конспект урока литературы в 11 классе
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Лосевская  Дарья Сергеевна

«Концепция любви в произведении А.И.Куприна «Гранатовый Браслет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл granatovyy_braslet_11_klass.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема «Концепция любви в произведении А.И.Куприна «Гранатовый Браслет»

Учитель Лосевская Д.С.

Ход урока


1. Организационный момент. 

2. Сегодня мы опять поговорим о любви и обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Запишите тему урока и эпиграф: 
Мы легко можем забыть тех, с кем мы смеялись, но мы никогда не забудем тех, с кем мы плакали. 
Калил Гибран, ливанский поэт 
Напоминаю, что эпиграф не заключается в кавычки, после фамилии автора точка не ставится. (Ученики записывют тему и эпиграф в тетрадь.) 

Постановка проблемных вопросов: 1. В чём величие Г. Желткова по сравнению с другими героями рассказа? 2. Почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку? 

Сначала проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. 

А) Вспомните, где и когда происходит действие рассказа?( Черноморский курорт, осень, сентябрь.) 
Б) Назовите День именин Веры Николаевны Шеиной?(17 сентября.) 
В) Что подарил Вере муж? Сестра? ( серьги из грушевидных жемчужин; записную книжку, сделанную из молитвенника). 
Г) Вспомните имя Желткова. (Георгий.) 
Д) Что является эпиграфом к рассказу? ( Соната№-2 , op.2 Largo appassionato Бетховена) 

Послушаем и мы отрывок из Largo appassionato. Слушая, запишите одним словом ваши ощущения, чувства. 
Почему Куприн «заставляет» читателей слушать эту музыку перед чтением рассказа?( Создаёт грустное, трагическое настроение.) 

3. Обратимся к тексту рассказа. 
Черноморский курорт. Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с описания природы. Как в литературоведении называется описание природы? ( Пейзаж) Что такое психологический пейзаж? (Пейзаж, отражающий душевное настроение героев.) 
Прочитаем пейзаж в 1 главе. Пока читаем, выделите слова, средства художественный выразительности, которые помогают автору создать настроение. ( Чтение вслух указанных эпизодов из 1 главы.) Какое настроение создаёт Куприн? Какие метафоры, эпитеты, сравнения помогли вам это почувствовать? ( Тревожная атмосфера, ужас, что-то гибельное и страшное несёт пейзаж в начале рассказа.) Как называется противопоставление в литературе? (Антитеза) Найдите её в 1 главе. В чём её смысл? ( Противопоставлены 2 чувства: тревога и спокойствие). На антитезе построен весь рассказ Куприна. 
А теперь найдите описание сада во 2 главе. Прочитайте его и сравните с описаниями чувств Веры Николаевны Шеиной, которые она испытывает к мужу, с её характером. ( Состояние природы - увядание, характер Веры спокойный, холодный, да и прежняя страстная любовь к мужу превратилась в спокойное чувство дружбы.) С точки зрения композиции, какое место занимают эти эпизоды в рассказе? 
В какой день начинается завязка действия? ( В день именин Веры Николаевны.) 5 глава. 
«Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что «счастливо-чудесное» произошло в этот день? ( Вера получила подарки от мужа, от сестры; приехал генерал Аносов, друг семьи, которого Вера и её сестра Анна очень любили и ласково называли «дедушкой»). Но завязка начинается не с этого. С какого момента? ( Вера Николаевна получает письмо от Георгия Желткова и браслет.) Прочтите описание браслета. Когда опять в рассказе появляется трагическая нота? ( «Как кровь») Какое чувство испытывает Вера Шеина, читая письмо Желткова? (Недовольство) Прочитайте письмо Желткова. К какому типу героев в русской литературе вы можете его отнести? Почему? ( Тип «маленького человека»). 
3. А теперь мы обратимся с вами к системе образов в рассказе. 

ВЕРА ШЕИНА 
ВАСИЛИЙ ШЕИН Генерал АНОСОВ 
ГЕОРГИЙ ЖЕЛТКОВ НИКОЛАЙ БУЛАТ-ТУГАНОВСКИЙ 


Какую роль в рассказе играет генерал Аносов? Как называются такие герои? (Он передаёт взгляды автора на любовь. Это резонёр ). 
Найдите в тексте (глава 8) Высказывания Аносова о любви ? Когда он их произносит? Кому? 
Как он отзывается о Желткове?

Что вы можете сказать о брате Веры Николае Булат-Тугановском? Почему Куприн даёт такую фамилию этому герою? ( Олицетворяет дворянство с его взглядами на любовь: моё принадлежит только мне, и чувства здесь неуместны). 
Прочитаем сцену визита Николая Николаевича и мужа Веры к Желткову. Подчеркните слова, помогающие увидеть величие «маленького человека» Желткова перед князьями Николаем и Василием. В чём величие Желткова? ( В его любви к Вере) 
Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? (Кульминация) 
« Вера Николаевна никогда не читала газет. Но судьба заставила её натолкнуться на тот лист, где было напечатано сообщение о смерти Желткова». А вечером пришёл почтальон и принёс письмо. Вера николаевна прочитала его и не смогла не поехать, чтобы не проститься с Желтковым. 

12 глава сцена прощания. Прочитайте. Почему Вера заплакала? Только ли «впечатление смерти» повлияло на неё? Какие слова генерала Аносова она вспоминает? 
13 глава, Читаем финал со слов Она узнала с первых же аккордов…» и до конца. 
Что значат эти слёзы для Веры? ( Катарсис – очищение через страдание). Что заставило Веру сказать: «Нет, нет, теперь он простил меня. Всё хорошо»? ( Музыка и мгновенное ощущение настоящей высокой любви). 

Домашнее задание: 1. Напишите ответ на один из вопросов к уроку в виде сочинения в объёме не менее 200 слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...