, пчелы златые жужжали весной,

И летом летали, касаясь расцветов долинных,

И в улей запрятали, с медом, свой воск расписной.

Высокие свечи различными были по цвету,

Лазурный, и алый, и желтый, и белый был цвет,

Свеча голубая светила и Маю и Лету,

А Солнцу высокому рдяный светился расцвет.

Пока же я спал, пауки заплели паутинки,

И желтая, тихо дымясь, засветилась свеча,

По небу безгласные тучки скользили как льдинки,

И ласка луча для лица не была горяча.

Когда же и эта потухла, в снежащемся воске

Возникло четвертое пламя, последний огонь,

И мнилось мне, где-то скрепляли сосновые доски,

И белый, весь белый, явился предсказанный конь.

Вывод ведущей: В истории были тяжелые времена. Только через поэзию можно было получить немного счастья, истины, спокойствия, которые ярко отразились в творчестве символистов.

8. Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И. Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Шагал, П. Пикассо.

 Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова-Мусатова, «Неизвестная»(1883) И. Крамского, «Демон» М. Врубеля, «Пан» «Царевна лебедь».

Можно сделать вывод:  само искусство было  абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла.  Художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.

Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Сейчас прозвучит музыка композитора А. Скрябина «Этюд» соч.8 №2

Рассмотренные примеры убеждают нас в том, что никогда ещё в светской русской культуре слово не было так тесно связано с музыкой и живописью, как в символизме.

Вывод ведущей: В истории были тяжелые времена. Только через поэзию можно было получить немного счастья, истины, спокойствия, которые ярко отразились в творчестве символистов.

Поэзия акмеистов земная, конкретная, четкая, материальная.

Карта группы акмеистов

Литераторы

1.

Что такое акмеизм? (Использовать телефон)

Что такое деталь, жест? (Толковый словарь, словарь литературоведческих терминов)

Каковы основные  (2-3) черты этого направления? (Использовать Интернет).

Назовите представителей поэтов - акмеистов (портреты поэтов)

Определите, к какому направлению относятся стихи разных поэтов? (Приложение)

Попробуйте ощутить себя в качестве чтеца, актера. (1-2 стихотворения прочитать).

Прокомментируйте прочитанное:

  • что увидели?
  •  что услышали?
  •  что почувствовали?
  •  что хотите сказать?

 (Выбрать одно, два стихотворения).

Художники

Соберите картины художников  акмеистов  (пазлы)

Назовите представителей художников -  акмеистов (портреты художников)

Музыканты

Послушайте музыкальные фрагменты и подберите музыку, соответствующую этому направлению.

Редакторы

Выполните самостоятельно творческое задание: буклет

  1. Название
  2. Содержание (портреты, стихи, репродукции картин)
  3. Оформление (компьютер).

Акмеизм - (от греч. Акме - цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) - литературное направление, сплотившее русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

ДЕТАЛЬ

-и, ж. I. Мелкая подробность, частность. Изложить со всеми деталями. 2. Часть механизма, машины, прибора, а также вообще какого-н. изделия. Тракторные детали. Детали одежды. || прил. детальный, -ая, -ое (ко 2 знач.; спец.).

ЖЕСТ

-а, м. 1. Движение рукой или другое телодвижение, что-н. выражающее или сопровождающее речь. Решительный, выразительный, энергичный ж. Язык жестов (линейный язык, передающий сообщение посредством жестов). Театр жестов (пантомима). 2. перен. Поступок, рассчитанный на внешний эффект. Его согласие - только благородный ж. || прил. жестовый, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Жестовая речь.

Особенности акмеизма:

  1. Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
    Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их как они есть, без критики.
  2. Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы;
  3. Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений;
  4. Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм;
  5. Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму);
  6. Изображение предметного мира, земной красоты.

Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, О. Мандельштам, В. Иванов.

Приложение

В 1910 году выходит сборник  стихов  Н. Гумилёва «Жемчуга», с посвящением «моему учителю Валерию Брюсову». Сборник состоит из трех циклов: «Жемчуг Черный»,  «Жемчуг Серый», «Жемчуг Розовый». 

