Литература и история
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Суркова Надежда Владимировна

Конспект урока на тему: " Литература и история" (8кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_i_istoriya.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Литература и история».

Цель урока: кратко повторить изученное в предыдущих классах, ознакомить учеников с курсом 8 класса.

Методические приёмы: беседа, повторение изученного, тестирование, слово учителя.

План урока.

  1. Организационный момент;
  2. ориентировочная беседа по прочитанным книгам;
  3. повторение изученного в 7 классе;
  4. слово учителя;
  5. знакомство с учебником;
  6. чтение статьи учебника с. 3-5;
  7. беседа по вопросам к вступительной статье («Проверьте себя»);
  8. рефлексия;
  9. д.з.

Ход урока.

1)Организационный момент.

2) Ориентировочная беседа по прочитанным книгам

– Какие книги вы прочитали летом?

–  Какие книги показались  вам наиболее интересными?

– Кто из героев вам больше всего запомнился?

– Есть ли произведения, кроме рекомендованных, которые вы прочитали?

– Как вы узнали об этих произведениях?

3)Повторение изученного в 7 классе.

Вспомним, какие произведения мы изучали с вами в 7 классе, а также попробуем соотнести авторов и названия произведений, которые вы читали летом.

Проведём с вами небольшой тест. Он простой, так как в нем только два ответа: «да» и «нет». Я говорю вам утверждения, а вы в тетради записываете номера только тех, которые правильные.

Тест

1) Д. И. Фонвизин написал пьесу «Недоросль»

2) Рассказ «Борис Годунов» написал А. С. Пушкин

3) И. А. Крылов писал в основном сказки.

4) А. С. Пушкин написал произведение «Капитанская дочка»

5) Цикл рассказов «Записки охотника» принадлежит перу И. С. Тургенева.

6) В произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» оба сына отважно защищали Родину и вернулись на Родину к отцу с победой.

7) Тарас Бульба из одноименного произведения Н. В. Гоголя был трусливым человеком, который свои личные желания ставил на первое место.  

8) Рассказ «После бала» написал Л. Н. Толстой.

9) «Песнь про купца Калашникова….» создал  М.  Ю. Лермонтов.

10) Данко из произведения «Старуха Изергиль» был гордым человеком, который ставил себя выше других.

11) Пьесу «Ревизор» написал Н.В. Гоголь

12) Повесть шинель написана А.С. Пушкиным.

Ответы: 1,4,5,8,9, 11.

– Обменяйтесь тетрадями, вместе проверим, как вы помните материал того года. (совместная проверка теста)

4) Слово учителя

Часть произведений, названия которых вы сейчас слышали, связаны с историческими событиями, с интереснейшими эпохами. Литература всегда отражала историю страны, обращалась к важнейшим историческим событиям, прославляла героев, обличала предательство, несправедливость, пробуждала в людях любовь к Родине.

– Как вы думаете, раз мы заговорили об истории на страницах русской классической литературы, какая у нас тема урока? (ответы уч-ся)

Запись темы: Литература и история

Теперь запишем основные разделы курса:

– Устное народное творчество

– Древнерусская литература

– Литература 18 века.

– Литература 19 века

– Литература 20 века

5) Знакомство с учебником.

Посмотрим на учебник. Кто из писателей изображен на обложке?

– На форзаце у нас представлены картины Москвы.

– Посмотрим на содержание, кто из писателей вам давным-давно знаком, а о ком вы ещё не слышали?

– Есть ли здесь произведения из списка литературы на лето?

– Какое время охватывают произведения, помещенные в вашем учебнике? (от13в. до 20)

– Верно, литература 20века представлена у вас во второй части учебника.

– Какие исторические личности, события, упомянутые в названиях произведений, вам знакомы благодаря урокам истории? (отв. уч-ся)

– Как вы считаете, автор всегда описывает исторические события точно? (нет, он может добавлять что-то своё, в художественных произведениях может быть отражено мировоззрение писателя)

6) Чтение статьи учебника с. 3-5.

7) Беседа по вопросам к вступительной статье («Проверьте себя»)

8) Рефлексия

«Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 1-3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

Раздражение

Злость

Радость

Равнодушие

Удовлетворение

Вдохновение

Скука

Тревога

Покой

Уверенность

Неуверенность

Наслаждение

9) Д.з.: с. 5 «Обогащаем свою речь», задание по группам: повторить материал по устному народному творчеству (сказки, былины, пословицы и поговорки, обрядовый фольклор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....