Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и литература»
рабочая программа по литературе (10 класс)

Зотова Ирина Викторовна

 Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных постановок (худ. фильмов) и содержание курса.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что к числу наиболее злободневных проблем нашего времени относится снижение интереса учащихся к классической литературе, снижение эстетических вкусов и потребностей подростков. В рамках подготовки к итоговому сочинению по литературе необходимо включение в работу новых форм деятельности, способных обеспечить развитие кругозора учащихся, знакомство с интерпретацией классических художественных текстов ведущими режиссёрами театра и кино.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_i_literatura_rp.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №29»

Рассмотрена на заседании
методического совета

протокол № 1

от «30» августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от 3.09.2018 № 170

Рекомендована к утверждению

педагогическим советом

протокол № 7

от «30» августа 2018 г.

Дополнительная

общеобразовательная   общеразвивающая программа

 «Театр и литература»

для учащихся 16-17 лет

на 2018-2019 учебный год

Зотова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Тамбов, 2018

 Пояснительная записка

 Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных постановок (худ. фильмов) и содержание курса.

Актуальность программы обусловлена тем, что к числу наиболее злободневных проблем нашего времени относится снижение интереса учащихся к классической литературе, снижение эстетических вкусов и потребностей подростков. В рамках подготовки к итоговому сочинению по литературе необходимо включение в работу новых форм деятельности, способных обеспечить развитие кругозора учащихся, знакомство с интерпретацией классических художественных текстов ведущими режиссёрами театра и кино.

   Отличительные особенности программы

 Данная образовательная программа носит интеллектуально- познавательную и художественную направленность: создающая условия для знакомства с экранизациями литературных программных произведений, дается представление об интеграции предметных сфер духовной культуры, что ставит образование восьмиклассников на новый качественный уровень.

     Новизна программы состоит в том, что учащиеся знакомятся с эстетикой и художественными принципами театров России в связи с рассматриваемыми спектаклями, актерским мастерством; расширяют и совершенствуют навыки работы по развитию речи.

        Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что знакомство с предлагаемыми образцами сценических постановок является эффективным и для литературного развития детей, и ведет к более глубокому усвоению предмета « Литература».

адресат программы – ученики 16-17 лет, интересующиеся интерпретацией литературного произведения, стремящиеся развить свои творческие способности

объем программы -72 часа.

формы организации образовательного процесса - коллективная: просмотр пьес и практические занятия, связанные с их анализом.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. Наглядный (показ видеоматериалов)
  2.  Практический ( обсуждение и анализ постановок)

срок освоения программы – 1 учебный год

режим занятий – 1раз в неделю по 2 часа

    Цель программы познавательная – дает углубленные знания по литературе и искусству театра и кино, развивает интеллектуальные и речевые способности, расширяет художественно – эстетический кругозор школьника.

 Задачи:

  1. Обучающие задачи- самостоятельный анализ просмотренных постановок, анализ современного спектакля
  2. Воспитательные задачи – формирование эстетического вкуса
  3.  Развивающие задачи – развитие творческих способностей, развитие аналитических и речевых навыков критической оценки спектакля.
  4. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

Содержание  дополнительной

общеобразовательной   общеразвивающей  программы

 «Театр и литература»

                                     

Название раздела, темы

Количество часов всего

теория

практика

Формы аттестации,

Контроля

1

Введение. Театр как вид искусства, его связь с литературой

2

2

2

Искусство театра марионеток (кукол)

4

2

2

3

От античности до наших дней. «Эзоп»

6

4

2

4

Классика русской драматургии. Экранизация литературных произведений.

56

12

44

Аннотация, отзыв, рецензия

5

Итоговое занятие

4

2

2

Сочинение – исследование о любимом актере

ИТОГО

72

22

50

         

 Содержание курса

Раздел 1

Введение 2ч. Теория

 Теория как вид искусства, его связь с литературой. Драматург и театр. Виды театральных постановок. Сценические средства выражения характера героя и их отличие от художественной прозы. Актер и роль. Характер в драме и на сцене. Композитор и художник в театре.  2чТеатр и кино.

Раздел 2

Искусство театра марионеток (кукол) - 4 ч

- Государственный театр кукол С.Образцова

Спектакль С.Образцова « Божественная комедия». Люди и куклы. Мастерство З Герда.

Раздел 3

- От античности до наших дней – 4 ч.