Н. С.  Гумилёв

«Капитаны» 1910 г. отрывок

И кажется   — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны,
И светят в прозрачной воде
жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: » Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

«Наступление»


Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного,
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые,
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России,
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в
 жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

«ПЕРСИЯ»

С. Городецкий

В Гиляне, где в лазурь вплавляет,
Свои червонцы апельсин,
Где цапля розою пылает
В просторе рисовых долин,

Где мчится дикая кобыла,
Сбивая
жемчуг с миндалей,
Где жизнь еще не позабыла,
Что тишина всего милей,

Где волн синеющие четки,
В пугливых пальцах тростников,
Дрожат и гасят трепет кроткий,
В каспийской россыпи песков,

Где под навесом туч дождливы,
Лежит сонливо город Решт,
От лавок тесных и шумливых,
Не подымая рыжих вежд,—

Промчалась буря по базарам,
Смерчами дервиши прошли,
Крича, что северным пожаром,
Зарделся берег Энзели.

И Персия с глазами лани,
Подняв испуганно чадру,
Впилась в багряный флаг, в Гиляне,
На синем веющий ветру.

«Черница»

Опять мне снился этот город,

И башенки, и купола.

И был безудержно я молод,

А ты такой, как есть, была.

С косой, раскинутой, как ночи

Раскинуто вверху крыло,

Что даже звездам вечным очи

Закрыть бы тьмой своей могло.

С руками лебединой шеи

Белей, нежнее и стройней,

И с поступью летуньи-феи

Или заоблачных теней.

Я под окном печальной кельи

В улыбке огневой стоял

И страсти первое похмелье,

Как первый поцелуй, вдыхал.

Вставало солнце, и деревья

Дрожали вешнею листвой,

А сила солнечная, девья,

Все узывала в трепет свой.

Уж ты не раз мне прошептала:

«Прощай, нежданный! Уходи», —

И строгою такою стала,

Как у иконы на груди,

Когда в молитве жемчуг ризы

Лобзаешь с детской верой ты,

А голубь ласковый и сизый

Благословляет с высоты.

Но локон длинный, локон темный,

Спускающийся из окна,

Я целовал — и чаше томной,

Вину весны, не ведал дна.

Уж соловьи встречали утро,

И пели снова купола,

А ты с улыбкой тайномудрой

И не пускала, и гнала…

Я просыпался — ночь, лампада,

Тоска последнего письма:

«Я ухожу — прощай, не надо! —

        Пока могу уйти сама».

О.Мандельштам

«Веницейская жизнь»


Веницейской жизни, мрачной и бесплодной,
Для меня значение светло.
Вот она глядит с улыбкою холодной,
В голубое дряхлое стекло.

Тонкий воздух кожи, синие прожилки,
Белый снег, зеленая парча.
Всех кладут на кипарисные носилки,
Сонных, теплых вынимают из плаща.

И горят, горят в корзинах свечи,
Словно голубь залетел в ковчег.
На театре и на праздном вече,
Умирает человек.

Ибо нет спасенья от любви и страха,
Тяжелее платины Сатурново кольцо,
Черным бархатом завешенная плаха,
И прекрасное лицо.

Тяжелы твои, Венеция, уборы,
В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой граненый. В спальне тают горы
Голубого дряхлого стекла.

Только в пальцах - роза или склянка,
Адриатика зеленая, прости!
Что же ты молчишь, скажи, венецианка,
Как от этой смерти праздничной уйти?

Черный Веспер в зеркале мерцает,
Все проходит, истина темна.
Человек родится,
жемчуг умирает,
И Сусанна старцев ждать должна.

Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без
жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

Ты равнодушно волны пенишь,
И несговорчиво поёшь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,

И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шёпотами пены,
Туманом, ветром и дождём...

Поэзия футуристов эпатажная, шокирующая, кричащая, вызывающая.

Карта группы футуристов

Литераторы

1.

Что такое футуризм? (Использовать телефон)

Что такое неологизм? Найти их в текстах стихов. (Толковый словарь, словарь литературоведческих терминов)

Каковы основные  (2-3) черты этого направления? (Использовать Интернет).

Назовите представителей поэтов акмеистов (портреты поэтов)

Определите, к какому направлению относятся стихи разных поэтов? (Приложение)

Попробуйте ощутить себя в качестве чтеца, актера. (1-2 стихотворения прочитать).

Прокомментируйте прочитанное:

  • что увидели?
  •  что услышали?
  •  что почувствовали?
  •  что хотите сказать?

 (Выбрать одно, два стихотворения).

Художники

Соберите картины художников - футуристов (пазлы)

Назовите представителей художников - футуристов(портреты художников)

Музыканты

Послушайте музыкальные фрагменты и подберите музыку, соответствующую этому направлению.

Редакторы

Выполните самостоятельно творческое задание: брошюру

  1. Название
  2. Содержание (портреты, стихи, репродукции картин)
  3. Оформление (компьютер).

