Особенности преподавания литературы в 5-6 классах
статья по литературе (5 класс)

Грачева Юлия Сергеевна

После окончания начальной школы круг чтения детей расширяется весьма интенсивно, так как в него вливается громадный поток «взрослой» литературы, примерно тогда же начинает складываться и дифференциация читательских интересов. Поэтому для уроков литературы в 5-6-х классах  на первый план выдвигается задача поддержки формирования учителем-словесником разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса его учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_literatury.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания литературы в 5-6 классах

После окончания начальной школы круг чтения детей расширяется весьма интенсивно, так как в него вливается громадный поток «взрослой» литературы, примерно тогда же начинает складываться и дифференциация читательских интересов. Поэтому для уроков литературы в 5-6-х классах  на первый план выдвигается задача поддержки формирования учителем-словесником разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса его учеников.

Если в этом возрасте останутся несформированными читательские умения, то будет трудно говорить о каком-либо осознанном чтении. Но эти умения во многом зависят от элементарных знаний теории литературы. Между тем, уроки литературы в средней школе зачастую пренебрегают их формированием. А это приводит к довольно печальному результату: выпускник школы знает название и краткое содержание произведений того или иного писателя, потому что его «проходили» по школьной программе, но имеет ни малейшего представления о том, какую роль в культурной жизни страны он сыграл.  

И литературный вкус, к сожалению, если он все же есть у человека, своим существованием обязан вовсе не школьной программе, и даже не урокам внеклассного чтения. Вообще, практика показывает, что любовь к урокам литературы, обусловлена, как правило, не их содержанием, а личным обаянием словесника (а нелюбовь к литературе, тоже не касается содержания уроков), что же касается любви к чтению, то нередко она возникает и развивается, скорее, вопреки, чем благодаря школе.  

Причин тому немало, и не их анализ является, собственно, предметом нашего исследования.

На наш взгляд, мало кто из практиков современной средней школы, отдает себе отчет в том, что на уроках литературы, важнее дать определенные знания по литературоведению, чем обязать учащегося прочесть ту или иную книгу.

Ведь на уроках литературы, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния.

Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). Это особенно касается русской классической литературы.

Но даже самая лучшая книга, прочитанная, потому что «так надо», не возымеет желаемого действия, а ее достоинства не смогут произвести впечатления, так как не будут узнаны и поняты. Школьник обычно верит учителю «на слово», что Пушкин –гениальный поэт. Но кто из школьников убежден в этом, не потому что «сказано», а потому что прочел и понял?

Воспитание литературного вкуса – тонкое и сложное дело. Но возможно ли оно вообще без элементарных хотя бы литературоведческих знаний? Стихотворения того же Пушкина можно вполне оценить, лишь понимая смысл тех мифологических аллюзий, которые для него разумелись сами собой, но современному читателю эти образы мало что говорят без соответствующей подготовки, полученной на уроках литературы:

«Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка
Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня».
[1]

Для понимания этих и подобных им строк в «Евгении Онегине» школьник должен знать об этих образах хотя бы нечто элементарное.

Историческая реальность, отражаясь в человеческих умах, детерминирует общественные настроения, идеологии, определяя на данное конкретное время социальную психологию, и даже в какой-то мере национальные характеры. И поэтому общественное сознание, если трактовать его как совокупность коллективных представлений, бытующих в определенную эпоху, включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов свойственный большинству социальных групп этой эпохи.

В каком-то смысле эта совокупность определяется понятием «культура времени», то есть представляет собой постоянно обновляемую и чрезвычайно разнообразную суть  социального опыта, накопленного и осмысливаемого  человечеством.

Но понимание реалий этого времени, которое описано в том или ином литературном произведении, не всегда доступно читающему, если он не является современником пишущего. Особенно если понимание этих реалий наталкивается еще и на возрастные особенности читателя.

Преподавание литературы в 5-6 классах должно базироваться на том, что с одной стороны, в этом возрасте дети еще имеют довольно ограниченный запас общих знаний, но с другой – они готовы к поглощению новых знаний, открыты всему новому.  

Таким образом, мы приходим к выводу, что читатель, как адресат писательского замысла, «должен обладать запасом соответствующих фоновых знаний об общественной жизни нации в эпоху, отраженную в произведении; о времени, когда жил и писал автор, о политических, этических, философских проблемах, волновавших писателя и его современников».[2] Недостающие ему знания он может почерпнуть из комментария, а школьник – из объяснений учителя-словесника.


[1] Пушкин А.С. Евгений Онегин //Избранные сочинения.- М.: Детгиз, 1959. С. 318.  

[2] Тарасов Г.С. Проблемы духовной потребности. - М.: Лань, 2017. С. 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"

В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....

Особенности преподавания химии в профильном нехимическом классе

несколько примеров как можно заинтересовать детей на уроках химии в старшей школе, если профильными предметами у них являются другие...

Особенности преподавания элективных курсов в старших классах

Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...

Особенности преподавания физической культуры в 5 классе

В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость.Цель школьного образования по физической культуре — формирование разностор...

Особенности преподавания математики в 5-6 классах по УМК "Сферы" (из опыта работы)

В статье рассказывается об особенностях работы в 5-6 классах, используя УМК " Сферы". Доклад был представлен на заседании  методического объединения в рамках недели педагогического мастерства....

Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.

Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей сре...

Особенности преподавания литературы у слабослышащих учащихся

методы и приемы изучения литературы у слабослышащих и глухих...