Литературная гостиная "В гостях у юбиляров"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ковалева Валентина Алексеевна

Мероприятие было проведено в рамках предметной недели и посвящено А. П. Чехову, А. С. Грибоедову, М. В. Исаковскому, так как 2020 год является для для них юбилейным.

В ходе мероприятия прозвучали стихи, песни М. В. Исаковского, были представлены инсценировки из чеховских рассказов, кадры из документального фильма "Ослепительно короткая жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya_v_gostyah_u_yubilyarov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «В гостях у юбиляров»

Цели: - познакомиться с творчеством замечательных писателей и поэта;

- помочь увидеть, что творчество писателей связано с родиной, с

событиями в стране, что их произведения отражают жизнь народа,

его чаяния, чувства;

- учиться выражать чувства других: выразительно читать

стихотворения, прозаические отрывки ,исполнять песни;

- содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле, к людям

к народной песне.

Участники: обучающие 5-11 классов

Оборудование:  мультимедийная аппаратура, баян

Методическая подготовка:  1. Заседание Совета Дела

                                                   2. Подбор материала

                                                  3.Проведение репетиций.

                                                  4.Оформление кабинета.

Ход мероприятия.

(Звучит мелодия: «Аве Мария»)

Ведущий : -Дорогие гости! Мы пригласили вас в зал. Сегодня это не просто зал. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем  вспоминать о больших, умных, внимательных людях, которые прожили замечательную   жизнь, сумели увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности, подарить нам удивительные произведения.

(Звучит мелодия из рок-оперы «Юнона и Авось».  На слайде изображение Грибоедова)

Ведущий 1. Нередко можно услышать рассуждения о том, что первая любовь мимолётна, быстро проходит и оставляет лишь приятные воспоминания. Однако история знает примеры, когда первая любовь становится длиною во всю жизнь и никогда не прекращается.

Грузинская княжна Нина Чавчавадзе была совсем юной – ей не исполнилось и шестнадцати лет, однако по меркам девятнадцатого века она уже считалась невестой. Её нежная красота сводила с ума многих русских офицеров, которые посещали отца Нины, генерала и общественного деятеля. Один из военных писал о ней своему другу: «Видел ли я что-нибудь подобное? Нет, в мире не может существовать такого совершенства! Красота, сердце, чувства, неизъяснимая доброта! Как умна-то! Божусь, никто с ней не сравнится!» Пылкие признания в любви девушка игнорировала – мужчины её пока не интересовали. Все изменилось, когда к князю Чавчавадзе приехал его друг – Александр Грибоедов.

Юноша и девушка в стилизованной одежде (Грибоедов и Нина)

Он. Нет, наша встреча не случайна,

И помню я твое лицо,

Меж нами дремлющая тайна,

Душа душе дала кольцо.

Она. И нет в словах определенья

Для этой тайны, что вдвоем

Через потоки измененья

Мы не роняя пронесем.

Он. И наших чувств не называя,

Затем, что им названья нет,

Мы будем светлы — вспоминая,

И созерцая тайный свет.

Ведущий:Нина Чавчавадзе вошла в историю как символ верности, свидетельство того, что великая любовь никогда не умирает…

Она была красавица: стройная, грациозная брюнетка, с приятными и правильными чертами лица, с темно-карими глазами, очаровывающая всех своей добротой и кротостью. После назначения на службу в Персию в ранге министра Грибоедов  покидает Грузию, а вернувшись, неожиданно обнаруживает, что перед ним вовсе не задорный ребенок, а «Мадонна Мурильо» – именно так он называл Нину. Чуждый романтизму и сентиментальности, во многом  похожий на своего героя Чацкого — такой же ершистый, задиристый, дерзкий – Грибоедов в один день теряет рассудок и … просит руки Нины у ее крестной. 

(Звучит романс «Аллилуйя любви» из рок оперы «Юнона и Авось». Кадры из док. фильма «Ослепительно короткая жизнь»)

Ведущий 1:Уже через два месяца пара обвенчалась в главном соборе Тифлиса.

Ведущий 2: Перед отъездом к месту службы Грибоедов предложил молодой жене остаться у родителей – путь через горы всегда тяжёл, а с Персией у России тогда были напряжённые отношения. Но Нина категорически отказалась покидать мужа – разве для этого она выходила за него замуж? И все же, зная, что персы враждебно к нему относятся, Александр не рискнул везти жену до Тегерана и оставил её в Тавризе.

ОН. «Бесценный друг мой! Только теперь я истинно чувствую, что значит любить.

Жаль мне тебя, грустно без тебя, как нельзя больше. Теперь я истинно испытываю, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым был кровно привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь – чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться».

Ведущий 1. Александр очень беспокоился о жене . "Через восемь дней я рассчитываю покинуть столицу", - писал Грибоедов, имея в виду отъезд из Тегерана в Тавриз. Но этому не суждено было случиться...

