Практические работы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Практическая работа по лирике А.С. Пушкина

9 класс 1 вариант

  1. Назовите стихотворения, строчки из которых приведены ниже:

А) Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья. __________________________________

Б) Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег! ____________________________________

В) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

  Тунгус, и друг степей калмык. _______________________________

  Г) Мне грустно и легко; печаль моя светла;

  Печаль моя полна тобою,

  Тобой, одной тобой… _______________________________________

  1. Какое стихотворение Пушкина построено на антитезе: прекрасная картина природы противопоставлена ужасающей картине рабства.

_____________________________________________________________

  1. В каком стихотворении Пушкина показана необычайная нравственная высота поэта, которая может вместить и сильную любовь, и самоотречение во имя счастья любимой?

_____________________________________________________________

  1. Какие стихотворения А.С. Пушкина можно отнести к социально-политической тематике?  К чему призывает поэт своих соотечественников?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто из предшественников Пушкина посвящал стихи теме поэта и поэзии? В чём оригинальность трактовки этой темы у Пушкина? Каково предназначение поэта, по мнению Пушкина?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятия «лирическое произведение»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву» и  М.Ю.Лермонтова  «Прощай, немытая Россия»

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Прощай, немытая Россия

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

1.Каким видит настоящее и будущее Отечества лирический герой стихотворения «К Чаадаеву»?

2.Что придаёт стихотворению А.С. Пушкина «К Чаадаеву» особую торжественность?

3. Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать чувства лирического героя?

4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа по лирике А.С. Пушкина

9 класс 2 вариант

  1. Назовите стихотворения, строчки из которых приведены ниже:

А) Принес - и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки. ___________________________

  Б) «Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…» ____________________________

В) Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца. _______________________________

Г) «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей». ___________________________

  1. В каком стихотворении Пушкина рисуется зловещее древо смерти, являющееся не только символом самодержавия, но  и символ тирании, несправедливой власти одного человека над другим.

_________________________________________________________

  1. Какое стихотворение явилось духовным завещанием поэта?

_________________________________________________________

4.        Прочитайте стихотворение А.С.  Пушкина «Я вас любил…» Докажите, что любовное чувство в стихотворении «Я вас любил…» можно назвать высоким, самоотверженным, благородным.   Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихотворение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Проанализируйте образ лирического героя. Какова идея стихотворения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.        Дайте определение понятия «лирический герой»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Напишите сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву» и  М.Ю.Лермонтова  «Прощай, немытая Россия»

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Прощай, немытая Россия

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

1.Каким видит настоящее и будущее Отечества лирический герой стихотворения «К Чаадаеву»?

2.Что придаёт стихотворению А.С. Пушкина «К Чаадаеву» особую торжественность?

3. Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать чувства лирического героя?

4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Практическая работа по лирике

 М.Ю. Лермонтова

(1814-1841)

  1. Прочитайте стихотворения поэта. Сформулируйте и запишите, какие темы и мотивы лирики присутствуют в творчестве М.Ю. Лермонтова.
  2. Сформулируйте и запишите основную тему и идею стихотворения «Смерть поэта».
  3. Как показаны в стихотворении «Поэт» современное общество и современный поэт? Нужны ли они друг другу? В чем их близость?
  4. Докажите текстом, что стихотворение «Дума» содержит развернутую аналитическую критику современного поколения, что к числу представителей поколения поэт относит и себя. Как автор характеризует это поколение?
  5. Дайте характеристику лирическому герою стихотворения «Родина».
  6. Что мешает лирическому герою стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» чувствовать себя счастливым?
  7. Сформулируйте и запишите идею  стихотворения «Выхожу один я на дорогу».

СМЕРТЬ ПОЭТА

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

        Погиб поэт! — невольник чести —

        Пал, оклеветанный молвой,

        С свинцом в груди и жаждой мести,

        Поникнув гордой головой!..

        Не вынесла душа поэта

        Позора мелочных обид,

        Восстал он против мнений света

        Один, как прежде... и убит!

        Убит!.. к чему теперь рыданья,

        Пустых похвал ненужный хор

        И жалкий лепет оправданья?

        Судьбы свершился приговор!