Теория

 Просмотр художественного фильма « Эзоп»-.(1981 г.) режиссер О. Рябоконь

Анализ просмотренного фильма-спектакля – . Роль художественной детали. Мастерство В.Гафта, Л.Полищук, О.Табакова.

Раздел 4

 _ Классика русской драматургии- 56 ч.

Экранизация литературных произведений:

  1. А.С.Грибоедов «Горе от ума» - 4 ч. Постановка Малого театра (1952 г.). Режиссер  спектакля П.Садовский, режиссер фильма- С. Алексеев

Теория –. Малый театр – театр актерский. Яркие творческие индивидуальности, создание филигранных сценических образов спектакля: К.Зубов, М.Царев, И.Ликсо. Классическая стройность мизансцен. Реалистическая достоверность исполнения. Музыкальное оформление.

 Практика : письменная работа по итогам просмотра спектакля

  1. А.С.Пушкин « Повести Белкина» - 8 ч.

-Экранизация повести « Выстрел» . ( 1966 г.), режиссер Н. Трахтенберг.

 Актерское мастерство М.Казакова, Ю.Яковлева.

- Экранизация повести «Метель» (1964 г.), режиссер В.Басов.

Актерское мастерство О.Видова, Т.Коньковой. Роль музыки Свиридова.

Практика

Написание мини-рецензии

  1. « Евгений Онегин» - 6 ч. Фильм – спектакль по опере П.И. Чайковского « Евгений Онегин» ( 1958 г.), режиссер Р.Тихомиров.

– Теория – Своеобразие оперного искусства Русские певцы оперы: Т.Синявская, Е.Образцова, Г.Вишневская и др.

   Практика Обсуждение фильма – спектакля

  1. « Страницы журнала Печорина» - 6 ч. (телевизионный спектакль по роману М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени» ) Обсуждение телевизионного спектакля .Творческие находки В.Даля, А.Миронова. Театральные критерии постановки. Сдержанность пластического и речевого рисунка.
  2. Н.В. Гоголь « Ревизор»- 6 ч. Постановка В. Петрова (1952 г.) Обсуждение спектакля

         Режиссер В.Петров – гениальный интерпретатор русской классики.         Театральные традиции в творчестве режиссера.  Развитие и обогащение реалистических традиций в сатирической комедии драматурга. Смех как форма утверждения положительных общественных идеалов. 

Сочетание театральной условности и экспрессии, сатирической разоблачительности в образе Хлестакова – Горбачева.

  1. А.Н.Островский « На всякого мудреца довольно простоты» - 6 ч.

Постановка Малого театра ( 1952 г.)

 Режиссер – П.Садовский, режиссер фильма – В. Сухобоков..

Классический стиль Малого театр:

Островский – драматург Малого театра.

Театральность стиля: преобладание общего плана, приближенность к театральной сцене.

  1. Художественный фильм «Жестокий романс» по пьесе Островского

«Бесприданница» - 6 ч. Режиссер Э.Рязанов. Режиссерская и актерская индивидуальность. Прочтение роли Паратова Н.Михалковым, Карандышева – Мягковым, Ларисы – Гузеевой. Роль музыки романса в фильме.

Практика Творческая работка учащихся: сравнить трактовку пьесы современными авторами с задумкой драматурга

  1. « Мертвые души» Экранизация поэмы Н.В.Гоголя « Мертвые души» (1984 г.)- 6 ч.

Режиссер М.Швейцер. Создание атмосферы спектакля. Сочетание психологизма со строгой театральностью. Масштабность, трагичность образа Плюшкина в исполнении Смоктуновского. Тонкая характерность в образе Манилова ( А.Ромашин), Собакевича ( В.Невинный), Чичикова ( А.Калягин).

  1.  «Варвар и еретик» Ф.М. Достоевский «Игрок» ( 2005 г.), режиссер К. Андропов. Театральный принцип постановки: мизансцены, общий план, павильонная съемка. Символизм деталей. - 3ч.

  1.   Экранизация пьесы – сказки Е Шварца «Дракон» - «Убить дракона» М.Захарова – 3 ч. Сочетание глубокого драматизма с внешне скупыми выразительными средствами, воплощенными А.Абдуловым, О.Янковским. Роль спецэффектов.

Раздел 5

  1.  Итоговое занятие – 2ч. 