Футуризм равно отрицал и буржуазную и революционно – пролетарскую литературу. Футуристы называли себя «новыми людьми нового времени».

  1. Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.
  2. НЕОЛОГИ́ЗМ, -а, м. В языкознании: новое слово или выражение, а также новое значение старого слова. Неологизмы нового времени. Неологизмы Маяковского.
  3. Основные признаки футуризма:
  • Бунтарство
  • Выражение массовых настроений толпы
  • Отрицание культурных традиций
  • Попытка создать искусство, устремленное в будущее
  • Экспериментаторство в области формы и лексики, рифмы и ритма
  • Эксперименты по созданию «заумного» языка
  • Эпотаж
  • Урбанизм (поэзия города)
  1. Представители: В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, И. Северянин

Футуристы провозгласили Игоря Северянина королём поэтов и надели ему корону, попросили поставить им яркую трибуну с лозунгом «Пощёчина общественному вкусу» и нарисовать на ней перевёрнутого А.С. Пушкина на корабле (корабль, иллюстрации).

Стихия: огонь. Метафоры: пламя, вулкан.

Приложение

И. Северянин

«Родник»

Восемь лет эту местность я знаю.

Уходил, приходил,- но всегда

В этой местности бьет ледяная

Неисчерпываемая вода.

Полноструйный родник, полнозвучный,

Мой родной, мой природный родник,

Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)

Неотбрасываемо я приник.

И светло мне глаза оросили

Слезы гордого счастья, и я

Восклицаю: ты - символ России,

        Изнедривающаяся струя!

«Сирень»

Цветет сирень, благоухая,

Томя, и нежа, и пьяня.

Какая радость! Грусть какая

Сегодня в сердце у меня!

То я горю, то сладко гасну.

Всем отвечаю невпопад.

О, как невыносимо страстно

Меня терзает аромат!

Я в исступленьи! Я до боли

В ноздрях вдыхаю целый день

Меня лишающие воли

Цветы по имени — сирень!

И. Северянин

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Январь 1915. Петроград

В. Маяковский «А вы могли бы?»

 Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

1913

«Адище города»

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

А там, под вывеской, где сельди из Керчи —

сбитый старикашка шарил очки

и заплакал, когда в вечереющем смерче

трамвай с разбега взметнул зрачки.

В дырах небоскребов, где горела руда

и железо поездов громоздило лаз —

крикнул аэроплан и упал туда,

где у раненого солнца вытекал глаз.

И тогда уже — скомкав фонарей одеяла —

ночь излюбилась, похабна и пьяна,

а за солнцами улиц где-то ковыляла

никому не нужная, дряблая луна.

1913

«Кофта фата»



Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.

Пусть земля кричит, в покое обабившись:
"Ты зеленые весны идешь насиловать!"
Я брошу солнцу, нагло осклабившись:
"На глади асфальта мне хорошо грассировать!"

Не потому ли, что небо голубо,
а земля мне любовница в этой праздничной чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо
и острые и нужные, как зубочистки!

Женщины, любящие мое мясо, и эта
девушка, смотрящая на меня, как на брата,
закидайте улыбками меня, поэта,-
я цветами нашью их мне на кофту фата!

Объединение московских художников имело дерзкое название «Бубновый валет». «Бубновый валет» - это название выставки, состоявшейся в Москве – апреле 1910 году. Ядро экспозиции составляли работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, А. В. Куприна, Р. Р. Творчество Василия Кандинского, К. Малевич

а) Стравинский («Петрушка»)

В отличие от русской живописи футуризм в музее проявлялся не так ярко и связан, прежде всего, с имеем Стравинского.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Карта группы футуристов

Определите, к какому направлению относятся стихи разных поэтов? Каковы признаки этого направления?

Попробуйте ощутить себя в качестве чтеца, поэта, актера, художника.

Прокомментируйте прочитанное: что увидел, что услышал, что почувствовал, что хочу сказать?

Выполните самостоятельно творческое задание: фрагмент юбилейного буклета.

  1. Название
  2. Содержание (портреты, стихи, репродукции картин).
  3. Оформление (компьютер).

Подберите музыкальное оформление к вашему выступлению из предложенных музыкальных  файлов.  

Какие слова -  символы или метафоры вы можете выбрать из текстов стихов своего направления (символизм, акмеизм, футуризм).

Символы направления

Защита продуктов (7 минут).

В. 2.

 Вы сидите за столиками, которые оформлены в стиле своего направления: символизма, акмеизма, футуризма. Помогите, пожалуйста, дооформить наше кафе – расставьте на столики недостающие предметы - символы и объясните свой выбор. В этом вам могут помочь строки из стихотворений, с которыми вы работали.