        Не вы ль сперва так злобно гнали

        Его свободный, смелый дар

        И для потехи раздували

        Чуть затаившийся пожар?

        Что ж? веселитесь... — он мучений

        Последних вынести не мог:

        Угас, как светоч, дивный гений,

        Увял торжественный венок.

        Его убийца хладнокровно

        Навел удар... спасенья нет:

        Пустое сердце бьется ровно.

        В руке не дрогнул пистолет,

        И что за диво?.. издалека,

        Подобный сотням беглецов,

        На ловлю счастья и чинов

        Заброшен к нам по воле рока;

        Смеясь, он дерзко презирал

        Земли чужой язык и нравы;

        Не мог щадить он нашей славы;

        Не мог понять в сей миг кровавый,

        На что́ он руку поднимал!..

        И он убит — и взят могилой,

        Как тот певец, неведомый, но милый,

        Добыча ревности глухой,

        Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет, завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

     Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок, — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

     Но иглы тайные сурово

     Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

     И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

     Замолкли звуки чудных песен,

     Не раздаваться им опять:

     Приют певца угрюм и тесен,

     И на устах его печать.

     А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

     Таитесь вы под сению закона,

     Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

     Есть грозный суд: он ждет;

     Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

     Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

     Поэта праведную кровь!

                                      (1837)

ПОЭТ

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

     Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

     Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

     Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

     И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

     Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

     Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

     На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

     В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

     Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

     Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

     Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

     Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

     Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

     Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

     Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

     Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

     И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

     Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

     Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

     Морщины прятать под румяны...

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

     Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

     Покрытый ржавчиной презренья?..

                                         (1838)

ДУМА

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства —

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

                                       (1838)

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

                                         (1841)

НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

                                       (1841)

ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

                                        (1841)  



Предварительный просмотр:

Практическая работа  

«Повесть временных лет»

(6 класс)

Вариант 1

  1. Выберите определение, характеризующее понятие «летопись».

А) Лиро-эпический жанр народной поэзии, произведение имеет сюжет и, как правило, включает диалог.

Б) Жанр русского фольклора, эпическая песня героического характера, повествующая о подвигах богатырей.

В) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий.

2.  Когда началось летописание на Руси?

     А) в IX веке                    Б) в XI веке                   В) в  XIII веке

3. Кто автор «Повести временных лет»?

     А) Иван                           Б) Нестор                     В) Варфоломей

4. Какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор?  

     А) былины                     Б) загадки                    В) пословицы и поговорки

5. С какого времени начинается летописный рассказ?

    А) с описываемого исторического события;

    Б) с библейских времён;

    В) с описания ныне живущего князя.

6. Что определяло для летописца необходимость строить своё повествование «от сотворения мира»?

    А) Летописец, обычно монах, не мог жить и создавать свои произведения вне христианской традиции.

    Б)  Летописец находился на службе, и его труд ценился тем дороже, чем больше был объём его книги.

7.   Как автор «Повести временных лет» относится к войне?

   А) призывает к войне;          Б) призывает к миру, любви и согласию;

   В) не касается этой темы.

 8. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

   А) её автор неизвестен;      

   Б) в ней отражено мировоззрение древнерусского человека;

   В) в ней упоминаются языческие божества.

9. Почему древнерусская литература зарождается именно в  X  -  XI вв.?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Где и кем создавались первые литературные произведения? Чем этот факт можно объяснить? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Почему юноша в «Сказании о Кожемяке» попросил князя испытать его? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какова основная мысль «Сказания о белгородском киселе»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое значение имеет древнерусская литература для современного человека? Что вам дало знакомство с «Повестью временных лет»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

  1. Когда появилась «Повесть временных лет»?

А) в 1423 году;               Б) в 1113 году;               В) в 1876 году.

2. Кто автор «Повести временных лет»?

    А) Кирилл;                      Б) Мефодий;                 В) Нестор

3. Кто герой летописного сказания?

    - Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец.

     А) старец;                      Б) князь Владимир»                   В) печенег.

4. Завершите высказывание. Летописи – это исторические повествования о днях прошлых и рассказ о современных событиях, в которых рассказ начинается …….

    А) с описываемого исторического события;

    Б) с библейских времён;

    В) с описания ныне живущего князя.

5. Почему летописец начинал летопись от «сотворения мира»?