Практика

Самостоятельный анализ одной из просмотренных постановок. Анализ современного спектакля. Сочинение – исследование о любимом актере (с привлечением критики и монографии).

Календарно-тематическое планирование

  общеобразовательной   общеразвивающей  программы

 «Театр и литература»

                                     2018-2019 учебный год

№п/п /

Кол-во часов

Названия тем и уроков

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

№1

Введение. Театр как вид искусства

2

1 неделя

№2-3

Искусство театра марионеток. Спектакль С.Образцова « Божественная комедия»

4

2,3 недели

№4-6

От античности до наших дней. Художественный фильм « Эзоп»

4

4,5 недели

№7-9

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Постановка Малого  театра( 1952 г.)

4

6,7 недели

№10-12

А.С. Пушкин « Повести Белкина». Экранизация повести «Выстрел». Экранизация повести « Метель» Мини-рецензия на фильм

8

8-11 недели

№13-15

« Евгений Онегин». Фильм-спектакль по опере П.И. Чайковского « Евгений Онегин»

6

12-14 недели

№16-18

« Страницы журнала Печорина» (телевизионный спектакль по роману М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» )

8

15-18 недели

№19-20

Н.В. Гоголь « Ревизор» постановка В.Петрова ( 1952 г.)

6

19-21 недели

№21-22

А.Н.Островский « На всякого мудреца довольно простоты» Постановка Малого театра ( 1952 г.)

6

22-24 недели

№23-25

Художественный фильм « Жестокий романс» по пьесе « Бесприданница»

6

25-27 недели

№26-29

« Мертвые души» Экранизация поэмы Н.В.Гоголя « Мертвые души» (1960 г.)

8

28-31 недели

№30-32

« Варвар и еретик» телевизионный спектакль по  произведению Ф.М. Достоевского « Игрок»

4

32,33 недели

№33-34

Экранизация пьесы – сказки Е.Шварца « Дракон» - « Убить дракона» М. Захарова

4

34-35 недели

№35-36

Итоговое занятие

2

36 недели

Предполагаемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- самостоятельно анализировать просмотренную постановку

-определять идейную и эстетическую позицию режиссера

- оценивать театральные критерии постановки

- видеть сценический рисунок роли

-писать сочинение-рецензию.

 Условия реализации программы 


- учебный кабинет;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- использование сети Интернет;
- наглядные демонстрационные пособия;
- школьная библиотека. 


Литература для руководителя.

  Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века.              1977г.
   Бояджиев Г. Душа театра. 1979г.
  Гиацинтова С. В. Жизнь театра. 1983г.
   Гоголь и театр. Сб. 1982г.

   Жаров М. Жизнь, театр, кино. 1989г.

Ж. «Искусство в школе». №3, 2007г.
Куликова К. Рассказы о первых русских комедиантах. 1986г.
Максимова В. …И рождается чудо спектакля. 1980г.
Мирясова В. И. Играем в театр. 2001г.
Топорков В. О. К. Станиславский на репетиции. Воспоминания. 1987г..
Черкасов Н. В театре и кино. Рассказ о труде актера. 1973г

Литература для учащихся

Никитина А.Б. «Дети - театр - образование». М., 2008.
Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. М., 2008.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. М., 2008. 
Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1997
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. Спб., 2007.
Солодовников А. Три часа радости. О художественном театре. М., 1969.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве (изд. любое). 
Станиславский К. С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью (изд. любое). 
Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. – М., 2004. 
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Виды современной хореографии»

Театр танца - это объединение творческих людей, соединенных одной идеей: рассказать людям что-либо (чувства, сюжеты из жизни, переживания), не используя никаких слов, пользуясь лишь хореографическим я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Основы классической и современной хореографии»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Основы классической и современной хореографии»Театр танца - это объединение творческих л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Развитие физических данных у детей 5-8 лет»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Развитие физических данных у детей 5-8 лет»Театр танца - это объединение творческих люде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Совершенству нет предела»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Совершенству нет предела»По программе работают 2 педагога: Александрова Т.Н. (классическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Основы темповой акробатики»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Основы темповой акробатики»Актуальность и педагогическая целесообразность программы закл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театра танца «Релакс». «Адаптированная современная пластика»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театра танца «Релакс».«Адаптированная современная пластика»Актуальность и педагогическая целесообразность прог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс». «Постановка акробатических номеров»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс». «Постановка акробатических номеров»...