Литературная игра "Авторы - юбиляры 2015"
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Литературная игра представляет собой  выполнение заданий по станциям (7). Игра составлена с использованием стратегий чтения. Приложения прилагаются. Педагоги в разных помещениях школы на своих станциях выдают задания и присваивают очки командам за правильные ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon gramotei.doc40 КБ
Microsoft Office document icon gumanitarnaya_matematika.doc37 КБ
Microsoft Office document icon skazochnaya_viktorina.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon tsitaty.doc33.5 КБ
Office presentation icon galereya.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Программа

литературной игры

«Авторы – юбиляры 2015»

Цели и задачи
Главная цель Литературной игры — превращение детей из пассивных читателей в активных и творческих, приобщить их к прекрасному миру литературы. Достижение этой цели идет через решение следующих задач:

  • воспитывать у детей любовь к чтению;
  • знакомить детей с лучшими произведениями мировой литературы;
  • обучение детей умению анализировать прочитанное и развивать их речевую культуру;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.

ПРАВИЛА ИГРЫ. 

- В игре участвуют учащиеся 5 - 10 классов, разделяются на 3 команды: команда «Синих», команда «Белых» и  команда «Красных».

- Команды, по указанным ведущими станциям, проходят все станции с заданиями.

-  Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ.

- Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков за правильные ответы на станциях и прочитано  зашифрованное предложение.

Ход литературной игры 

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. В нашей литературной игре участвуют ученики  с 5 по 10 класс,  вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, т.е. 7 станций с заданиями, в которых команда получает очки за правильные ответы. Кроме того, в конце игры вам нужно собрать предложение. На каждой станции, после выполнения задания,  вы получаете подсказку к каждому слову из него.

 Побеждает та команда, у которой больше очков и прочитано  зашифрованное предложение. Каждой команде на станциях ведущие объявляют следующую станцию. Сопровождающие – воспитатели классов.

В результате – определим, кто же станет победителем! Встречаемся здесь, в актовом зале. Всем удачи!

Станция 1. «Галерея». Каб.музыки, ведущий – Осминина Н.В.

Ведущий демонстрирует учащимся слайды, где находятся портреты знакомых им писателей и поэтов. Все портреты пронумерованы. Каждая команда получает подсказку цитатами из произведений и датами жизни. Задача заключается в том, чтобы правильно внести в таблицу фамилии авторов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  Станция 2. «Сказочная викторина». Каб.210, ведущий – Рубцова Н.В.  Ведущий предлагает учащимся вспомнить сказки, их героев и писателей, и ответить на вопросы викторины.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Станция 3. «Цитаты». Каб.211, ведущий -   Прохорова Д.Г. Задание: собери предложения и исправить ошибки в тексте. За 3, правильно собранных предложения – 3 балла и за исправление 10 ошибок – 10 баллов.

Станция 4. «Гуманитарная математика». Каб.207, ведущий – Ющенко Е.В.  Задание: решение «гуманитарных» задач. Максимальное количество баллов – 17.

Станция 5. «Литературные герои». Каб. ИЗО, ведущий - Шевченко Н.А. Задание: нарисовать литературных героев Джозефа Редьярда Киплинга, Ханса Кристиана Андерсена или  Антуана де Сент-Экзюпери.

Станция 6. «Грамотеи». Библиотека. Ведущий –

задание: разгадать загадки и анаграммы, из которых получились бы или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Станция 7. «Кто это? Что это?». Каб.209, ведущий – Брагина Т.А.

Задание:

1. Командам зачитывается по частям словесный портрет  какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается.

2. В «ЛАРЦЕ» находятся предметы из сказок. Определить из какой они сказки.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Все молодцы! Все справились. А задания были не легкие? Сегодня вы показали и знание нашего фольклора, и знания русской и зарубежной литературы, и свои творческие способности,  и свою сплоченность. А победителя мы объявим завтра на линейке. Все молодцы!



Предварительный просмотр:

«Грамотеи»

ЗАГАДКИ

1. Её поэты сочиняют,

    Царям, героям посвящают.

2. Составитель словарей

    Для больших и для детей.

 

3. Восклицанье, утвержденье,

    Всё - поэта сочиненье.

4. Кто части мотоцикла знает,

    Тот слово это отгадает.

    А если букву «Д» прибавить,

    На сцене можно будет ставить.

5. Ты меня, наверно, знаешь,

    Я сказки Пушкина герой.

    Но если «Л» на «Н» заменишь,

    Сибирской стану я рекой.

6. С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

    Наводненье, паденье кометы,

    А без «Я» - то плоды вдохновенья,

    Что нам дарят любовно поэты.

7. Означает слово это

    То, что ищут все поэты.

    Букв порядок изменяем -

    Предприятье получаем.

АНАГРАММЫ

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

 

МОТ → Т _ _  (Единица собрания сочинений.)

ТОК → К _ _  (Персонаж романа «Мастер и Маргарита».)

ТОРБА → Б _ _ _ _  (Русская детская поэтесса.)

