Конспект урока литературы в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Романова И.Я.

Урок посвящен теме любви в творчестве Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова. Содержит интересные биографические и литературоведческие материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ

 Ф.И. ТЮТЧЕВА, А.А. ФЕТА, Н.А. НЕКРАСОВА

(урок литературы в 10 классе)

Цель урока:     определить своеобразие темы любви в лирике русских  поэтов

 2 половины 19 века

Задачи:    

  • Познакомить  учащихся  с любовной лирикой  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А. Некрасова
  • («денисьевский», «лазичевский», «панаевский»  циклы).
  • Показать   своеобразие  стиля каждого автора.
  • Углубить  представления   о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа.
  • Развивать эстетические чувства. Умение анализировать стихотворения.
  • Развивать умение работать в группах, навыки выразительного чтения, монологического ответа.

1. Организационный момент

Звучит романс на стихи А.А Фета

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы  на земле изгнали мы любовь. 
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, 
Что не жил…

 Эти слова  принадлежат  Ж.Б. Мольеру.

Любовь… Эта тема вот уже много лет волнует людей разных возрастов…

Что же это такое  -  любовь?

Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной.

 Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. Примером такого чувства является любовь Петрарки к Лауре. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.


По мнению  А.И.Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор  не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос  искали и продолжают искать  философы, писатели, художники, композиторы, поэты.

Сегодня на уроке мы рассмотрим истории любви  великих поэтов 19 века Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А. Некрасова

Вместе мы попытаемся увидеть своеобразие любовной лирики этих великих поэтов, узнаем истории их любви и приблизимся к разгадке вечного вопроса: что же такое любовь…

Выбор материала не случаен. Долгое время в советском литературоведении поэты «чистого искусства» Фет и Тютчев считались непревзойдёнными певцами природы и любви, а Некрасов рассматривался как борец за народное счастье и справедливость. Однако в творчестве всех трёх поэтов тема любви занимает очень важное место. Стихи о любви являются шедеврами русской литературы.

Итак, обратимся к истории любви великих поэтов и вместе попробуем прикоснуться к великой тайне этого великого чувства.

2. Знакомство с новым материалом (рассказ учителя сопровождается презентацией)

Истории  любви…

 «Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Ф.И.Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом по всей его жизни. Предмет, занимавший Федора Ивановича непрерывно, от юности и  до  старости – были женщины и отношения с ними.

 Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось  его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

 «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева.

Чтение  стихотворения

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.

Учитель: В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Чтение стихотворения (Д.Шабельникова):

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

 В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» – последнее из произведений «денисьевского цикла».

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться  к шуму,
О, как все это я любила!
Любила ты, и так, как ты, любить – 
Нет, никому  еще  не удавалось,
О, Господи! И это пережить…
И сердце  на клочки  не разорвалось…

Смерть   Е.А. Денисьевой  вызвала в поэте  взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

Чтение  стихотворения (А.Новиков):

Вот бреду я  вдоль  большой дороги
В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

 А.А. Фет 

 так же, как и Тютчев воспевает  это прекрасное чувство в своих стихотворениях. Любовь – это объединяющее  людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека.  Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении  «Шепот, робкое дыханье..»  мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано  состояние упоения счастьем.

Чтение стихотворения (Д. Иутина):

Шепот сердца, робкое  дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках  пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И  лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

 О Марии Лазич: В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о  ней. 
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта –  это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.

Чтение стихотворения (А. Грачева):

Ты отстрадала, я еще страдаю…
Сомнением  мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем  избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был  рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, ночных лучей, – 
Как не цвести  всевидящему маю
При отблеске  родном твоих очей!
Очей  тех нет – и  мне не страшны  гробы, 
Завидно  мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в небытие!

 Любовь Фета – это  костер, как и поэзия – пламя, в котором  сгорает душа. Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым  он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он  пережил душевное потрясение, что нашло отражение в лирике.

 Стихотворения этой группы отличаются особым эмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.