    А) Чтобы передать опыт прошлого.

    Б) Чтобы сохранить христианскую традицию.

    В) Чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку.

6. Почему «Повесть временных лет» стала памятником древнерусской литературы?

    А) Эта книга стала очень редкой;

    Б) Она была написана в древние времена;

    В) «Повесть временных лет» - источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории.

7.  Как автор «Повести временных лет» относится к войне?

   А) призывает к войне;          Б) призывает к миру, любви и согласию;

   В) не касается этой темы.

8.  Какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор?  

     А) былины                     Б) загадки                    В) пословицы и поговорки

 9. Почему древнерусская литература зарождается именно в  X  -  XI вв.?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Где и кем создавались первые литературные произведения? Чем этот факт можно объяснить? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Почему юноша в «Сказании о Кожемяке» попросил князя испытать его? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какова основная мысль «Сказания о белгородском киселе»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое значение имеет древнерусская литература для современного человека? Что вам дало знакомство с «Повестью временных лет»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Повесть и житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

(8 класс)

1. Выпишите из учебника определение жанров древнерусской литературы воинская повесть и житие. Кто является  в каждом из этих жанров героем? В чём заключается их различие и сходство?

Воинская         повесть ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Житие

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чем объясняется жанровое определение «Повести и житии…Александра Невского»? Выделите в этом произведении характерные черты  жанра воинской повести и жанра жития и заполните таблицу.

Жанр воинской повести

Жанр жития

3.Заполните вторую часть таблицы цитатами из текста «Жития…»

Военные и дипломатические походы Александра Невского

Историческое событие

Каким предстаёт Александр в своих действиях.

Цитаты из «Жития…»

И вот пришёл некто знатный от западной

страны (магистр ордена рыцарей- крестоносцев

Андрей фон Фельвен

Слышал это король от страны полуночной

(шведский король Эрих по прозвищу

Лепсе-Картавый)

После этой победы князя Александра опять

пришли те же (рыцари-крестоносцы)

«На третий год зимой пошел он

на землю Немецкую с большим войском.

Собрались тогда немцы и, похваляясь, сказали:

«Пойдём победим князя Александра, поймаем

Его руками»

В стране восточной некий царь… (хан Батый)

Александр пошёл к царю отмолить людей

от беды (поездка Александра Невского в Золотую

Орду в 1262г.)

4. Как изображены враги в «Житии…»? Составьте словарь слов и словосочетаний, в которых даётся характеристика враждебных для Руси сил.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В каких эпизодах «Жития…»нашла отражение позиция автора? Заполните вторую часть таблицы примерами из текста.

Позиция автора

                       Цитаты из «Жития…»

Автор - участник событий

Симпатия рассказчика к Александру

Невскому, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью

Чувства автора, переданные в рассказе

о  смерти Александра

Слова, передающие скорбь людей по поводу

Смерти Александра Невского

4. Прочитайте описание князя Александра. Какие средства художественной выразительности использует автор для создания образа полководца?

«Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа, которого поставил  египетский царь вторым царём в Египте. Сила же его была частью силы Самсона.И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте описание битвы князя Александра на Чудском озере. Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины боя?

«Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не видно было льда, ибо покрылось кровью».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Практическая работа по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

  1. Вспомните, что называется эпиграфом? Откуда взят эпиграф к поэме «Мцыри»? Выпишите его. Что он означает? Как вы думаете, какую важную для автора мысль призван подчеркнуть этот эпиграф?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

  1. Познакомьтесь с материалами таблицы «Композиция поэмы «Мцыри». Заполните четвёртую часть таблицы, подобрав цитаты-названия.

Главки

Части

композиции

События поэмы

Цитаты-названия частей поэмы

1-2

Авторская

экспозиция

Рассказ о монастыре и о

присоединении Грузии к России

1-2

Рассказ о «пленном» ребёнке, о

его жизни в монастыре, о побеге, возвращении и начале исповеди

3-8

Лирическая

экспозиция

Исповедь Мцыри

9-

начало 24

Основная часть

поэмы

Рассказ о днях вне монастыря:

встреча с грузинкой;

поединок с барсом

24-26

Лирическое

окончание монолога

Предсмертная просьба Мцыри

  1. Обратите внимание на особенности композиции поэмы. Какую сцену можно считать кульминацией и почему? Сколько главок занимает рассказ о Мцыри и сколько его исповедь? Почему автор так неравномерно распределяет художественный материал? Как в этом выражается главная идея произведения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к курившемуся дымками аулу?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Барс – древнее тотемное животное многих народов Кавказа. Какой символический смысл приобретает схватка с барсом?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы можете объяснить роль образа «рыбки золотой» в поэме? Что этот образ символизирует? К чему призывает рыбка Мцыри?

