Комплексный филологический анализ художественного текста.
методическая разработка по литературе

Владимирова Анна Александровна

Комплексный филологический анализ художественного текста.

 

А.П.Чехов «Дама с собачкой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologicheskiy_analiz_teksta.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирова А.А.

Комплексный филологический анализ художественного текста.

А.П.Чехов «Дама с собачкой».

Русский писатель Антон Павлович Чехов,  творивший  на рубеже  ХIХ-ХХ веков,  истинно может быть назван художником жизни.  Чехов вышел на дорогу творчества в 80-е годы XIX века. Он писал прозу; его талант развивался в русле ведущей литературной тенденции. Но среди написанного Чеховым нет романов, нет крупных по объему произведений. Область его деятельности - нероманные жанры: повесть, рассказ. Его малая проза и встала в один ряд с большими романами, ознаменовала собой этап в истории повествовательного искусства. Чехов — тонкий психолог, умеющий обрисовать не только пейзаж, портрет героев, но и их богатый внутренний мир.  

В творчестве писателя рассказ «Дама с собачкой» относится к позднему периоду творчества. Чехов к этому времени уже имеет богатый жизненный опыт, а также профессиональный и творческий.Автор настойчиво стремился к краткости, к сжатому, плотному повествованию. Писатель тяготеет к психологическому портрету, показывающему поступки героев и их обоснование.  Одним из интереснейших произведений писателя является изучаемый нами рассказ, повествующий о напряженной внутренней работе человека, «проснувшегося от душевной спячки», затронутого великим чувство любви.  

Рассказ «Дама с собачкой»  был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания – 1899. Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей "Домостроя", уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли.

По жанру «Дама с собачкой» - это прозаический рассказ, как его определил сам автор.  Рассказ, затрагивающий актуальные вопросы и проблемы, с глубоким содержанием, но небольшой по размеру. А.П. Чехов мастерски создает жизненные ситуации, обрисовывает реалистические характерами со своими слабостями, а главное дает шанс самим поразмыслить над тем, к чему приводят союзы без любви.

Название рассказа предельно просто, не содержит каких-либо сложных метафор. Читатель сразу догадывается, о ком пойдет речь. Простота названия говорит о том, что будет дальше. Сюжетно-фабульная организация рассказа так же предельно проста – история курортного романа. Завязка более чем предсказуема. События разворачиваются по привычной схеме, однако, последствия этого романа, столь по-разному воспринятому героями, оказываются неожиданными. И в первую очередьдля самих же героев.

Но Чехов не был бы Чеховым, если бы писал настолько просто. Нужно копнуть чуть-чуть глубже, чтобы определить основной конфликт произведения и его тему. Здесь дело не просто в обыденном курортном романе. Тема «Дамы с собачкой» - ситуация, когда люди встают перед выбором: либо отказаться от любви, либо противостоять мнению общества, это невозможность счастливой любви и необходимость любви для счастья человека.

Тема как бы разбивается и на две подтемы. Первая – поведение мужчин и женщин на курортах вдали от семьи и привычного образа жизни. Вторая подтема – тема любви и перемен, которые она несет с собою.

Главная идея произведения - показать читателю  то, чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто бы действительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героев перебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, не украденному счастью, их связанность стереотипами общества.

В ходе чтения рассказа мы можем выделить некоторые ключевые слова, которые определили тему рассказа. Это такие слова, как время, опыт, женщины, скука, жизнь, воспоминания. Причем, слово жизнь является в данном ряду ключевым. Таким образом, базовым концептом мы можем считать слово жизнь. Точнее, течение жизни.Оно включает в себя все до этого перечисленные образы. В рассказе жизнь всегда делится на что-то противоположное: скучная и веселая, двойная жизнь, жизнь в браке и на свободе.  