Чтение стихотворения

Долго снились мне вопли рыданий твоих, — 
То был голос обиды, бессилия плач; 
Долго, долго мне снился тот радостный миг, 
Как тебя умолил я — несчастный палач.
... Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?» 
Чуть в глазах я заметил две капельки слез; 
Эти искры в глазах и холодную дрожь 
Я в бессонные ночи навек перенес.

 Фет долгое время был одинок, и лишь  в 1857 г. женился на дочери богатейшего московского чаеторговца и в то же время сестре его литературного единомышленника и почитателя В. П. Боткина – Марии Петровне Боткиной

Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив  творчества, источник вдохновения и обогащения  души, способ связи  с миром, со всем живым.
Любовь  поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах  чувство получает  вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками  сердца», облегчающимися  только  в момент творчества.

    Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах общества. Однако этому художнику принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл». 
    Произведения, навеянные отношениями поэта с его гражданской женой, А.Я. Панаевой, образуют единый лирический дневник, запечатлевший все оттенки чувств лирического героя.

Эта русская писательница около пятнадцати лет была гражданской женой Некрасова. Взаимная любовь принесла им обоим и счастье, и переживания. Это был роман не просто между мужчиной и женщиной, а между писателями, сотрудниками, соавторами — для того времени это были необычные отношения. Стихотворный роман, по мнению исследователя творчества Некрасова Н. Н. Скатова, был порождением романа жизненного: «...Роман был произведен не только литературный, но и жизненный, житейский».

Отношения сопровождались сложными коллизиями, ведь Авдотья Яковлевна была законной женой И. И. Панаева, и после ее ухода к Некрасову все трое продолжали жить фактически под одной крышей. Красавица, умная, образованная женщина, она тянулась больше к Некрасову, чем к легковесному Панаеву

Смолоду Авдотья Явдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она одна из самых красивых женщин Петербурга. Целых 6 лет добивался Некрасов любви этой женщины. И день, когда она стала его гражданской женой, он назвал «праздником из праздников»

Счастливый день! Его я отмечаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю

И праздную его в душе моей.

Но большого и долгого счастья у них не было. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой и мрачной ревности делали повседневную их жизнь, тягостной. А в середине 50-х годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверно, можно только пожалеть и того, и другого: несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта, недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой».

Отношения с Панаевой стали темой многих эпизодов из жизни: ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый насмешливый ум.

То хохочешь так бойко и мило.

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло.

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

и твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня, -

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед в это темное море-

Без обычного страха гляжу

К анализу стихов:

Душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, он что-то значит в этой жизни, т.к. у него есть враги. Ему порой трудно преодолевать жизненные невзгоды, он ищет опору в любимой женщине. Героиня не только хороша несравненно, но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Ее любовь оказывает хорошее влияние на угрюмого поэта: укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод.

  В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух равноправных личностей, независимых и вместе с тем душевно ранимых. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики и т. п. 

К анализу стихов:


    Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, и бесконечная сложность их отношений: 
    Пока еще застенчиво и нежно 
    Свидание продлить желаешь ты, 
    Пока еще кипят во мне мятежно 
    Ревнивые тревоги и мечты - 
    Не торопи развязки неизбежной!     

 

 
    Но, несмотря на все трудности, несмотря на финальное расставание героев, «панаевский цикл» Некрасова – это, в первую очередь, прославление любви и любимой женщины, которые стали для лирического героя поддержкой, опорой, вдохновением: 
    Все, чем мы в жизни дорожили, 
    Что было лучшего у нас, - 
    Мы на один алтарь сложили - 
    И этот пламень не угас! 
    Интимная лирика Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.

2. Мотивация на работу в группах, индивидуальную работу.

Итак, мы познакомились с историями любви великих поэтов 2 половины 19 века. Теперь давайте прикоснёмся к их творчеству, вместе попытаемся понять, как это чувство нашло отражение в стихах.

Деление на группы: расчёт – утро – день - ночь

3. Работа учащихся в группах (5-7 мин.-подготовка)

Чтение и анализ по наводящим вопросам стихов

Фета, Тютчева, Некрасова.

4. Выступления от групп

Выразительное чтение и интерпретация стихотворений.