Ведущий 2. А Нина тем временем оставалась в Тавризе. Окружающие, боясь за нее, скрывали страшную весть. Говорили, что она должна ехать в Тифлис, дескать, Александр Сергеевич занемог, уехал туда и велел следом отправляться и ей. Нина отвечала: "Пока не получу письмо от мужа, никуда не тронусь". И лишь 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз. В Тифлисе Нина узнала, что муж мертв.

ОНА. Об этом в ее письме: "... Свыше моих сил выразить Вам, что я тогда испытала... Переворот, происшедший в моем существе, был причиной преждевременного разрешения от бремени... Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успели окрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца..."

(Грибоедов и Нина медленно расходятся в разные стороны. Звучит песня из «Юноны и Авось» «Я тебя никогда не забуду»)

...Там, в тёмном гроте — мавзолей,

И — скромный дар вдовы —

Лампадка светит в полутьме,

Чтоб прочитали вы

Ту надпись и чтоб вам она

Напомнила сама —

Два горя: горе от любви

И горе от ума. Я. Полонский

Ведущий 1: «Горе от ума»-единственное произведение А.С. Грибоедова. Это уникальная комедия в стихах. Главный герой комедии – Чацкий, прототип самого Грибоедова

Чтение монолога Чацкого (Саакян Елена)

Антон Павлович Чехов.

Сегодняшний праздник посвящен юбилею еще одного писателя -А.П.Чехова. Посмотрим, настроены ли вы, ребята, на лирическую чеховскую волну, узнаете ли вы героев его рассказов?

    Парад чеховских героев: проходит мальчик с письмом «На деревню дедушке»,Хрюкин с поднятым забинтованным пальцем, дама с собачкой, девушка с чайкой, юноша в черных очках, галошах и с зонтиком, героиня с веточкой цветущей вишни.

  А какие вы знаете крылатые выражения из произведений Чехова? («В человеке все должно быть прекрасно…», «Вся Россия - наш сад». «Лошадиная фамилия», «Как бы чего не вышло», «На деревню дедушке» др.)

Ведущий 2:- Из своих 44 лет жизни 25 лет он отдал литературе, создал несколько сотен замечательных произведений – рассказы и театральные пьесы. Эти произведения учат понимать жизнь и людей, ненавидеть пошлость и любить труд.

Ведущий 1: Антон Павлович  был «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

(обратить внимание на плакат со словами)

Ведущий 2:  Чехов в юности, в тот славный период, когда начал формироваться его славный талант – искренний и смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Это был не просто писатель. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.

Ведущий 1:-Давайте вспомним эпизоды из рассказа «Хамелеон» (ученики 5-6 кл)

Ведущий: Юмором Чехов старался исправить то, что его раздражало в жизни

Ведущий 1:- По профессии Чехов был врач. К нему постоянно съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, обращались даже ночью. Он никого не отпускал без лекарства, часто тратил на лечение свои не столь большие средства. Лечил он не только тело, но и душу. Всегда с готовностью откликался на боль и страдания других, бескорыстно помогал людям. Хотел не только врачевать болезни, но и выпрямить души людей, поэтому стал писателем.

Ведущий 2:- Он писал о мелочах московской жизни, в которых, как в капле воды, отражались проблемы русской жизни вообще: о состоянии больниц и аптек, о водопроводе, о стройках, о судебных процессах, растратах и взятках. Он бывал в убогих лачугах, темных углах, грязных переулках, в деревнях и небольших городах. Внимательно наблюдал жизнь крестьян и городских тружеников. О народе говорил не по наслышке, но с горькими нотками, заставляющими задуматься о сути окружающей жизни.

Инсценировка рассказа «Ванька»  с использованием музыки «Одиночество» (Денисов Егор)

Ведущий 1:- Чехов любил все живое. Любил собак, птиц, любил природу. Летом он уезжал из Москвы на дачу в усадьбе Мелехово. Там он сажал деревья, ухаживал за розами. Цветы очень любил. Любил гулять. Был страстным любителем искать грибы.

Ведущий 2:- Чехов не любил одиночества. Вокруг него всегда было много людей, велись шутливые разговоры, звучала музыка. Он всегда принимал самое живое участие в общем веселье. Чехов любил искусство, литературу, музыку, театр. Дружил с художниками и музыкантами.

Ведущий 1:- Чехов всю жизнь следовал своему главному принципу – помогать людям. При этом он остался скромным, не любил почестей, был равнодушен к славе, не терпел шума вокруг своего имени. Стремился к простоте и в жизни и в литературе. Но в то же время был борцом за лучшую и счастливую жизнь.

Ведущий 1:

- Тисненый том волнующих рассказов

Прочитан от начала до конца…

Метель свистит, поет и плачет сразу.

Метель доносит звуки бубенца.

Никто об этом больше не расскажет!

Закрой глаза – и вновь перед тобой

Знакомые по книгам персонажи

Возникнут зримо длинной чередой.

А там, где площадь выметена чисто,

При фонарях в вечерней тишине

Увидишь на прогулке беллетриста –

Знакомую бородку и пенсне.

Благодари, встречай его с поклоном,

Ведь многое он людям рассказал. ( Е. Евстигнеев. Над книгой Чехова.)