Ядро концептосферы - категория времени. Чехов начал свой рассказ с того, как относится ко времени главный герой – Гуров. Начал с возраста, затем с того, сколько он уже женат и сколько времени отведено женской молодости, любви  и вообще человеческой жизни. Время Гурова несомненно связано с опытом. Опыт и Гуров идут неразрывно на протяжении всего рассказа. Причем, опыт главного героя, давно приобретенный и только подтверждающийся много раз в жизни, именно в Ялте обогащается новыми красками. Это рассказ о том, что с человеком способна сделать любовь и как она меняет кардинально его жизнь. Ближайшая к ядру зона – встреча и отношения главных героев рассказа.  Именно этот случайный эпизод перевернул жизнь наших героев с ног на голову.  Дальнейшая периферия – история жизни каждого из героев. Общая семантика этих историй, отсутствие счастья в жизни, тоска, осознание того, что все, что было до этого в их жизни, было лживо, и только теперь герои обрели настоящее чувство, но оно также не может быть стать законной частью их жизни.

Таким образом, концептосфера рассказа достаточно широка, так она разворачивается вокруг концепта жизнь. А жизнь – понятие многогранное. Здесь речь идет и об образе жизни, и о времени, отведенном на жизнь, и о жизненных уроках.  На ключевой концепт нам указывает сюжет (простой и жизненный), и ряд фраз (двойная жизнь, образ жизни, в прошлой жизни и т.д.).

Анализ денотативного пространства рассказа «Дама с собачкой» мы начнем с выделения глобальной ситуации, которая имеет характер события и связана с раскрытием главной темы в тексте. Систему событий в рассказе составляет курортный роман Гурова Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны Дидериц.  

Глобальная ситуация реализуется рядом макроситуаций:

  1. Главный герой Гуров отдыхает на курорте в Ялте и там знакомится с Анной Сергеевной;
  2. Роман героев бурно развивается на фоне южной природы;
  3. Герои после расставания и их новая встреча в городе С.;
  4. Отношения героев в Москве.

Макроситуации состоят из следующих макропропозиций:

  1. Главный герой Гуров отдыхает на курорте в Ялте и там знакомится с Анной Сергеевной.
  1. Описание жизненных принципов Гурова и его образ жизни в Ялте
  2. Гуров приметил незнакомую Даму с собачкой
  3. Первый диалог Гурова и Анны Сергеевны
  4. Гуров думает о встреченной им девушке
  1. Роман героев бурно развивается на фоне южной природы;
  1. Вечерняя прогулка героев в честь прихода парохода на пристань
  2. Разговор героев в комнате Анны Сергеевны
  3. Ночная прогулка в Ореанде
  4. Каждодневные встречи героев
  5. Отъезд Анны Сергеевны
  1. Герои после расставания и их новая встреча в городе С.
  1. Повседневная жизнь Гурова в Москве
  2. Неприятный разговор Гурова с партнером по клубу
  3. Приезд Дмитрия Дмитриевича в город С.
  4. Встреча и объяснение героев в театре
  1. Отношения героев в Москве.
  1. По пути к Анне Сергеевне Гуров отводит дочь в гимназию
  2. Встреча героев в московском номере Анны Сергеевны
  3. Гуров думает о своей жизни, о своих отношениях с Анной Сергеевной.

Макроситуации связаны образом Гурова Д.Д.. Все произошедшие события совершаются с ним. Главная героиня появляется сразу, но показана нам со стороны, с точки зрения Гурова.

Первая макроситуация представлена обобщенно и неразвернуто. Следующие макроситуации более детализированы и конкретны. Ситуации, произошедшие в прошлом, вынесены из последовательно идущих событий.

Время в рассказе показано линейно. Действующих лиц в рассказе мало, причем главных из них всего два, а временной отчет идет относительно развития героя Гурова. Анна Сергеевна показана нам всегда со стороны и появляется только тогда, когда появляется сам Гуров. Все основные действия происходят в прошлом. События передаются последовательно, друг за другом.

Художественное  время совпадает с временем реальным, эпохой, когда рассказ писался. И поэтому все описываемые Чеховым события кажутся нам настолько правдивыми, что нет даже мысли сомнения, что эта история не могла бы случиться. Все очень предсказуемо и даже более того – и сами герои, и история их очень заурядна и по тем временам, и на сегодняшний день тоже.   «Ось рассказывания» одномерна, а «ось описываемых событий», кажется, многомерна. Рассказ охватывает временной промежуток приблизительно от полугода до года, точно установить невозможно.За это время действие переносилось из Ялты в Москву, из Москвы в город С. и обратно.  Таким образом, мы приходим к выводу, что художественное время растянуто. Время повествования соответствует частям рассказа.  Между частями, а вместе  с ними и периодами развития истории героев проходит некоторое количество времени, каждый раз разное (либо это неделя, как уже длится их роман, либо уже месяц после самого отпуска).

