Наследие А.С. Пушкина в СССР
статья по литературе (9, 10, 11 класс)

Жизнь и творчество великого поэта в СССР в 1937-1946 г.г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наследие  А.С. Пушкина в СССР (1937-1949 г.г.)

1937 год-год 100 летия со дня смерти поэта Александра Сергеевича Пушкина стал переломным периодом в изучении его творчества.  Постановлением ВЦИК СССР от 16 декабря 1935 года был учреждён Всесоюзный Пушкинский комитет под председательством Максима Горького, задачей которого стали организация и руководство мероприятиями по увековечению памяти Александра Сергеевича Пушкина и популяризации его творчества. 

В день дуэли 8 февраля 1937 года в Ленинграде на месте дуэли Пушкина на Чёрной речке состоялось открытие гранитного обелиска (архитектор Е. И. Катонин) с бронзовым барельефом поэта работы М. Манизера. На обелиске были помещены надписи: «Место дуэли А. С. Пушкина 26/V—1799 — 29/I—1837» и «Сооружен в 1937 году».

10 февраля 1937 года  днём у памятника А.С Пушкину в Москве был проведён многотысячный митинг. К митингу было приурочено открытие обновлённой записи на постаменте — была возвращена строка из стихотворения «Памятник»: «Что в мой жестокий век восславил я свободу». Праздничным оформлением Пушкинской площади руководил художник Е. М. Мандельберг, в качестве доминанты выступал гигантский портрет Пушкина, читающего стихи, закреплённый на здании Страстного монастыря 

   Среди прочих событий Пушкинского юбилея — первый выпуск фабрикой «Красный Октябрь» шоколада марки «Сказки Пушкина», с тех пор остающийся в их торговой линейке. В сериях советских новогодних игрушек для вновь разрешённых в Советском Союзе ёлок также появились персонажи пушкинских сказок — золотая рыбка, белочка, грызущая орешки, богатыри.

    В 1941 году немецкие войска на Псковщине заняли Пушкинские горы, а в 1944 году при отступлении заминировали могилу русского классика в Святогорском монастыре. Рядом с могилой солдаты вермахта выкопали 20-метровый тоннель, куда были заложены авиабомбы и противотанковые мины. Разминировать могилу без потерь саперам Красной Армии не удалось. Взрывные устройства сдетонировали, когда бойцы отнесли их на значительно расстояние от усыпальницы. Погибло 9 советских сапёров. Разрушение Пушкинских Гор стало одним из обвинений, предъявленных нацистам во время Нюрнбергского процесса.

Творчество А.С. Пушкина во время Великой Отечественной войны  помогало борьбе советских людей за победу, его стихи звучали в боевых плакатах, призывавших к защите родины. Пушкинские даты отмечались в печати фронта и советского тыла, в Ленинграде и в дни блокады проводились традиционные траурные заседания в день смерти Пушкина в его последней квартире на Мойке.

После победы над немецким фашизмом изучение А С. Пушкина, как и литературоведение в целом, активизировалось. Возобновилась деятельность коллектива текстологов по изданию полного академического собрания сочинений Пушкина.

Необходимо отметить, что послевоенный период был отмечен возобновлением политических репрессий. Наряду с крымскими татарами, чеченцами, ингушами, депортации были подвергнуты и калмыки. Из новых изданий исчезла строчка «и друг степей калмык». Поэт Константин Симонов во время прямой телетрансляции во время пушкинского юбилея в 1949 году процитировал:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус…

И — всё.  Запретная строчка вернулась в 1957 году, когда сосланный народ вернулся в калмыцкие степи.

В рамках борьбы с космополитизмом пушкинская «Сказка о царе Салтане» был подвергнута редакции:

На вопрос царя Салтана:

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Гости отвечали:

За морем житье не худо,

В свете вот какое чудо:

Остров на море лежит…

Теперь же гости на вопрос царя Салтана отвечали:

За морем житье плохое,

В свете чудо вот какое

Остров на море лежит…

  В 1949 году в дни празднования 150-летия со дня рождения А.С. Пушкина в здании Царскосельского лицея, в городе, носящем имя поэта, был открыт музей, который состоял из нескольких восстановленных мемориальных помещений, среди которых - лицейский зал и лицейская «келья» поэта.  Среди гостей праздника, посвященного 150-летию открытия Лицея, был вернувшийся из эмиграции после войны один из последних лицеистов искусствовед Лев Любимов. Вспоминая это посещение, он писал: «...я испытывал в этом здании, среди хранящихся в нем реликвий, гордость от сознания, что я воспитывался в том же учебном заведении, что и Пушкин».

Литература

           1.Благой Б.Б. Мировое значение Пушкина. М: Издательство  АН  

           СССР,  1949.

2.Петелин В. В. История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953—1993. — М.: Центрполиграф, 2013.

2.Платт Д. Б. Здравствуй, Пушкин!: cталинская культурная политика и русский национальный поэт.  СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017.

3. Скатов Н. Н. Драма одного издания // Вестник Российской академии наук. 1995. Вып.2.

4.Сто лет со дня смерти А.С. Пушкина — 1837—1937: Труды Пушкинской сессии Академии Наук СССР.  М.: Издательство АН СССР, 1938.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урочная и внеурочная деятельность по литературе при изучении творческого наследия А.С.Пушкина

На уроках литературы и внеклассной деятельности при изучении творчества А.С. Пушкина необходимо использовать  краеведческий материал....

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Презентация к уроку на тему: "Наследие Европы и наследие Петебурга"

Данное пособие представляет собой сборник презентаций к урокам на тему: "Наследие Европы и наследие Петебурга". Материалы сборника соответствуют требованиям Государственного образовательного стан...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

ПУШКИН И МЫ (ВЗГЛЯД НА ПУШКИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДРОСТКА XXI ВЕКА)

В данном проекте мы попытались выяснить, актуально ли для современных школьников творчество А.С. Пушкина.С этой целью были проведены опросы среди учеников школы и в социальных сетях....