Урок литературы с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Данный урок разработан для изучения памятника Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»  в 9 классе. Конспект предназначен для проведения урока литературы в Историческом парке «Россия - моя история». В работе предоставлены следующие материалы: конспект урока, лист самооценивания обучающихся, маршрутный лист №1 и №2, фотография Д.С. Лихачева, цитаты для целеполагания. Во время работы с ресурсами Исторического парка в Маршрутном листе №2 есть вопрос, на который обучающиеся не смогут найти ответ. О своем результате они должны будут сказать во время подведения итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rumo.docx64.68 КБ
Файл prezentatsiya_dlya_etapa_tselepolaganiya.pptx393.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного  занятия  с использованием современной
технологии сотрудничества

Класс   9

Тема урока: « «Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси».

Основной предмет: литература,  вспомогательный предмет (предметы): история.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока: практикум, круглый стол

Список используемой литературы

  1. Слово о полку Игореве/ Вступ. ст. и подготовка древнерус. текста Д.Лихачева; Сост. и  комент. Л. Дмитриева._  М.:Худож.лит., 1987 г.- 222 с

Цель: дать обучающимся представление о литературе Древней Руси, пробудить интерес к их чтению; 

раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы.

Планируемые результаты 

Личностные:

  • дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению; 
  • раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
  • Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления, самоконтроль, взаимоконтроль.
  •  Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализовано и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения и выводы.

Предметные:

а) ценностно-ориентационная сфера:

  • формировать собственное отношение к произведениям ДЛ,
  • приобщаться к духовно-нравственным ценностям нашей истории;

б) познавательная сфера:

- иметь представление о «Слове о полку Игореве» как памятнике ДЛ, об особенностях ДЛ,

- владеть литературоведческой терминологией.

Постановка проблемы: используя ресурсы Исторического парка «Россия – моя история», подтвердить, действительно  ли «Слово о полку Игореве» является  памятником  древнерусской литературы в истории Руси.

Актуализация знаний.

   Обучающимся демонстрируется  фотография Д.С. Лихачева и две его цитаты о древнерусской литературе и о «Слове о полку Игореве». После  предлагается, изучив ресурсы Исторического парка, определить и согласиться с высказываниями великого филолога, что данное произведение является величайшим памятником древнерусской литературы.

Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурс Исторического парка

Организационный момент (1 мин.)

- Добрый день, ребята!  Сегодня урок литературы пройдет в необычной обстановке. Мы с вами находимся в Историческом парке «Россия – моя история». Значит,  достигать поставленную цель вы будете, используя ресурсы Исторического парка экспозицию «Рюриковичи и Романовы».

- На столе лежат разрезанные фишки, возьмите по одной фишке (На столе размещены разрезанные фишки двух цветов).

- Размеситесь за столом в соответствии с выбранным вами цветом. У нас получилось две группы. В таком составе вы будете сегодня работать на уроке и выполнять задания.

- Вы уже заметили, что на обратной стороне есть какие-то записи. Эти записи вы сможете прочесть, если сложите фишки по цветам (Приложение 1).

Обучающиеся  слушают учителя и настраиваются  на работу в Историческом парке.

- Обучающиеся берут по одной фишке.

- Собирают фишки по цветам и делятся на команды.

- Ученики собирают мозаику и читают запись, которая размещена на фишке.

Конференц-зал

Этап целеполагания (постановка учебной задачи) (4 мин.)

  1. Мотивация обучающихся к изучению возникновения древнерусской литературы.

-  Прочитав высказывания, определите, какую область литературы  мы будем сегодня рассматривать?

- А какое произведение вы будете рассматривать?

- Посмотрите на фотографию (Приложение 2) и попробуйте назвать человека, который изображен на ней.

- Как можно связать цитаты, которые вы прочитали с эти человеком?

- Попробуйте определить тему нашего урока. (Помогаю ребятам с точной формулировкой темы).

- Сформулируйте цель, которую вы должны достичь в заключении урока.

- Для того, чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы должны перед собой поставить?

  1. Представляет критерии оценивания для достижения планируемых результатов. (Приложение 3. Листы самооценки).
  2. Достигать поставленную цель вы будете по группам. У каждой группы будет свой маршрутный лист, где написаны задания, а также ресурсы,  с помощью которых вы сможете выполнить свои задания  (Приложение 4 и 5 – для обучающихся,  6 – для учителя).
  3. Посмотрите на задания и определите, каким образом вы  будете  достигать поставленной цели.