Чехов употребляет слова и обороты, характеризующие течение времени. Чаще всего это слово потом.Именно с него начинается множество абзацев. Слово «потом» является как бы мерилом времени и долготой, длительностью и протяженностью рассказа. Помимо этого помогают течению времени и слова когда, прошло, спустя, опять. Передать последовательность событий помогает также использование Чеховым деепричастных оборотов, интонация и порядок слов в предложениях, где действия проходят одно за другим. Например, Он ласково поманил к себе шпица и, когда тот подошел, погрозил ему пальцем. Для передачи реальности в прошлом автор использует глаголы в прошедшем времени.

Мы уже говорили, что понятие «время» носит в тексте одну из ключевых функций для раскрытия смысла произведения. И на протяжении всего текста, эта категория то сужается до мгновений в жизни героев, то, наоборот, расширяет свои границы до общефилософского значения.

В тексте также заметен переход времен года, и это помогает развитию сюжета. Смена сезонов носит несколько символический характер.

В рассказе «Дама с собачкой» мы можем наблюдать текстовые ахронии – рестроспекции (то есть время в рассказе обратимо). Чехов обращает нас в воспоминания Гурова о своей женитьбе, об истории замужества Анны Сергеевны. Эти события переданы сжато, обозначены лишь ключевые моменты. Но именно благодаря ретроспективным временным значениям читатель понимает суть конфликта произведения.

Художественное пространство рассказа «Дама с собачкой» характеризуется несложностью, но изменчивостью.  Чехов начинает свой рассказ сразу с представления героини «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой». И с первой фразы нам не совсем ясно представляются просторы и пейзажи места действия. Но скоро автор называет место прямо – Ялта. Чехов особо не расписывает природные красоты юга, а скорее описывает общество и нравы, которые там обитают.

        Пространственная позиция автора выражена неярко. Автор является повествователем рассказа, он совмещает эти две функции. Автор то смотрит на своих героев сверху вниз, видя сразу масштабно ситуацию, то как бы со стороны. А часто он говорит о душевных терзаниях  Гурова. Можно подумать, что рассказчик и сам был в момент разворачивания сюжета, а можно и предположить, что знает эту историю со слов главного героя, так как в развитии нам показан только Гуров, но не Анна Сергеевна. О ней, её мыслях и чувствах мы знаем всегда вскользь и с точки зрения Гурова.

Пространство текста всегда локализовано и конкретно. Это либо курорт в Ялте, либо дом Гурова В Москве, театр в городе С. В оном рассказе оно бывает и открытое (на курорте), и замкнутое (в доме Гурова или в комнате московской гостиницы в 4 части). Пространство всегда реально, не выдумано героем и соответствует действительным в реальной жизни объектам. Пространственному смещению соответствует и временное смещение.

        В целом пространство текста широко. Вместе со сменой времени действия, как говорилось, меняется и пространство. Вместе с героем мы перемещаемся из Ялты в Москву, из Москвы в город С., и обратно. В описании местности Чехов пользуется пейзажным изображением редко, по крайней мере реже, чем описанием социума или внутреннего мира героев. Единственное, на что всегда автор обращает внимание, говоря о местности – это погода. Погода сменяется  также,  как и меняется настроение героев. Каждое и пространственных мест характеризуется воздухом.

Например, В  комнатах  былодушно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы.

У нее в номере было душно, пахло духами, которые она купила в  японском магазине.

        Когда идет первый снег, дышится мягко, славно,  и  в это время вспоминаются юные годы.

Если говорить о конечности пространства, то здесь однозначного ответа наверное, нет. Вроде бы у нас есть точки, между которыми мы перемещаемся вместе с героем (Ялта – Москва – С. - Москва), но с другой стороны Чехов предложил нам открытый финал. История Гурова и Анны Сергеевны еще не закончена, а скорее «только начинается», говоря словами автора, а это значит, что пространство их истории бесконечно. Оно было бесконечным изначально, так как связь их незаконна, не имеет своего дома, тыла. Бесконечно пространство их любви. Находившись друг от друга на расстоянии, они душой всегда были вместе.

