конспект урока литературы в 11 классе
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Лосевская  Дарья Сергеевна

«Проблемы человечества в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Анализ рассказа»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bunin_11_klass_gospodin.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 11 классе

«Проблемы человечества в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Анализ рассказа»

                               Учитель Лосевская Дарья Сергеевна

Цели: формирование навыков анализа художественного

           текста, нахождения в нем выразительных средств языка;

           вовлечение учащихся в процессе анализа рассказа

           в размышление о смысле жизни и нравственных ценностях;

           выявление идейного смысла рассказа;

           развитие коммуникативных навыков учащихся,

           закрепление навыков выражения собственных мыслей.

Эпиграф:

Громадный корабль человеческого греха движется по океану мира, и только грубая смерть вдруг столкнет кого-нибудь из этих грешников из Сан-Франциско или других городов в космическую пучину; другие же остаются равнодушными, пока не наступит и их неизбежный черед.

Ю.Айхенвальд

Все ничтожно и непрочно перед лицом смерти.

И.А.Бунин

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучать творчество И.А.Бунина.

На сегодняшнем уроке нам предстоит знакомство с необычным для писателя произведением, в котором хотя и отражаются особенности поэтики Бунина, но смысл рассказа слишком прозаичен. Во многих своих произведениях автор стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Рассказ «Господин из Сан-Франциско», написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны, особенно показателен в этом плане. По единодушному признанию читателей и критики, это лучшее бунинское произведение обличительного характера. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет автору показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации.

II. История написания рассказа.

  1. Слово учителя.

Как всякое значительное художественное произведение, рассказ «Господин из Сан-Франциско» неотделим от времени, в котором он создавался. Есть во всем его колорите, мрачном и зловещем, не только грозное ощущение войны, хотя события, развертывающиеся в нем, не имеют отношения к военным действиям, но и ощущение именно разгара войны, когда обостренные ею пороки старого мира становятся особенно явными, когда все более ясно чувствуется приближающаяся гибель этого мира.

Сохранилось интересное свидетельство Бунина о том, как зародился у него замысел рассказа «Господин из Сан-Франциско»:

2.Подготовленный ученик зачитывает запись из дневника писателя:

«Летом пятнадцатого года, проходя однажды по Кузнецкому мосту в Москве, я увидел в витрине книжного магазина Готье издание на русском языке повести Томаса Манна «Смерть в Венеции», но не зашел в магазин, не купил ее, а в начале сентября 1915 года, живя в имении моей двоюродной сестры, в селе Васильевском, Елецкого уезда, Орловской губернии, почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу «Квисисана», где мы жили в тот год, и тотчас решил написать «Смерть на Капри», что и сделал в четыре дня. Заглавие «Смерть на Капри» я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: «Господин из Сан-Франциско...» ...Обычно я пишу быстро и спокойно, вполне владея своими мыслями и чувствами, но на этот раз писал, повторяю, не спеша и порою весьма волнуясь». «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» - эти страшные слова Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан-Франциско».

III. Аналитическая работа в группах. Запись в тетради выводов, работа с текстом.

А) Учитель:

В коротком произведении, которое можно назвать своеобразным «мини-романом», И.А.Бунин рассказывает о жизни людей, которым деньги дают, как кажется на первый взгляд, все радости и блага мира.

-Что же это за жизнь, жизнь общества, «от которого зависят все блага цивилизации: фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей»? Какой мы увидели жизнь Господина по прочтении рассказа?

Ответы учащихся:

1 группа.Герой рассказа – богатый американец. Одержимый «золотой лихорадкой», когда-то он приехал в Новый Свет из Европы. На алтарь наживы ради счастья в будущем он принес свою молодость. Как трудился герой и какую цель ставил перед собой? «Что касается жизни, то это была непрерывная, почти без отдыха работа крупного предпринимателя, цель которой — деньги как высшая ценность в этом обществе… Всё остальное было лишено всякого реального значения». После долгих лет напряженного труда, наконец, понял, что добился того, к чему стремился. Он богат. Но отдав все силы золотому тельцу, даже не заметил, как бездарно прошли годы. В 58 лет герой рассказа решил, что насладиться всеми радостями жизни, тем более что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет — едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско наслаждается жизнью, как умеет: много ест, много пьет. Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть. Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.