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное  в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой (главка21)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем причина поражения Мцыри?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте художественную идею поэмы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Александр Сергеевич Пушкин

(5 класс)

Фамилия, имя  ______________________________________________________

Задание1. Прочитайте вступительную статью о А.С.Пушкине. Выпишите пропущенные слова и даты жизни.

Александр Сергеевич Пушкин родился в городе _______________ 6 июня _________ года. Детство поэта прошло в __________________. Отец Пушкина, Сергей Львович, был прекрасным _______________. Известным поэтом своего времени был __________, Василий Львович. На _____________ году жизни Пушкин уже сочинял на французском языке маленькие комедии, на ________________ году знал наизусть всю французскую литературу. Благотворное влияние на Пушкина оказали ______________ и няня _________  ___________________, которые познакомили его с устным народным творчеством.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.

Л__ __  __  __  __  __  __ Е – излучина морского берега.

В __ __ __ __ __ Е – призрак, привидение.

В __ __ __ __ Ь - воин, богатырь.

Задание 3. Перечитайте «Пролог» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Соедините стрелками определение с определяемым словом.

дуб

учёный

витязь

грозный

цепь

неведомые

воды

бурый

кот

зелёный

дядька

русский

дорожки

златая

царь

морской

звери

песчаный

волк

прекрасный

брег

невиданные

дух

ясные

Задание 4.   Из «Сказки   о мёртвой царевне…» А.Пушкина впишите пропущенные буквы.    

С __ __ __ __ __ __ __ К –  канун Рождества.

П __ __ __ Т – палец.

Ч __ __ __ __ __ __ А – служанка для «чёрной» работы.

П__ __ __ __ И -  широкие нары для спанья, расположены под потолком между печью и стеной.

Ч __ __ __ __ __ А  - монахиня.

Р __ __ __ __ __ А – старинное орудие для наказания.

С __ __ __ __ __ __ А – небольшая светлая комната, расположенная  в верхней части дома, в которой обычно жили девушки.

Задание 5. Найдите в «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина эпитеты. Выпишите некоторые изних.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Выпишите из «Сказки о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина слова, которые характеризуют мачеху и царевну.

Мачеха                                                                                  Царевна

_______________________________________                  ______________________________________

_______________________________________                  ______________________________________

_______________________________________                  ______________________________________

_______________________________________                  ______________________________________

_______________________________________                  ______________________________________

Задание 7. Какому персонажу «Сказки о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина принадлежат эти слова? Напишите имя персонажа (имена указаны в справке).

  1. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.     ______________________________

  1. Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет. ______________________________

  1. Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок! _________________________________

  1. А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее. ________________________________

  1. Крепко связаны её локти;

Попадётся зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть. __________________________________

  1. Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора… _________________________________

Справка: Елисей, зеркальце, царица, чернавка, ветер, месяц.

Задание 8. В каких строчках в «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина передаётся любовь царевича Елисея к царевне? Выпишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Прочитайте статью «Рифма». Вставьте пропущенные буквы.

Р __ __ __  А – созвучие окончаний стихотворных строк.

П __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Я – рифма,  при  которой рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строчки. (АБАБ).

П __ __ __ __ Я – рифма,  при которой рифмуются две строчки подряд. (ААББ).

О __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Я – рифма, при которой рифмуются первая и четвёртая строки. (АББА).

Задание 10. Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Определите в них вид рифмы, обозначая похожие, созвучные окончания заглавными буквами А,Б.

               Буря мглою небо кроет,

               Вихри снежные крутя;

               То, как зверь, она завоет,

               То заплачет, как дитя…   Рифма _______________________________________________

               Что в имени тебе  моём?