КРЕН → К _ _ _  (Адресат стихотворения «Я  помню чудное мгновенье ...» А.С. Пушкина.)

ОПЕР → П _ _ _  (Инструмент писателя.)

НЕРВ → В _ _ _  (Французский писатель-фантаст.)

РИНГ → Г _ _ _  (Русский писатель.)

МОНЕ → Н _ _ _  (Капитан из книги Ж. Верна.)

КОРТ → К _ _ _  (Нелюбимый жених  Дюймовочки.)

УКОС → С _ _ _  (Героиня сказки «Три толстяка».)

СИЛА → Л _ _ _  (Героиня многих басен И.А.  Крылова.)

ШЕВРО → Е _ _ _ _  (Российский автор  стихотворной сказки.)

СТОПОР → П _ _ _ _ _  (Один из мушкетёров.)

ТОВАР → А _ _ _ _  (Создатель литературного  произведения.)

СОКРАТ → С _ _ _ _ _  (Линейная частица  произведения.)

АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _  (Выдающиеся способности писателя.)

ФИРМА → Р _ _ _ _  (Предмет поиска поэтов.)

ОС  НЕТ → С _ _ _ _  (Род стихотворения,  любимый  Шекспиром.)

ГУБА + ВОЛК → Б _ _ _ _ _ _ _  (Русский  писатель.)

МАК + ШАР → М _ _ _ _ _  (Русский детский  поэт.)

КИТ + РИС → К _ _ _ _ _  (Королева  детективов.)

КРЕН + СОВА → Н _ _ _ _ _ _ _  (Русский поэт.)

РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _  (В меру  упитанный персонаж   Астрид Линдгрен.)

РЕПА + ЛИК → Р _ _ _ _ _ _  (Ответное  небольшое  высказывание  одного из действующих лиц пьесы.)

ОМОН + ГОЛ → М _ _ _ _ _ _  (Развёрнутое высказывание одного из                 действующих лиц пьесы.)

 

1.(Ода)

 2.(В. Даль)

 3.(О + Да = Ода.)

 4.(Рама - драма.)

 5.(Елисей - Енисей.)

 6.(Стихия - стихи.)

 7.(Рифма - фирма.)

 (Том.)

 (Кот.)

 (Барто А.Л.)

 (Керн А.П.)

 (Перо.)

 (Верн Жюль.)

 (Грин А.С.)

 (Немо.)

 (Крот.)

 (Суок.)

 (Лиса.)

 (Ершов П.П.)

 (Портос.)

 (Автор.)

 (Строка.)

 (Талант.)

 (Рифма.)

 (Сонет.)

 (Булгаков М.А.)

 (Маршак С.Я.)

 (Кристи Агата.)

 (Некрасов Н.А.)

(Карлсон.)

 (Реплика.)

(Монолог.)



Предварительный просмотр:

«Гуманитарная математика»

1.  98 лет.

2.  А.С. Пушкину.

3. Льюис Кэррол «Алиса в стране Чудес», «В Зазеркалье».

4. На каждого араба приходится по 150 зубов.

Интересно, какая же  оценка была у А. Доде по математике

 5. 100 человек.

6. Нет. Просто во времена Тургенева указывалось, на сколько вершков человеческий рост превышает 2 аршина. Один аршин равен 71 см, поэтому настоящий рост Герасима 195 см.

 7. 1001 - число Шахерезады, оно виднеется в заглавии бессмертных сказок «Тысяча и одна ночь».

8.  Да, годы его жизни в арабской записи -  1799-1837

9.  Повесть.

10. Число года в столетии - 28 - совпадает с днём рождения, а число столетия - 8 - совпадает с номером месяца рождения. Отсюда полная дата рождения писателя - 28 августа 1828 года. Вот как вам может помочь математическая наблюдательность.

11.  По запасу используемых слов.

12. «Любовь».

13.  Считалки, считалочки.

14. Герой, персонаж литературного произведения.

15.  Сюжетную линию.

16. Шкуру. Делить шкуру неубитого медведя.

17. Дюймовочка, ведь рост Дюймовочки 2,54 см, что больше размера ноготка.

«Гуманитарная математика»

 1. Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него  будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

2.  Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

 3.  Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Лютвидж Доджсон?

4.  Вот строка из произведения французского писателя Альфонса Доде: «Четыре тысячи босых и размахивающих руками арабов бежало за верблюдом, как дураки, сверкая шестьюстами тысяч зубов». А теперь подсчитайте, сколько же зубов у каждого из описанных писателем арабов?

5.  Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для родного города»?

6.  В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у Тургенева было плохо с математикой?

  7.  Какое число получило имя Шахерезады (Шехерезады)?

8.  Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

9.  Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

10.  Как, запомнив год рождения Л.Н. Толстого (1828), легко запомнить день и месяц его рождения?

11.  Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации?

12.  По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

13.  «Математический» детский фольклор - это ... Что?

14.  Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной?

15.  Какую линию можно найти в литературном произведении?

16.  Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице?