2 группа. Отправляясь в двухлетний развлекательный круиз, герой рассказа уверен, что он - хозяин жизни, у него есть деньги, он имеет право на отдых. Господин из Сан-Франциско плывет в Европу на роскошном пароходе «Атлантида», похожем на огромный отель высшего класса, с ночным баром, восточными банями.  Благодаря комфорту пассажиры не обращают внимание на бушующий страшный океан за бортом судна. Жизнь пассажиров идет в заведенном ритме: завтрак, чтение газеты, отдых, обед, танцы... Такая же жизнь продолжается и в Италии. Осмотр достопримечательностей вызывает у них только скуку. У героя рассказа нет внутренней потребности любоваться памятниками архитектуры и искусства, прекрасной природой. После приступа «морской болезни» на катере по пути в Сорренто Италия кажется ему отвратительной.

3 группа. Герой рассказа напоминает робота, делающего деньги. Характерной чертой, объединяющей пассажиров, является полное отсутствие человеческих чувств. Я считаю, что у людей такого типа даже чувственные удовольствия носят банальный характер и сводятся в основном к обжорству. Именно из-за этого их жизнь выглядит убого. Описывая путешествие господина из Сан-Франциско, Бунин подчеркивает, что богатые люди, путешествующие вместе с ним, создали для себя замкнутый микромир. У них все схвачено, все под контролем. Ничто не может нарушить привычный ход жизни. Они защищены от остального мира, от непредсказуемости и стихии. Это великолепно выражено Буниным при описании морской бури, которой сопровождается плавание «Атлантиды»: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира … на баке … взывала с адской мрачностью … сирена – но немногие из обедающих слышали сирену».

Б) Учитель:

Постепенно, шаг за шагом писатель подводит нас к мысли, что жизнь эта полна искусственного, ненастоящего. В ней нет места фантазии, проявлениям индивидуальности, потому что все знают, что надо делать, чтобы соответствовать «высшему» обществу. Пассажиры парохода черствы. И.А.Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли это увидеть. Подтвердите текстом.

1 группа. Пассажиры «Атлантиды» одинаковы, жизнь их идет по установленному распорядку, они одеваются в одинаковую одежду, в рассказе почти отсутствуют описания портретов попутчиков главного героя. Характерно и то, что Бунин не называет ни имени господина из Сан-Франциско, ни имен его жены и дочери. Они — одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, и жизнь их всех проходит одинаково.

2 группа. По мере развертывания сюжета герой нисколько не меняется, поскольку духовно он мертв давно. Красота Италии не заставляет его прозреть, увидеть жизнь во всей ее красоте. Он не чувствует приближения своей смерти, гонит дурные мысли и не придает значения мистическим совпадениям: ему снится хозяин рокового отеля, который станет его последним приютом на земле.

3 группа. Обитатели отеля, где скончался господин, не испытывают чувства жалости, сострадания. С их точки зрения, американец совершил «неприличный поступок», расстроив их обед и обещанную тарантеллу.

В) Учитель:

И.А.Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей.

1 группа. Господин из Сан-Франциско богат. Он многое может купить. Но купить любовь для своей дочери он не может. Эта высшая человеческая ценность. Дочь господина испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет «необычная кровь», потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду. (Примеры из текста)

2 группа. Высшая ступень опошления любви — пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры «Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».

(Примеры из текста)

3 группа. Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению И.А.Бунина, главными ценностями. (Примеры из текста)

Г) Учитель:

Задания:

1 группа - определить тему произведения, сюжет, фабулу.

2 группа - определить идею произведения

3 группа - найти кульминацию в рассказе

1 группа. Тема рассказа обычна для бунинского творчества - жизнь и смерть человека, смысл его существования на земле. В соответствии с выбранной темой, фабула рассказа подчеркнуто лишена всякой занимательности, интриги: некий господин из Сан-Франциско, 58 лет, с женой и дочерью, едет на два года в Европу путешествовать, но скоропостижно умирает в одном из итальянских отелей, тело господина на том же корабле отправляется в обратный путь. Сюжет рассказа значительно сложнее незатейливой фабулы.

2 группа. Идея рассказа: конфликт между самоуверенностью человека и вечностью. Истоки этого конфликта заключаются не в том, что господин – представитель буржуазного мира, а в том, что он возомнил себя выше вечности и природы. Ведь в лице господина из Сан-Франциско, принципиально обезличенного автором, изображен не представитель определенного социального класса, а представитель человеческого рода.

3 группа. Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги.

IV. Работа по выявлению художественных особенностей рассказа.

(нахождение в тексте примеров, подтверждающих художественные особенности произведения)

1.Учитель:

Рассказ отличается от других бунинских произведений несколько тяжеловесным, торжественным стилем, что придает ему притчевое звучание. В основе произведения - контраст между гордой самоуверенностью властного миллионера, мнящего себя «хозяином жизни», и жалкой беспомощностью, которую обнаруживает он перед лицом неизбежной смерти.