Помимо реального, географического пространства мы наблюдаем и психологическое пространство главного героя Гурова. Оно передано словами героя, внутренними монологами. Интересно, что показан лишь внутренний мир мужчины. Мысли и чувства Анны Сергеевны автор от нас скрыл. Таким образом, мы можем говорить о том, что меняется только психологическое  пространство мужчины, мир женщины статичен и неподвижен.

Весь рассказ Чехова «Дама с собачкой» выстроен таким образом, будто в мире не существует никого кроме главных героев. Художественный мир скомпонован соответственно внутренним переживаниям героев. Например, момент, когда Гуров жадно ищет глазами Анну Сергеевну в Театре, его напряженности и тревоге как нельзя лучшее подходит звучание настраиваемого оркестра. Или сцена встречи влюбленных: «Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом. Запели флейта и скрипка…». Как музыкальные инструменты добиваются единого звучания, так и герои желают быть вместе, невзирая на препятствия.

Это не единственные детали «Дамы с собачкой». Есть и символическое наполнение – с первых строк героиню сопровождает белый шпиц, который исчезает после сцены в гостиничном номере на Ялте. Если вспомнить, что собака олицетворяет верность, а белый цвет чистоты и непорочности, то можно сделать вывод, что это вовсе не случайность. Также не случайны слова чиновника, друга Гурова «А осетрина-то с душком!», которые возмутили Гурова. Возможно, они его задели, потому что он почувствовал в них скрытый упрек в свою сторону и сторону своей возлюбленной Анны Сергеевны.

Цветовая палитра рассказа тоже раскрывает эмоциональное наполнение рассказа. В первой части она содержит яркие оттенки: синие море, южные пейзажи. Во второй же краски становятся тусклее, преобладают серые цвета: серый забор, серое одеяло, которым накрывается Гуров, его же серая от пыли чернильница, серое платье Анны Сергеевны, что указывает на депрессивное состояние героев.

Главный герой рассказа Гуров Дмитрий Дмитриевич в начале рассказа он представляется человеком бездушным, недалеким, не уважающим окружающих людей, в том числе и жену. Но встретив однажды Анну Сергеевну, он постепенно начинает меняться, по-другому воспринимать окружающий мир и людей вокруг. И в конце рассказа мы видим совершенно другого человека. Этот человек способен любить «по-настоящему», чувствовать другого человека, жертвовать собой ради любви. «Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменили их обоих». Очень сложно сказать положительный или отрицательный герой Д.Д. Гуров. Скорее он человек, запутавшийся в жизни, который обрел смысл ее только через любовь. В начале рассказа все поведение Гурова носит "недостойный" характер. Также часто встречается жест "ходил из угла в угол", что говорит о том, что главный герой находится в возбуждении, в задумчивости, ищет решение. Это говорит о сильнейшем волнении героя. Гурову около сорока лет. Его женили рано, он рано начал изменять жене, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно. В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя. В его внешности, в характере, во всей его натуре есть что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их, он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним. Многократный опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, в конце концов становится тягостным. Но при всякой новой встрече с интересною женщиной этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и все казалось так просто и забавно.

Анна Сергеевна совсем иная. В рассказе очень четко прослеживается эмоциональный характер героини. В основном, все ее жесты носят сильно - эмоциональный характер. Вся словесная информация Анны Сергеевны совпадает с ее жестами. Все ее жесты совпадают с ее характером, настроением. Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в С., где живет уже два года. Анна Сергеевна как-то неоднозначно относилась к своему мужу, с одной стороны она его любит, с другой стороны ее самолюбие задевает то, что ее муж лакей. Может быть он честный, хороший, порядочный человек, но он лакей. Она еще недавно была студенткой, училась, в ней есть еще много не смелости, угловатости в смехе, в разговоре с незнакомыми. Должно быть, она первый раз в жизни была одна, на курорте, когда за ней ходят, и на нее смотрят, и говорят с ней только с одной целью, о которой она не может не догадываться. Анна Сергеевна, к тому, что произошло у нее с Гуровым, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, как к своему падению. Она наивна, от нее веет чистотой, порядочностью, наивностью мало жившей женщины. Свою речь Анна тоже часто произносит шепотом, но это не от страха, а скорее от волнения и особого эмоционального состояния влюбленности героини.