Михаил Васильевич Исаковский

Учитель: В истории русской советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В. Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, А. Асеев, М. Светлов, А. Прокофьев, А. Твардовский… Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в тёплом проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, лёгкости и выразительности его внешне скромных творений.

В 30-ые годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

Ученица (показывая на портрет): Высокий, широкоплечий, с крупными чертами лица и проницательными глазами, глядевшими сквозь толстые стёкла очков, Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке. Навсегда поэт приник сердцем к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях:

 «Край мой смоленский» (Читает_Воробьева Юлия)

Ученица: К середине 30-ых годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-ые годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-ые годы. А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью.

«Однажды (было это в 1934 или 35-ом году), - вспоминал он в автобиографии, - в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён. Это была песня Вдоль деревни».

Ученица: Вдоль деревни, от избы и до избы,

Зашагали торопливые столбы;

Загудели, заиграли провода, -

Мы такого не видали никогда;

Нам такого не встречалось и во сне,

Чтобы солнце загоралось на сосне,

Чтобы радость подружилась с мужиком,

Чтоб у каждого – звезда под потолком.

Небо льётся, ветер бьётся всё больней,

А в деревне – частоколы из огней,


(Звучит песня «Вдоль деревни». )

Ученик «Оказалось, - продолжал М.В.Исаковский, что руководители хора имени Пятнитского в какой-то хрестоматии встретил мое стихотворение «Вдоль деревни». В.Т.Зохаров написал музыку, и хор начал петь новую песню. Руководитель хора попросил меня дать что-либо еще.» Так появилась вторая песня на слова М.В.Исаковского «И кто ее знает». 

Звучит песня «И кто ее знает». (Исполняет Лукьянченко Ксения)

Учитель. Со второй половины тридцатых годов М.В.Исаковский становится одним из самых популярных и любимых поэтов-песенников.

……Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель. В Голотовке, в его деревне, врагами был сожжен отчий дом.
Ученик. «Враги сожгли родную хату»
Учитель. Лирика М.В.Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданья, города и хаты», «Ой туманы мои, растуманы» и других мы узнаем о том, как бойцы отправлялись в поход. 

(Показ картинки «Уходили в поход партизаны». )

Ученик. В годы Великой Отечественной войны Михаил Исаковский написал одно из лучших своих произведений — стихотворение «Русской женщине», создав в нем образ верной спутницы русского солдата, великой труженицы тыла, на плечи которой легла «безмерная тяжесть».
Исполнение стихотворения «Русской женщине» (ученица 11 класса).
Учитель. Необычайную судьбу и всемирную славу, не увядшую и поныне, имела песня «Катюша». Созданная в 1938 году в самый канун Второй Мировой войны, когда гитлеровцы оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну. В те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша»была самой популярной из всех песен. Ее знали и пели во многих уголках нашей страны. Во время войны в Красной Армии появилось новое грозное оружие – реактивные минометы, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша».

Исполнение флешмоба на песню «Катюша» (7 А класс).

 Стихи и песни М.В.Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений «Летят перелетные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься Россия», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…», «Хорошо весною бродится», «Ой цветет калина», «Вишня»

Исполнение песни «Ой, цветёт калина». (8 А класс). 
Чтение стихотворения «Вишня» (Ключанцев Святазар)

Ведущие (зажигают свечи):

1- Свеча – символ человеческой жизни. А пламя ее, как человеческая душа. Она трепетна и робка. А свет ее беззащитен и нежен.

2.Говорят, что от свеч мало света. Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, трудно отличить главное от второстепенного, великое от малого.

3.Такой свечой и были………., высвечивая нам самое важное и весомое в жизни. Пока они горят, нам хорошо рядом с ними. Может быть, и мы станем хоть чуточку светлей. Кто знает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Мазая"

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Мазая».    Цели мероприятия: 1. Коррекционно – развивающие: знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, учить выразительному чтению с...

Виртуальная экскурсия по литературным местам России. В гости к Ф.И.Тютчеву в село Овстуг.

Презентацию можно использовать на уроке литературы в 6 класссе при знакомстве творчеством поэта Ф.И Тютчева. Расширить знания о поэте, совершив виртуальнуальную экускурсию по литературным местам Росси...

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

В гостях у Корнея Чуковского: час литературных развлечений для 4 класса

Занятие по произведениям Корнея Чуковского в форме литературных игр, напрмер, буриме, ребусов и т.п....

Литературная игра "Авторы - юбиляры 2015"

Литературная игра представляет собой  выполнение заданий по станциям (7). Игра составлена с использованием стратегий чтения. Приложения прилагаются. Педагоги в разных помещениях школы на своих ст...

Разработка литературного праздника "Экскурсия по городам писателей-юбиляров 2018 года"

В рамках недели русского языка и литературы возможно использовать данную форму работы, обратить внимание ребят на творчество писателей -юбиляров года. Сопровождается фильмом, в котором идёт рассказ о ...

Литературно-музыкальная гостиная "Книги - юбиляры"

Не только человек отмечает дни рождения, есть юбилеи и у книг. У каждой книги свой день рождения, свой юбилей. Год написания книги и издание ее для широкого круга читател...