- Обучающиеся определяют, что изучать будут древнерусскую литературу.

- Обучающиеся называют произведение «Слово и полку Игореве».

- Обучающиеся определяют, что на фотографии изображен Д.С. Лихачев.

- Обучающиеся предполагают, что Д.С. Лихачев является автором этих цитат.

- Обучающиеся пытаются сформулировать тему урока.

- Обучающиеся  формулируют цель урока.

- Определяют задачи для достижения цели.

2. Обучающиеся знакомятся с критериями оценивания урока.

3. Предварительное знакомство с маршрутными листами.

- Обучающиеся определяют, что

1) первая группа будет выяснять, действительно ли главный герой «Слова» реальный человек;

2) вторая  группа должна определить, что «Слово» действительно является памятником древнерусской литературы.

Конференц-зал

Этап планирования и реализации плана (решение учебной задачи) (20 мин.)

Сопровождаю обучающихся по маршруту, при необходимости  провожу  индивидуальные консультации.

  • отправляются к  указанному  экспонату для выполнения задания;
  • выполняют  записи в маршрутном листе;
  • советуются с учителем по возникающим вопросам.

Экспозиция мультимедийной выставки «Рюриковичи 862-1598» (зал № 2, 4).  Тачскрины о Ярославе Мудром, Владимире, Святославе, Ольге, Игоре, Олеге, Рюрике, а также тачскрин «Православная письменность».

Если одна из команд справится со своим заданием раньше, можно дать дополнительное задание с использование тачскрина «Интересные факты» (зал № 2,4).

Этап рефлексии (оценка результатов решения учебной задачи) (20 мин.)

  1. Собирает обучающихся в конференц-зале.
  2. Просматривает и корректирует ответы обучающихся.
  3. Предлагает группам представить  информацию, подготовленную согласно маршрутному листу.
  4. Подводит к правильному  решению проблемы.
  5. Отслеживает объективность самооценивания   и оценивания работы в группе.
  6. Домашнее задание. Написать отзыв по теме  «Мои впечатления о посещении Исторического парка. Мнение о его значимости».

  1. В установленное время возвращаются в конференц-зале.
  2. Консультируются с учителем  о правильности заполнения  маршрутных листов.
  3. Представляют  найденную информацию и внимательно слушают одноклассников.
  4. На основе полученной информации определяют решение проблемы.
  5. Оценивают  групповую работу и индивидуальную в соответствиями критериев оценивания.

Конференц-зал

Приложение 1

«Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные.  Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси».

««Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование  о далеком прошлом  - это отклик на события своего времени».

Приложение 2

C:\Users\1\Desktop\Исторический парк\ФОТО\260px-Dmitry_Lihachev.jpg

Приложение 3

Лист самооценки урока или группового мероприятия

Ф.И._____________________________

В ходе урока  я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Критерии оценивания:

Количество баллов за ответ «Всегда» - 1 балл, «Иногда» - 0,5 баллов, «Никогда» - 0 баллов,

максимальное количество баллов – 12.

49 % и менее – «2»

 50- 74% - «3»

75-90% - «4»

90% и более – «5»

Приложение 4

Маршрутный  лист №1.

  1.  Используя Приложение 1 («Генеологическое древо потомков Рюриковичей»), определите, какая связь между Игорем Святославовичем, князем Новгород-Северским и Рюриком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите известнейших представителей династии Рюриковичей, которые являются предками Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского. Используя экспозиции мультимедийной выставки «Рюриковичи 862-1598» (зал № 2, 4). Дайте их краткую характеристику (годы жизни, чем знамениты).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Действительно ли князь Игорь Святославович существовал на самом деле?_______________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Приложение  5 (для обучающихся)

Маршрутный лист №2 (для учеников).

Задание 1

  1. Используя тачскрин «Православная письменность» и раздел «Древнерусская письменность», заполните таблицу представленных памятников древнерусской литературы.
  2. Подчеркните ключевые слова, которые определяют жанры древнерусской литературы.
  3. Сделайте вывод, аргументируйте свой ответ.

        

Вывод:  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

  • Используя тачскрин «Древнерусская письменность», найдите в разделе «Древнерусская литература» информацию о памятнике «Слово о полку Игореве».
  • Вставьте в текст  недостающие слова и словосочетания.
  • Подготовьте пересказ текста.
  • Определите, почему «Слово о полку Игореве» называют Словом.