                Оно умрёт, как шум печальный

                Волны, плеснувшей в берег дальный,

                Как звук ночной в лесу глухом.   Рифма __________________________________________

                Последняя тучка рассеянной бури!

                Одна ты несёшься по ясной лазури,

                Одна ты наводишь унылую тень,

                Одна ты печалишь ликующий день. Рифма _______________________________________

 



Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Русские народные песни»

(8 класс)

  1. Прочитайте в Справочном разделе учебника о песне как форме словесного искусства. Объясните, чем отличается песня как жанр устного народного творчества (фольклора) и песня как жанр письменной поэзии. Приведите примеры.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…»,  «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». К какому виду народных песен их можно отнести? Почему? Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.

Повторы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворения ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метафоры____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте в учебнике материал о русских народных песнях. О каких событиях и исторических личностях говорится в народных исторических песнях? Как выдумаете, чем народ привлекали именно эти личности и события, с ними связанные.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён». Как вы думаете, почему именно к этим событиям их жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни? Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные  эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении.

Постоянные эпитеты_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте народную песню. С каким праздником она связана? Что из этой песни  вы узнали о праздновании этого события? Сохранилась ли традиция этого праздника сейчас? Расскажите.

Как на масленой неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог –

Всё летело под порог!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Весело было нам,

Весело было нам!

Прошла маслёна,

Кончилось гулянье,

Идём теперь на отдыханье!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Футуризм

Практическая работа

  1. Изучите материалы по творчеству В. Хлебникова.
  2. На какие группы можно разделить стихотворения поэта? По каким признакам  Вы это сделали? Укажите основные черты стихотворений каждой группы.
  3. Выскажите свое отношение к творчеству В. Хлебникова. Что привлекает Вас в его творчестве, что отталкивает? Ответ обоснуйте.
  4. Сделайте литературоведческий анализ понравившегося стихотворения поэта.
  5. Прокомментируйте высказывание В.Хлебникова «О стихих».

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885—1922) был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Современники вспоминали, что поэт жил в каком-то своем, особом мире. Свое назначение он видел в том, чтобы нести миру новое «самовитое» слово. Не случайно он выбрал себе имя Велимир (повелевающий миром).

Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски свеж и наивен, с другой — аналитичен.

Заклятие смехом (1910)

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов из одного в другое — свободно плавить слова». Языковой эксперимент превращался в эстетический факт.

Бобэоби пелись губы (1908-1909)

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ — птиц. (Отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между на родами и континентами. «Заумный» язык для Хлебникова — язык будущего, способный служить объединению людей.

Мне видны — Рак, Овен (1908)

Мне видны — Рак, Овен,

И мир лишь раковина,

В которой жемчужиной

То, чем недужен я.

В шорохов свисте шествует стук вроде «Ч».

И тогда мне казались волны и думы — родичи.

Млечными путями здесь и там возникают женщины.

Милой обыденщиной

Напоена мгла.

В эту ночь любить и могила могла...

И вечернее вино

И вечерние женщины

Сплетаются в единый венок,

Которого брат меньший я.

                                                     

Когда умирают кони — дышат (1912)

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

Мне мало надо! (1912) 

Мне мало надо!

Краюшку хлеба

И каплю молока.

Да это небо,

Да эти облака!

Годы, люди и народы(1915)

Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы

Звезды — невод, рыбы — мы,

Боги — призраки у тьмы.

Хлебников стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию. Главной для него была проблема времени: сопоставляя даты исторических событий, поэт стремился понять законы развития человечества, математически точно прочертить путь в будущее.

Хлебников  «О стихах» (1920—1921): «Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества. Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши, должны быть истовенными... Речь высшего разума, даже непонятная, какими-то семенами падает в чернозем духа и позднее загадочными путями дает свои всходы. Разве понимает земля письмена зерен, которые бросает в нее пахарь? Нет. Но осенняя нива все же вырастает ответом на эти зерна. Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое непонятное творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей».

«Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887—1941)

  1. Изучите материалы по творчеству В. Хлебникова.
  2. Назовите основные признаки поэтической манеры И. Северянина. В чем сходство И. Северянина с футуристами?
  3. Изучите лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.
  4. Сделайте литературоведческий анализ понравившегося стихотворения поэта.
  5. Выскажите свое отношение к творчеству В. Хлебникова. Что привлекает Вас в его творчестве, что отталкивает? Ответ обоснуйте.