1 группа. Синтаксис сложный. Сложные предложения порой занимают целый абзац (примеры из текста).

2 группа Рассказ насыщен эмоционально-экспрессивной лексикой, особенно при описании океанской стихии (примеры из текста).

3 группа. В рассказе автор использует такое средство художественной выразительности, как символика. Придавая всему изображаемому символическое начало, Бунин лишь как бы посылает грозное предупреждение людям и цивилизации, зашедшей в тупик в своих потребительских устремлениях. Символично название парохода -«Атлантида». В названии корабля заключается предчувствие исчезающей цивилизации. Это символ надвигающейся катастрофы, своеобразное предупреждение человечеству. Океан – символ реальной, действительной жизни. Символичен изображенный писателем-реалистом образ Дьявола, огромного, как утес, наблюдающего за кораблем.

Учитель:

Выбор формы повествования в рассказе неслучаен. Перед нами речь автора- повествователя, почти не прерываемая речью героев. Сам господин из Сан-Франциско лишь шесть раз за все свое путешествие разжимает губы, чтобы отдать односложные приказания обслуживающей его челяди, «молчат» его жена и дочь, другие персонажи - словом, мы безраздельно находимся во власти авторского слова. В чем причина «молчания», в которое Бунин погрузил своих героев? Во-первых, отсутствие речевой характеристики героев - важная характеристика неприемлемого для автора способа существования: в художественном мире рассказа отсутствует теплота человеческих отношений, этот мир холоден, сух и бездушен. Во-вторых, «молчание» героя позволяет автору полнее выразить свою художественную философию: безгласный и безликий господин становится материалом, иллюстрацией, поводом к разговору о бытии человека.

Важное место в системе персонажей бунинского рассказа занимают герои второго плана - простые итальянцы, которые, в отличие от обитателей отелей, умеют радоваться жизни, чувствуют прелесть земного существования. Бедные люди видят то, что недоступно богачам, сделавшимися туристами на своей прекрасной Земле, лишь проходящими по ней с беглым осмотром достопримечательностей (образы героев второго плана – текст)

Корабль, на котором плывет герой рассказа, стройно замыкает композицию произведения, делая ее кольцевой. Бунин дает очень точное и лаконичное описание смерти героя. Все глаголы, которые он использует, описывают лишь физические реакции и движения господина. Это воздействует на разум и зрительное восприятие читателя, но не обращается к таким чувствам, как сочувствие и сострадание: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол…»

Смерть господина из Сан-Франциско ничего не изменила в мире. И вторая часть рассказа с точностью до наоборот повторяет первую. По иронии судьбы герой возвращается на родину в трюме той же «Атлантиды». Авторская ирония проявляется в том, что тело героя отправляется в обратный путь в ящике из-под содовой. Этой многозначительной деталью автор намекает на бренность плотских радостей, к которым так был привязан господин из Сан-Франциско. Он больше не интересен ни гостям судна, которые продолжают жить по своему распорядку, ни хозяевам, потому что он не оставит теперь денег в их кассе. Продолжается и жизнь в Италии, но герой рассказа уже не увидит красоты гор, моря. Впрочем, это и неудивительно - он не увидел их и тогда, когда был жив. Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его. А потому он, миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сейчас в ящике из-под содовой в трюме корабля, за которым следит со скал Гибралтара Дьявол, а «в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем», стоит матерь Божия, заступница «всех страждущих в этом злом и прекрасном мире».

V.Домашнее задание:  письменно  выполнить анализ рассказа по плану.

План анализа.

  1. Изображение мира, в котором живет Господин из Сан-Франциско.

2.Образ Господина из Сан-Франциско. Как Господин реализует свое право на отдых, удовольствия, путешествие. Почему семья перестает получать удовольствие от путешествия?

3.Какова роль пейзажных зарисовок в рассказе?

4.Вывод. Почему автор не изображает психологию, внутренний мир героя?

Используемая литература:

  1. Айхенвальд Ю.И. И. Бунин: Силуэты русских писателей. Вып.3. – М., 1917
  2. Бунин И.А. Полное собрание сочинений. М 1980.
  3. Ватенков И.П. Бунин-повествователь. Минск. Изд.БГУ, 1974
  4. Кучеровский Н.М. Бунин и его проза. Тула, 1980.
  5. Михайлов О.В. Об И. Бунине. Изд. «Советская Россия», 1978
  6. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. Кн. для учителя – М., 1991.
  7. Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах Бунина. Ж. «Русская литература» - 1984, №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...