Помимо речи и внешних деталей в рассказе Чехов уделил особое внимание невербальной коммуникации героев: жестам и мимике. Можно прокомментировать лишь некоторые фразы из текста (как речь самих героев, так и авторские слова) «Она пожала ему руку и стала быстро спускаться вниз, все оглядываясь на него.» - интерес, нежелание расставаться, «Она спрятала лицо у него на груди и прижалась к нему.» - поиск защиты, «-Как? Как? - спрашивал он, хватая себя за голову» - защитный жест. В начале рассказа у Гурова наиболее часто повторяются жесты: «пугливо огляделся» или «с оглядкой и страхом», что говорит о внутреннем состоянии героя. Герой боится, что его кто-нибудь увидит. Значит, он чувствует, что его поведение недостойно воспитанного и благородного человека. Стоит обратить внимание, что в жестах Гуров часто проскальзывает неуверенность, некая неискренность - «Тогда он поглядел на нее и вдруг обнял и поцеловал в губы, и тотчас же пугливо огляделся: не видел ли кто?», « И часто на сквере или в саду, когда вблизи никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно.», «Он стоял, не решаясь сесть рядом.», « Тихо постучал в дверь».  Нужно отметить, что у главного героя жесты полностью совпадают со словесной информацией. Более того они помогают нам понять душевное состояние героя, его мысли, чувства, желания. Интонации Гурова всегда настороженны, говорит он чаще вполголоса, шепотом, тихо, торопясь.

В исследуемом нами тексте нет деления на тома или книги. Рассказ Чехова поделен на части. Всего их четыре. Каждая из частей описывает период в отношениях Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны. Вместе с этим периодом (и частью рассказа соответственно) меняется и место действия, и внутренний мир героя. Таким образом, структура рассказа выстроена вполне логично и хорошо поделена. Все произведение поставлено таким образом, словно в мире не существует никого, кроме главных героев. Портреты их супругов даны бегло, без упоминания имен. Несмотря на это, чувствуется некая сила, не дающая героям быть вместе. Абзацы рассказа в среднем приблизительно равные друг другу. Разумеется, что некоторые из них отделены до одного предложения в целях усиления смысла.

Первый абзац состоит из одного предложения, что концентрирует наше внимание на образе Дамы с собачкой, чей характер будет потом описан сжато.

Последний абзац состоит тоже из одного предложения, но оно сложное, в нем много раз используется союз И. Все это усиливает смысловую нагрузку предложения, повышает значимость абзаца, создает открытый финал произведения.

Структурно-смысловое членение текста мы провели через выделение ССЦ. Оно не связано с делением текста на абзацы.

В рассказе Чехова «Дама с собачкой» мы выделили _35_ ССЦ, которые составляют композиционную структуру текста.

Завязка – знакомство героев на курорте в Ялте.

  1. ССЦ – Дама с собачкой
  2. ССЦ – Описание главного героя Гурова Д.Д. и его семейной жизни
  3. ССЦ – Гуров привлекает внимание Анны Сергеевны – дамы с собачкой
  4. ССЦ– Первый диалог главных героев
  5. ССЦ – Описание дальнейшего разговора героев
  6. ССЦ – Гуров перед сном думает об Анне

Развитие действия – отношения героев.

  1. ССЦ – Описание внешнего мира в праздничный день (погода, общество)
  2. ССЦ – Гуров и Анна Сергеевна гуляют на пристани
  3. ССЦ – Описание номера Анны Сергеевны по ощущениям Гурова
  4. ССЦ –Причитания Анны о своей неверности
  5. ССЦ – Описание природы во время ночной прогулки героев в Ореанде
  6. ССЦ – мысли Гурова о прекрасном моменте в его жизни
  7. ССЦ – Описание ежедневной жизни героев в Ялте
  8. ССЦ – Анна уезжает обратно домой к мужу (сцена прощания на вокзале)
  9. ССЦ – Мысли Гурова о закончившемся курортном романе
  10. ССЦ – Описание зимы в Москве
  11. ССЦ – Описание обычной московской жизни Гурова
  12. ССЦ – Гуров не может забыть Анну Сергеевну
  13. ССЦ – Неприятный разговор Гурова с партнером по клубу

Кульминация – встреча Гурова и Анны Сергеевны в городе С.

