Семинар по теме "О войне..."
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Торопова Елена Владимировна

осмысленное чтение, обсуждение, навык анализа текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Военная проза» 11 класс

Слайд 2

Великая Отечественная война (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года) длилась она 3 года, 10 месяцев и еще 17 дней или 1418 дней

Слайд 3

Люди! Покуда сердца стучатся, — Помните! Какой ценой завоевано счастье, — Пожалуйста, помните! Р. Рождественский Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов

Слайд 4

Художественные фильмы 1975 1974 1985

Слайд 5

1. Назвать три периода военной прозы. Синквейн (война). война

Слайд 6

Синквейн (война). война отечественная борьба гражданская «Война - это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека...» (Л.Н.Толстой)

Слайд 7

Писатели, прошедшие войну: одни, как Гроссман, Симонов, Твардовский, Шолохов, были военными корреспондентами на передовой; другие солдатами, офицерами, политработниками прошли эту войну, и среди них прозаики Астафьев, Бакланов, Бондарев, Васильев, Некрасов, Солженицын, поэты Окуджава, Самойлов, Тарковский и другие. 275 писателей с войны не вернулись… Писатели стремились подняться до художественного осмысления событий Великой Отечественной войны. Первый поток – произведения художественно-документальные, в центре внимания – реальные исторические лица и события: повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» (1944), роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» (1945), «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (1946), рассказ Михаила Шолохова «Наука ненависти» (1942).

Слайд 8

Второй поток – героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и масштабы разразившихся событий; ярким образцом стала поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин»; писатели каждый по-своему исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей: роман Константина Симонова «Живые и мёртвые» (1959-1971), роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960). Опыт Л.Н.Толстого и его эпопеи «Война и мир» оказался для них особенно актуальным, так как писатели второго потока стремились сочетать панорамный взгляд на крупные исторические события с вниманием к судьбе отдельной личности.

Слайд 9

Третий поток батальной прозы был связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё не глазами историка или писателя эпических форм, но глазами простого солдата, офицера. Это позволяло рассмотреть детали, ставить самые смелые, нередко трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека - основное для этих произведений. Этот поток называют ещё «лейтенантской прозой»: повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946), Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» (1968), «В списках не значился» (1974) и другие.

Слайд 10

2. «Окопная правда»: роман В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда»: 1) об авторе 2) когда написан? 3) о чём? 4) мнения о произведении

Слайд 11

Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) Герой-повествователь – лейтенант Юрий Керженцев, сапёр, но до войны – архитектор, учившийся не разрушать, а строить: «Всё это когда-то интересовало и волновало меня, а сейчас отошло далеко… Архитектура, живопись, литература… Я за время войны ни одной книжки не прочёл. И не хочется. Не тянет… Всё это потом…» Теперь для него главная ценность – сохранение жизни людей, подчинённых ему. Он понимает, как мало – и вместе с тем как много зависит от человека на войне: мало – потому что случайная пуля, просчёт командира, роковые обстоятельства способны перечеркнуть все твои попытки сберечь себя и своих подчинённых, не преступая при этом законов чести и воинского долга; много – потому что война «совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда – черна от пота – вверх, скользит по пахоте пехота», как писал в 1942 году поэт-фронтовик Михаил Кульчицкий. А всякая работа требует мастерства, умения…

Слайд 12

2. Роман – эпопея В.С.Гросмана «Жизнь и судьба»: 1) об авторе 2) когда написан? 3) о чём? 4) мнения о произведении (2-3)

Слайд 13

Методично и безжалостно осуществляемый нацистами и их пособниками геноцид евреев, холокост, является одной из главных тем романа. В романе также неоднократно упоминаются сталинский террор 1937-38 годов, раскулачивание, массовый голод на Украине в 1933 году. В.Гроссман сопоставляет эти события и рассуждает об ответственности простого человека, вовлеченного тоталитарным государством в такие кампании. В.Гроссман утверждает, что у человека всегда есть выбор, даже если это выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Именно такой выбор делает заключённый в концлагерь толстовец Иконников, отказавшийся работать на постройке газовой камеры.

Слайд 14

Друг Василия Гроссмана Семён Липкин так описал свои впечатления от прочтения рукописи романа: «Не сразу понял я, читая книгу, что иной связью, куда более сложной, чем я думал раньше, связаны жизнь и судьба. Эта связь непостижна нашему разуму. Судьбу не изменишь, её рождает жизнь, а жизнь есть Бог. И напрасно писатели, философы, политики гадают, что было бы с Россией, если бы умнее был царь Николай, серьезней и деятельней Керенский. Все это пустые разговоры. Путём, ей определенным, пошла Россия, и на этом пути, как светильники надежды, светятся Березкин, Греков, Штрум, Ершов, Левинтон, Иконников. Я не знаю, возможно ли Царство Божие на земле, но твердо знаю, что Царство Божие есть в нас. Поэтому мы сильнее зла, Россия сильнее зла». «Гроссман вывел для себя моральную тождественность немецкого национал-социализма и советского коммунизма», — писал А. Солженицын.

Слайд 15

2. Проблема нравственного выбора в повести В.Г.Распутина «Живи и помни»: 1) об авторе 2) когда написан? 3) о чём? 4) мнения о произведении (2-3) 5) что такое «нравственный выбор»?