17.  Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка?



Предварительный просмотр:

«СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА»

  1. Самый лучший знаток и рассказчик сказок - это... Кто?

2.У этой «народной» русской сказки автор всё-таки есть - Владимир Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица?

3. Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом?

4. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться?

5. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

6. Сказка Ш. Перро «Золушка» стала балетом или оперой?

7. Какой английский писатель придумал хоббитов?

8. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?

9. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника.

10. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив?

11. Назовите жаркое место рождения Колобка.

12. Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством?

13. Какая зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство?

14. Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках.

15. В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап?

16. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.

17. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.

18. Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды.

19. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?

20. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.

21. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?

22. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

23. Какие сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать лет и три года»?

24. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом...»?

25. Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара?

СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА

  1. Бабушки.

2.  «Курочка-Ряба».

3.  «Три толстяка».

4. «Мойдодыр».

5.  Н. Носов.

6. И тем, и другим. Оперу написал Дж. Россини, а балет С.С. Прокофьев.

7. Джон Толкиен, или Толкин. Волшебная сказка «Хоббит, или Туда и обратно».

8. Баба-Яга.

9. Свист.

10. Русская народная сказка «Теремок».

11. Печь.

12. «Колобок».

13. Лиса.

14.Лиса Патрикеевна

15. Русская народная сказка «Репка».

16. Жучка.

17. Царевна-лягушка.

18. Рукава платья Царевны-лягушки.

19. Василиса Премудрая.

20. Кащей Бессмертный.

21.Игла.

22. Сказочную шапку-невидимку.

23.Старик и старуха.

24.Золотой рыбке.

25. Князь Гвидон.



Предварительный просмотр:

Стройная тень скользнула в кольцо волков.

 

Это была Багира,

чёрная пантера,

вся чёрная, как чернила, но с пятнами,

видными как водяные клейма при известном освещении.

 Все знали Багиру и

все боялись становиться ей поперёк дороги,

 потому что она была хитра, как Табаки,

 мужественна, как дикий буйвол,

 

неудержима, как раненый слон.

Тем не менее, её голос звучал мягко,

точно звук падающих с дерева капель дикого мёда,

а её шерсть была нежнее лебяжьего пуха.

«Найди и исправь ошибки».

У лукоморья дуб зеленый,

Большая цепь на дубе том:

И днем и ночью пес ученый

Все ходит по цепи кругом,

Идет налево – песнь заводит,

Направо – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

С русалкой на ветвях сидит,

Там на невидимых дорожках

Следы неведомых зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон и дверей,

Там лес и дол видений полны,

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И сорок витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька Черномор…

«Найди и исправь ошибки».

У лукоморья дуб зеленый,

Большая цепь на дубе том:

И днем и ночью пес ученый

Все ходит по цепи кругом,

Идет налево – песнь заводит,

Направо – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

С русалкой на ветвях сидит,

Там на невидимых дорожках

Следы неведомых зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон и дверей,

Там лес и дол видений полны,

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И сорок витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька Черномор…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому тёмная вода, — Ни приметы, ни следа.» 1910 - 1971 1

Слайд 2

1895 - 1925 «Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.» 2

Слайд 3

1900 - 1944 «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.» 3

Слайд 4

1915 - 1979 «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.» 4

Слайд 5

1835 - 1910 «Том вышел на улицу с ведром извёстки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновенье улетела у него из души, и там — воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины!» 5

Слайд 6

«Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.» 1814 - 1841 6

Слайд 7

1799 - 1837 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не заростет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.» 7

Слайд 8

1865 - 1936 «Стройная тень скользнула в кольцо волков. Это была Багира, чёрная пантера, вся чёрная, как чернила, но с пятнами, видными как водяные клейма при известном освещении.» 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книги-юбиляры 2015 года

Презентация книг-юбиляров 2015 года для учащихся начальной школы....

Разработка о поэтах-юбилярах 2015 года о ВОв

Разработка содержит материал, биографические сведения о поэтах, стихи....

Литературный календарь на 2015 год

Литературный календарь на 2015 год: юбилеи русских поэтов и писателей...

Разработка литературного праздника "Экскурсия по городам писателей-юбиляров 2018 года"

В рамках недели русского языка и литературы возможно использовать данную форму работы, обратить внимание ребят на творчество писателей -юбиляров года. Сопровождается фильмом, в котором идёт рассказ о ...

Литературный календарь на 2015 год

Юбилеи писателей и поэтов...

Литературная гостиная "В гостях у юбиляров"

Мероприятие было проведено в рамках предметной недели и посвящено А. П. Чехову, А. С. Грибоедову, М. В. Исаковскому, так как 2020 год является для для них юбилейным.В ходе мероприятия прозвучали стихи...

Литературно-музыкальная гостиная "Книги - юбиляры"

Не только человек отмечает дни рождения, есть юбилеи и у книг. У каждой книги свой день рождения, свой юбилей. Год написания книги и издание ее для широкого круга читател...