  1. ССЦ – Гуров решает ехать в город С., чтобы разыскать Анну Сергеевну
  2. ССЦ – Герой прибыл в город С. И наводит справки об Анне
  3. ССЦ – Гуров нашел дом Анны, но не решается заявиться к ней.
  4. ССЦ – Описание театра в премьеру
  5. ССЦ – Взгляд Гурова на Анну и её мужа
  6. ССЦ –Гуров в антракте решается подойти к Анне Сергеевне
  7. ССЦ – Разговор героев на лестничной площадке театра
  8. ССЦ – Оба героя сознаются в том, что не забыли друг друга, но что отношения их обречены

Развязка – последующие встречи Гурова и Анны в Москве.

  1. ССЦ – Описание режима встреч главных героев в Москве
  2. ССЦ – Гуров провожает дочку в гимназию
  3. ССЦ – Размышления Гурова о своей двойной жизни и о жизни вообще
  4. ССЦ – Описание Анны Сергеевны
  5. ССЦ – Обычный разговор героев
  6. ССЦ – Гуров думает о том, что полюбил по-настоящему в первый раз в жизни
  7.  ССЦ – Описание взаимных чувств Анны Сергеевны и Гурова
  8.  ССЦ – Описание разговора героев об их дальнейшей судьбе, обдумывании плана их жизни, который показан автором как нескончаемая череда переживаний и преград.

Мы можем наблюдать, что все ССЦ неравны по объему и семантической нагрузке. ССЦ, составляющие развитие действия и концовку рассказа, более насыщены эмоционально и гораздо динамичнее, чем ССЦ, являющиеся составными элементами завязки и даже начала основного действия.

Контекстно-вариативное членение текста в первую очередь разграничивает в нем два речевых потока – речь автора и речь персонажа.

В рассказе Чехова «Дама с собачкой» для передачи авторской речи используется такая классическая композиционно-речевая форма, как повествование с элементами описания.

В тексте присутствуют глаголы конкретного физического действия, деятельности, движения, речевой деятельности, например, в тексте употреблены формы: сказал, поманил, заплакала, подошел и т.д. Доминируют глаголы в прошедшем времени, что несет в себе предикативное значение реальности в прошлом. Подобные глаголы передают последовательность событий, их динамику и соответствующую повествовательную канву.

Несмотря на немалое количество описаний в тексте рассказа превалирует все же повествование, поэтому мы изначально определили форму передачи авторской речи как повествование с элементами описания. Чужая речь в рассказе Чехова представлена в форме диалога.

- Он не кусается, - сказала она и покраснела.

        - Можно дать ему кость? - и когда она утвердительно кивнула головой, он спросил приветливо: - Вы давно изволили приехать в Ялту?

     - Дней пять.

     - А я уже дотягиваю здесь вторую неделю.

Использование диалога в тексте позволяет хоть как-то взглянуть на ситуацию с точки зрения различных персонажей, а не одного Гурова. Следует отметить,что в форме диалога представлена малая часть текста.

Внутренняя речь персонажей представлена внутренним монологом и иногда малыми вкраплениями внутренней речи, которая оформлена как прямая речь. Сигналом внутренней речи является глагол думать, вспоминать, размышлять.

В тексте также присутствует контаминация внутренней речи героя и авторской речи. Например, И Гуров думал о том, что вот  в его жизни  было  еще  одно  похождение  или  приключение,  и  оно  тоже  уже кончилось, и осталось теперь воспоминание...

Текст имеет довольно гибкую систему внутритекстовых связей, доминанта которых – семантическое согласование в широком смысле.  Все проявления связности в тексте обусловлены общей семантической идеей. НА семантическом уровне наличие внутритекстовых связей обусловлено концептуальностью текста и его соотнесенностью с определенным фрагментом действительности. Текстообразующие логико-семантические связи построены на повторе информации, осуществляемом на разных участках текстового пространства, в различном объеме и различными лексическими средствами. Они могут быть контактными и дистантными, полными и частичными.

В рассказе Чехова «Дама с собачкой» мы наблюдаем следующие текстообразующие логико-семантические связи:

Тематический повтор. Основная тема повтора – двойная жизнь. Повторяются слова «любовь», «время», «слезы», «дом», «связь».  История личных мыслей каждого из героев будто повторяется, правда, у каждого из них свои детали, но основа одна – отсутствие настоящего счастья на фоне общей идиллии.  