  1. «Слово о полку Игореве» является самым известным и  выдающимся _______________________________________________________________________.
  2. Сюжетной основой произведения стал _______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  3. В результате войско Игоря ______________ в битве, а сам князь _______________________________________________________________________.
  4. Автор «Слова» дает этому событию  _______________________ оценку: здесь и _______________________________ русских воинов, и ______________________________________________________ молодых князей.
  5. Замечательна ___________________ и _________________________________ Слова». Произведение, объединившее в себе элементы жанров «славы» и «плача», выделяется широким использованием языческой символики: здесь и упоминание о злом духе Дива, и о Стрибоге, Велесе и Даждьбоге.
  6. Дохристианские фольклорные элементы и поэтические приемы, не нашедшие отражения в летописной традиции, _________________________________________.
  7. «Слово о полку Игореве» - произведение _________________, в нем _______ и следа _________________ риторики или ссылок на __________________________.

Задание 3.

Используя прежний ресурс, ответьте на вопросы.

  1. Найдите в тексте информацию о том, где и когда впервые было найдено произведение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как был  утрачен сборник, в котором находилось «Слово».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие копии сохранились, для кого они были сделаны и с какой целью.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На какие произведения древнерусской литературы повлияли форма и художественные приемы «Слова».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто из великих деятелей занимался переводом на русский язык, а кто – на английский.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Почему «Слово о полк Игореве» является памятником древнерусской литературы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6 (для учителя)

Задание 2.

  • Используя тачскрин «Древнерусская письменность», найдите в разделе «Древнерусская литература» информацию о памятнике «Слово о полку Игореве».
  • Вставьте в текст  недостающие слова и словосочетания.
  • Подготовьте пересказ текста.
  • Определите, почему «Слово о полку Игореве» называют Словом.

1. «Слово о полку Игореве» является самым известным и  выдающимся примером древнерусского эпоса.

2. Сюжетной основой произведения стал неудачный поход новгрород-северского князя Игоря Святославовича в 1185 году.

3. В результате войско Игоря полегло в битве, а сам князь попал в плен к половцам.

4. Автор «Слова» дает этому событию  неоднозначную оценку: здесь и восхищение удалью русских воинов, и сетование на недальновидность молодых князей.

5. Замечательна стилистика и художественные приемы «Слова». Произведение, объединившее в себе элементы жанров «славы» и «плача», выделяется широким использованием языческой символики: здесь и упоминание о злом духе Дива, и о Стрибоге, Велесе и Даждьбоге.

6. Дохристианские фольклорные элементы и поэтические приемы, не нашедшие отражения в летописной традиции, сохранились в светской поэзии.

7. «Слово о полку Игореве» - произведение светское, в нем нет и следа христианской риторики или ссылок на Священное писание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуализация знаний Лихачев Дмитрий Сергеевич : «Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси». ««Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далеком прошлом - это отклик на события своего времени…». ( Текст статьи приводится по книге: Слово о полку Игореве.– М.: Детская литература, 1984, с. 5–38. )

Слайд 2

Цель Используя ресурсы Исторического парка «Россия – моя история», подтвердить, действительно ли «Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы в истории Руси.

Слайд 3

Актуализация знаний Лихачев Дмитрий Сергеевич : «Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси». ««Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далеком прошлом - это отклик на события своего времени…». ( Текст статьи приводится по книге: Слово о полку Игореве.– М.: Детская литература, 1984, с. 5–38. )

Слайд 4

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси.

Слайд 5

Задачи Изучив ресурсы Исторического парка «Россия - моя история», доказать, что князь Игорь - невымышленный персонаж. Используя раздел «Древнерусская литература» тачскрина «Православная письменность», определить какую роль сыграло «Слово о полку Игореве» в развитии древнерусской литературы. Представить собранный материал для подтверждения поставленной цели.

Слайд 6

Генеологическое древо потомков Рюриковичей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Конец существования Матеры - историческая неизбежность или человеческая ошибка" 11 класс

Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Прощание с Матерой". В ходе заятия обучающиеся на основе повести анализируют губительность для человеческой души бездумного обращения с природой, ра...

Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Внеурочное занятие с использованием ресурсов исторического парка г. Тюмень по роману Алексея Иванова "Тобол. Много званых"

В ходе мероприятия через знакомство с историческими персонажами романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых» показывается связь между событиями мира, страны, Сибири XVII - XVIII веков и су...

Методика проведения уроков дистанционно с использованием ресурсов YouTube, социальной сети «ВКонтакте» и др.

Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения по организации дистанционного обучения выбор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, остаётся за учеб...