Слайд 16

Гуськовы живут в глухой сибирской деревне Атамановке на Ангаре. Андрей берёт в жёны сироту Настёну, с которой до войны успевает прожить четыре года. Детей у них нет. В 1941 году Андрея и ещё нескольких парней из деревни забирают на фронт. Он служит до лета 1944 года, когда его тяжело ранят и направляют в госпиталь в Новосибирск. Уверенный, что после выздоровления его если не комиссуют, то дадут отпуск на несколько дней, Андрей потрясён и разочарован, когда осенью его снова направляют на фронт. Чтобы хотя бы на день побывать у родных, он из госпиталя едет в Иркутск, однако через несколько дней понимает, что всё равно не успеет, и что он уже совершил дезертирство. Прячась от всех, он постепенно пробирается в родные места. Между тем, его пропажа обнаружена, и в Атамановку уже приезжали из военкомата узнавать, не было ли известий от Андрея. В крещенские морозы января 1945 года Андрей тайно добирается до Атамановки, где крадёт в бане топор и лыжи…

Слайд 17

Александр Солженицын в своей речи при вручении Распутину Премии Солженицына 4 мая 2000 года начал свой обзор его творчества именно с повести «Живи и помни»: «Валентин Распутин появился в литературе в конце 60-х, но заметно выделился в 1974 внезапностью темы — дезертирством, — до того запрещённой и замолчанной, и внезапностью трактовки её… в отблещенной советской литературе немыслимо было вымолвить даже полслова понимающего, а тем более сочувственного к дезертиру. Распутин — переступил этот запрет».

Слайд 21

3. С.А.Алексиевич – Нобелевский лауреат. 1) что знаем о её жизни и творчестве?

Слайд 22

Светлана Александровна Алексиевич (родилась 31 мая 1948 года, 68 лет) — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года. Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».

Слайд 23

Повесть «У войны не женское лицо» (1985). В этой книге собраны рассказы женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне. «…Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал маршал Советского Союза А.И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжелых танков, а в пехоте — командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

Слайд 24

Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. Семьдесят процентов всех девушек, посланных комсомолом, находились в действующей армии. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин… Связистка Антонина Федоровна Валегжанинова воевала под Сталинградом. Рассказывая о трудностях сталинградских боев, она долго не могла найти определения чувствам, которые испытала там, а потом вдруг объединила их в единых образ: «Запомнился один бой. Очень много было убитых… Рассыпаны, как картошка, когда ее вывернут из земли плугом. Огромное, большое поле… Они, как двигались, так и лежат… Их, как картошку… Даже лошади, настолько деликатное животное, она же идет и боится ногу поставить, чтобы не наступить на человека, но и они перестали бояться мертвых…»

Слайд 25

Мария Ивановна , снайпер, продолжает: «Наши разведчики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в голову. „Покажите, — попросил, — мне этого стрелка, который столько моих солдат убил. Я большое пополнение получил, и каждый день до десяти человек выбывало“. Командир полка говорит: „К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла“. Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее подвело — это красный шарф. Она очень любила этот шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать…Двенадцать, а то и больше часов мы лежали в снегу или забирались на верхушку дерева, на крышу сарая или разрушенного дома и там маскировались, чтобы враг не видел, где мы, где наша позиция, откуда мы ведем наблюдение. И старались как можно ближе найти позицию: семьсот-восемьсот, а то и пятьсот метров нас отделяло от траншеи, где немцы».

Слайд 26

«Цинковые мальчики» (1989) – документальная книга, посвящённая Афганской войне (1979—1989).

Слайд 27

После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских солдат : 1979 год - 86 человек 1980 год - 1484 человека 1981 год - 1298 человек 1982 год - 1948 человек 1983 год - 1448 человек 1984 год - 2343 человека 1985 год - 1868 человек 1986 год - 1333 человека 1987 год - 1215 человек 1988 год - 759 человек 1989 год - 53 человека Итого — 13 835 человек. Эти данные впервые появились в газете «Правда» 17 августа 1989 года. В дальнейшем итоговая цифра несколько увеличивалась. По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) - 15 031 человек.

Слайд 28

Когда услышала монолог матери , я рыдала!!! «Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму: – Моё ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлёп‑шлёп, шлёп‑шлёп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карма нов его пальто выскакивают… Он их собирает: – Мамочка, ты не бойся. Они добрые, – и назад в карман запихивает. Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому. – Я солдат… Я солдат… – Моё ты солнышко… Поиграй во что‑нибудь мирное. – Я – солдат… Я солдат… Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в него прячется. – Моё ты солнышко.

Слайд 29

… Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щёткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестрёнка… Я уезжаю…» Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная». Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришёл капитан из военкомата: – Крепитесь, мать… – Где мой сын? – Здесь, в Минске. Сейчас привезут.

Слайд 30

Я осела на пол: – Моё ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана: – Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?! Привезли гроб, я стучала в гроб: – Моё ты солнышко! Моё ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму: – Моё ты солнышко!..»

Слайд 31

4. Расшифровать, пояснить фразу « мотивация памяти и покаяния ». Запоминание всегда успешно при наличии выраженной мотивации. Лучше запоминается то, что представляет для человека наиболее значимый интерес. Покаяние - добровольное признание в совершённом проступке (исповедь). Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Пример покаяния описан в библейской притче о блудном сыне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

СЕМИНАР «Было время безумных действий, время диких стихийных сил». Гражданская война в России»

Представленная разработка семинара и мультимедийные презентации могут быть использованы при проведении уроков обобщения и систематизации знаний по истории России в 11-х классах.    Гражданск...

ХХ век-эпоха войн и революций. Семинар литературы в 11 классе.

Урок- семинар даёт характеристику ХХ веку с точки зрения истории, поэзии, живописи....

Семинар по теме: "Русско-японская война"

Причины,ход ,итоги войны.Исследование документов для полного и объективного оценивания событий того времени....

Устный журнал "Это недетское слово Война" на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе.

Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитани...

Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"

Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"...