Синонимический повтор. В рассказе много слов с семантикой «воздуха»: душно, запах духов в комнате, ветер, дышится мягко.

Выражение универсальных логико-смысловых отношений как средство связности текста. Союзы – типичное средство выражения в тексте универсальных логических отношений.

На уровне грамматики текста внутритекстовые связи обусловлены закономерностями грамматического согласования и грамматической зависимости, которые мотивированы законами языковой синтагматики. Основа такой связи – повтор грамматической семантики, грамматическое согласование словоформ и синтаксических конструкций, которые представляются нам в тексте по-разному. В рассказе «Дама с собачкой» мы наблюдаем наличие деепричастных оборотов, неполноту синтаксических конструкций.

На прагматическом уровне внутритекстовые связи обусловлены особенностями индивидуального авторского стиля Чехова.  В рассказе мы наблюдаем ассоциативные связи, отсылающие нас к теме семьи и к культурологическим особенностям конца XIX века, к особенностям российской действительности того времени.

В рассказе «Дама с собачкой» можно выделить следующие особенности выбора лексических категорий для выявления текстовых доминант.

  1. Использование при описании персонажей антонимов (Ему не было еще сорока, но у него была уже дочь двенадцати  лет; Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в С.)
  2. Использование сравнений (Она задумалась в унылой  позе, точно грешница на старинной картине)
  3. Употребление метафор («низшая раса»)
  4. Наличие эпитетов (серый забор,  двойная жизнь).

Коммуникативный регистр образа главного героя значительно шире, чем у Анны Сергеевны. Мы уже говорили о том, что все действия разворачиваются вокруг Гурова  и относительно него. Анна Сергеевна оказалась закрытой для нас даже с точки зрения широты фраз. С ней связаны слезы, депрессия, сомнения, запахи  и стыдливость. С образом Дмитрия Дмитриевича – скука, зима, женщины, опыт.

В рассказе «Дама с собачкой»  есть большое количество определений разного типа, присутствует описание местности и конкретного места, где происходит действие. Описывается также внешность, психическое и физическое состояние персонажей. В описании много эпитетов, сравнений. В целом рассказ носит информативный характер, повествование ведется от третьего лица. В рассказе чередуются статальный и динамический типы рематических доминант.

В тексте представлено достаточное количество текстовых ситуаций, и каждой из них соответствует своя лексико-семантическая система. Следует отметить, что Чехов на протяжении всего рассказ придерживается литературного языка, тем самым он демонстрирует, что его герои – люди высшего круга, так сказать, «приличного общества». Однако вместе с тем, как меняется внутренний мир главного героя «Дамы с собачкой», так понемногу и меняются слова, которыми Чехов описывает происходящее. Если в самом начале рассказа лексика больше сдержанная, сообщает нам только факты, то с появлением в жизни Дмитрия Дмитриевича Анны Сергеевны, текст обогащается эпитетами, лексика становится более конкретной и детальной, особенно это касается описания чувств и переживаний героев. Приближаясь к концу рассказа, Чехов насыщал его более искусными выражениями, хотя нельзя сказать того, что ближе к финалу текст стал уж слишком более эмоционален или показывал бурные чувства. Скорее напротив. Все это очень характерно для прозы Чехова. Его герои и их истории – это самые обычные люди. Все то, что мы можем увидеть каждый день вокруг себя.  

Определим синтаксические доминанты. В тексте преобладают сложные и осложненные предложения. Среди синтаксических конструкция явных повторов нет. Много различного рода перечислений. Порядок слов прямой. Весь текст выстроен достаточно логично и без отсылок к какому-либо определенному стилю.

Итак, рассказ «Дама с собачкой» А.П.Чехова представляет собой завершенное художественное произведение. Все использованные в тексте лингвистические средства нацелены на раскрытие авторского замысла – показать ситуацию, когда человек оказывается перед выбором: либо отказаться от любви, либо противостоять мнению общества и быть счастливым. Чехов создал глубокий текст, при этом очень легкий по форме и восприятию, заставляющий читателя активно мыслить, оценивать поступки героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

Комплексный анализ художественного текста.

Тема: комплексный анализ художественного текста. Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших обр...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....