 голубая свеча (символизм). В строках поэтов преобладает образ свечи…….

жемчуг  (акмеизм). Выбирают шкатулку с жемчугом, в стихах часто встречается этот образ. У Н. С. Гумилева есть сборник «Жемчуга», который передает красоту жизни.

 ананас (футуризм). В строках некоторых представителей присутствует ананас (экзотический фрукт), «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!»

В. 1.

Вы, конечно, заметили, что столы, за которыми  сидите, накрыты скатертями разного цвета.  Как вы думаете, соответствует ли цвет вашему направлению. Попытайтесь это объяснить.

Символисты объясняют голубой цвет – это цвет неба, поскольку они старались уйти от реальности в мир идеальный, загадочный, мистический, таинственный.

Акмеисты объясняют зеленый цвет – цвет земли, травы, листьев. Их поэзия земная, четкая, предметная, материальная.

Футуристы объясняют желтый цвет – чтобы привлечь всеобщее внимание.  Поэзия футуристов кричащая, вызывающая, причудливая.

Мы убедились сегодня, что сегодняшнее кафе интеллектуальное. Как же мы

В. 2.

 «Век нынешний и век минувший»… Их объединяет культура  слова, культура звука, культура чувства. Мы с вами попытались освоить азбучные истины этого пространства, эту культуру, встретившись на мосту Времени.

Рефлексия: Фейерверк из слов в честь юбилея «Бродячей собаки», или синквейн.

Поэзия символистов

Восхищает, завораживает,

Туманная, расплывчатая, неясная.

Это стихи для избранных

уход от реальности.

Поэзия акмеистов:

Живет, существует,

 материальная, конкретная, четкая.

Возвращение в реальность

 

Поэзия футуристов

Вызывает, бросает

Шокирующая, кричащая, эпатажная

«Долой классиков с корабля современности».

Вызов реальности

В. 1. Спасибо вам за работу и «продукты», которые вы создали за короткое время. Где вы можете их использовать.

В. 2. Импровизация Н. И.

Выступление символистов

Поэзия символистов – стихи для избранных. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, иллюзорна.

Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.

Черты символизма:

  • музыкальность
  • стремление показать идеальный мир
  • тайна, мистицизм

Символисты: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт.

Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И. Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Шагал, П. Пикассо. Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова-Мусатова, «Неизвестная»(1883) И. Крамского, «Демон» М. Врубеля, «Пан» «Царевна лебедь».

Можно сделать вывод:  само искусство было  абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла.  Художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.

Символизм, как мы убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Музыка композитора А. Скрябина «Этюд».

Рассмотренные примеры убеждают нас в том, что никогда ещё в светской русской культуре слово не было так тесно связано с музыкой и живописью, как в символизме.

Символизм – это уход от  реальности.

Выступление акмеистов

Поэзия акмеистов земная, конкретная, четкая, материальная.

Акмеизм литературное направление, сплотившее русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира.

Особенности акмеизма:

1.Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;

2. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их как они есть, без критики.

  1. Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы;
  2. Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм;
  3. Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму);
  4. Изображение предметного мира, земной красоты.

Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, О. Мандельштам, В. Иванов.

Акмеизм – возвращение в реальность

Выступление футуристов

Поэзия футуристов эпатажная, шокирующая, кричащая, вызывающая.

Футуризм равно отрицал и буржуазную и революционно – пролетарскую литературу. Футуристы называли себя «новыми людьми нового времени».

Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.

Основные признаки футуризма:

  • Бунтарство
  • Выражение массовых настроений толпы
  • Отрицание культурных традиций
  • Попытка создать искусство, устремленное в будущее
  • Экспериментаторство в области формы и лексики, рифмы и ритма
  • Эксперименты по созданию «заумного» языка
  • Эпотаж
  • Урбанизм (поэзия города)
  1. Представители: В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, И. Северянин

Футуристы провозгласили Игоря Северянина королём поэтов и надели ему корону, попросили поставить им яркую трибуну с лозунгом «Пощёчина общественному вкусу» и нарисовать на ней перевёрнутого А.С. Пушкина на корабле (корабль, иллюстрации).

Стихия: огонь. Метафоры: пламя, вулкан

Поэзия футуристов – вызов реальности

Награждение участников орденом  с символом бродячей собаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 10 - м классе

Урок - эпилог к изучению темы "Поэзия Серебряного века" в 10 - ом классе....

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...