Игорь Васильевич Лотарев (как и многие поэты, он взял себе звучный псевдоним — Северянин; свои стихи подписывал так: Игорь-Северянин, то есть это не имитация фамилии, а приложение к имени Игорь) родился в Петербурге, по материнской линии доводился потомком Карамзину и принадлежал к тому же роду Шеншиных, что и Фет.

Дебютировал в 1905 году и до 1912 года издал более 30 брошюр-сборников. Северянина сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки. Его называли «верховным жрецом», «первосвященником», «самозванцем», «обывателем в фуражке». А. Блок говорил, что Северянин — «настоящий, свежий, детский талант». Н. Гумилев писал: «Игорь Северянин — поэт Божией милостью». Он стал одним из поэтических кумиров 1910-х годов, а 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королем поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. Поэтому поводу он написал: «Я избран королем поэтов — да будет подданным светло!» Еще в одном стихотворении  поэт отзывается о себе так:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

Северянин выдвинул программу изобретенного им направления. Лозунги «эгофутуризма»:

1. Душа — единственная истина.

2. Самоутверждение личности.

3. Поиски нового без отвергания старого.

4. Осмысленные неологизмы.

5. Смелые образы, эпитеты.

6. Борьба со «стереотипами».

7. Разнообразие метров.

Поэту (1907)

Лишь гении доступны для толпы!

Ho ведь не все же гении - поэты?!

Не изменяй намеченной тропы

И помни: кто, зачем и где ты.

Не пой толпе! Ни для кого не пой!

Для песни пой, не размышляя - кстати ль!..

Пусть песнь твоя - мгновенья звук пустой,-

Поверь, найдется почитатель.

Пусть индивидума клеймит толпа:

Она груба, дика, она - невежда.

Не льсти же ей: лесть - счастье для раба,

А у тебя - в цари надежда...

Янтарная элегия (1911)

Вы помните прелестный уголок —

Осенний парк в цвету янтарно-алом:

И мрамор урн, поставленных бокалом

На перекрестке палевых дорог?

Вы помните студеное стекло

Зеленых струй форелевой речонки:

Вы помните комичные опенки

Под кедрами, склонившими чело?

Вы помните над речкою шале,

Как я назвал трехкомнатную дачу,

Где плакал я от счастья, и заплачу

Еще не раз о ласке и тепле?

Вы помните... О да! Забыть нельзя

Того, что даже нечего и помнить...

Мне хочется Вас грезами исполнить

И попроситься робко к Вам в друзья...

Северянин очаровывал необычным, ярким, новым — звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, пускай «красивости». В этом выдуманном мире живут короли и королевы, принцы и принцессы, пажи, феи. Здесь и современный быт: рестораны, концерты, клубы, гостиные, загородные дачи, моторные ландо, бипланы, экспрессы, вуали, веера, ликеры... В этом мире скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, «высь сфер» — экзотическое, уникальное и в то же время современное.

В блеске тьмы (1913)

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Увертюра (1915)

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсут-ствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...».

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! —

Могущественные слова!..

И не от них ли на опушке

Нам распускается листва?

И молодеет не от них ли

Стареющая молодежь?

И не при них ли в душах стихли

Зло, низость, ненависть и ложь?

Да, светозарны и лазорны,

Как ты, весенняя листва,

Слова, чьи звуки чудотворны,

Величественные слова!

При звуках тех теряет даже

Свой смертоносный смысл, в дали

Веков дрожащая в предаже

Посредственная Nathalie…

При них, как перед вешним лесом,

Оправдываешь, не кляня,

И богохульный флерт с д’Антесом —

Змей Олегова коня…

 Классические розы (1925)

          Как хороши, как свежи были розы

          В моем саду! Как взор прельщали мой!

          Как я молил весенние морозы

          Не трогать их холодною рукой!

                    Мятлев, 1843 г.

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп...

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря-Северянина на русском кладбище в Таллине.

Игорь-Северянин (1926)

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читал,

Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото —

Вот, вот куда людская мчится стал!

А между тем душа его простая,

Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлет в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой...

Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...