ВЫВОД: итак, любовь – это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. "Любви  все возрасты покорны". 
Любовь  – прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым. Любовная лирика дает нам возможность проникнуть в глубину души   и понять взгляды поэта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема любви в творчестве А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А. Некрасова «…безумная душа поэта еще любить осуждена…»

Слайд 2

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил… Жан Батист Мольер

Слайд 3

Любовь – излюбленная тема писателей и поэтов. Во многих произведениях можно найти страницы, посвященные этому чувству.

Слайд 4

Любовь как чувство и феномен исследовали поэты и ученые. Ей вверяли судьбу великие полководцы и самодержцы. Нет и, наверное не будет однозначного ответа на вопрос: что такое любовь…

Слайд 5

«Любовь с силою архимедова рычага движет миром» И.А.Гончаров. Это чувство «движет» и всей поэзией Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А. Некрасова.

Слайд 6

Истории любви

Слайд 7

История первая Музы Ф.И. Тютчева

Слайд 8

Ф.И.Тютчев Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой… И чем одно из них нежнее В борьбе неровной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец.

Слайд 9

Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне.

Слайд 10

Амалия Крюденер Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер (Лерхенфельд). О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.

Слайд 11

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон.

Слайд 12

Эмилия Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда...

Слайд 13

Через семь лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг.

Слайд 14

Эрнестина Дернберг Так здесь –то суждено нам было Сказать последнее прости… Прости всему, чем сердце жило, Что, жизнь твою убив, ее испепелило В твоей измученной груди…

Слайд 15

Эрнестина боготворила Тютчева. Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

Слайд 16

Он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви…»

Слайд 17

Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека .

Слайд 18

Последняя любовь в жизни Тютчева Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» - вершина любовной лирики Тютчева.

Слайд 19

Е.А.Денисьева О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй прощальный свет Любви последней, зари вечерней. Полнеба охватила тень, Лишь там, на западе бродит сиянье. Помедли, помедли вечерний день, Продлись, продлись очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность. О, ты последняя любовь... Ты и блаженство, и безнадежность.

Слайд 20

"...никто в мире его так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю, никогда никто его так не понимал, как я его понимаю.. Я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой." Е.Денисьева « При ней и для нее я личность ." Ф. Тютчев

Слайд 21

В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств.

Слайд 22

Стихотворение «Последняя любовь», написанное в «денисьевский период», принадлежит к числу шедевров русской лирики.

Слайд 23

Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

Слайд 24

Е.А.Денисьева - последняя любовь Ф.И.Тютчева

Слайд 25

История вторая Вечная любовь А.А.Фета

Слайд 26

А.А.Фет И хоть жизнь без тебя Мне суждено влачить, Но вместе мы с тобой, Нельзя нас разлучить…

Слайд 27

О Марии Лазич… В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии…

Слайд 28

Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о ней. Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним.

Слайд 29

Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой: Хоть память и твердит, Что между нас могила,… Не в силах верить я, Что ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной…

Слайд 30

Фет писал, что по-настоящему любил два раза. Литературоведы выдвигают гипотезу, что второй любовью, относящейся уже к совсем позднему периоду жизни Фета, была А. Л. Бржеская, подруга Марии Лазич.

Слайд 31

Мелькнет ли красота иная на мгновенье - Мне чудится: вот-вот тебя я узнаю; И нежности былой Я слышу дуновенье, И, содрогаясь, я пою.

Слайд 32

Итак, Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.

Слайд 33

История третья Непростое чувство Н.А. Некрасова

Слайд 34

«Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…»

Слайд 35

Любовь в творчестве Некрасова Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах. Однако его перу принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл».

Слайд 36

Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, вce она взяла… Н.А. Некрасов о А.Я. Панаевой. Авдотья (Евдокия) Яковлевна Панаева

Слайд 37

В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух независимых равноправных личностей. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики. Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер.

Слайд 38

«Я не люблю иронии твоей…» Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим, -Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она недалека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны...

Слайд 39

«Мы с тобой бестолковые люди…» Мы с тобой бестолковые люди- Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир - и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья...

Слайд 40

«Прости» Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь,- Благослови и не забудь!

Слайд 41

Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...