Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на уроках литературы
методическая разработка по литературе

Алена Михайловна Зорина

Предлагаю вашему вниманию материал с выступления на семинаре, в котором немного рассказываю об эмоциоанльном интеллекте и делюсь приемами его формирования у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему

«Развитие эмоционального интеллекта у школьников»

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: почему бывшие троечники бывают более успешны, чем отличники? Почему ученики с высоким баллом по ЕГЭ часто бывают «не удачливы» в личной жизни?

Новейшие исследования показывают, что во многом успешность взрослого человека в обществе определяется не столько академическими знаниями и уровнем общего интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и предсказывать реакции окружающих (EQ). Между тем, в современной российской школе по-прежнему уделяется не достаточно внимания развитию соответствующих знаний, умений и навыков. Современная наука не сомневается в необходимом содружестве интеллекта и эмоций для полноценной жизни человека. А. Дамазио, известный невролог и физиолог, пишет об этом следующим образом: «Хорошо ориентированная и направленная эмоция является той системой поддержки, без которой механизм рассудка не может работать должным образом». Еще в 60-х годах прошлого века стали говорить об эмоциональном интеллекте. Питер Саловей и Джон Майер дали такое определение этому понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, принимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других».

Д.Гоулман вычленил пять составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоуправление, самомотивация, эмпатия, социальные навыки

Очевидно, что школьные занятия должны помогать ребенку развивать навыки осознавания и управления собственным состоянием и состоянием других людей.

По моему мнению, самым мощным способом развития эмоционального интеллекта является театр. Мне посчастливилось несколько лет тому назад побывать на семинаре театроведа, кандидата искусствоведения Александры Борисовны Никитиной. Семинар был посвящен театральной педагогике. Я использую некоторые приемы и техники на своих уроках.

  1. Безоценочное интервью
  • Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти. Закройте глаза, какая картинка, (звук, текст и т. д.) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «………» (название произведения)?
  • Вопросы на легализацию и слив негативных эмоций. Например: Где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?
  • Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции. Например: Где искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?
  • Вопросы на глубинное переживание. Например: А где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до конца? Где было грустно, больно, хотелось поплакать?
  • Вопросы на личностную идентификацию. Например: Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним?
  • Вопросы на осознание художественного образа. Например: Если бы произведение не имело названия – как бы Вы его назвали? Если бы в произведении не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии?
  • Вопрос на осознание основного пафоса произведения. Например: Кому из своих близких и знакомых Вы посоветовали бы посмотреть (прочитать, послушать) это произведение? Почему? И что бы Вы ему при этом сказали? 2. Обсуждение-рисование
  • Выразительные свойства рисунка. Обсуждаем, кидая участникам мячик, какой цвет грустный, какой весёлый, какой задумчивый. Какая линия добрая, а какая злая…
  • Игровое распределение на группы.
  • Нужно выбрать, материалы - чем рисовать, аргументировать свой выбор, после чего он выдаёт необходимые материалы и инструменты. Предлагаются: карандаши, акварель, гуашь, уголь, пастель, восковые мелки. Выбрав, группа рисует фон и пишет название произведения.
  • Освоение пространства сюжета. Нужно нарисовать на листе ватмана местность, в которой живут герои: все закоулки и подробности этой местности. Важно подумать, как именно выглядит каждый участок  – какой у него характер, цвет, линия?
  • К характерам героев через их личные пространства. Распределение ролей в группах – каждый участник рисует локальное, значимое место действия, например, домик одного из персонажей – какой у него характер, цвет, линия?
  • Актуализация событийного ряда. Теперь во всём этом пространстве нужно нарисовать главных героев несколько раз, столько, сколько поворотных событий было для них в истории, выбрав для каждой истории своё место.
  • Негатив и позитив. А теперь в зависимости от настроения героев в этих сценах чуть-чуть перекрашиваем пространство вокруг них, чтобы сделать его более грустным или весёлым, уютным или страшным.
  • Идентификация. Каждый рисует в любой точке листа, которая кажется ему подходящей себя самого. Каждый решает, что бы он там делал? Защищал героя? Помогал ему что-то делать? Учился бы чему-то вместе с ним?
  • Осмысление прожитого. Пишем, где хотим, самое-самое главное, что нам хочется сказать про увиденное какому-то совершенно конкретному адресату: героям книги, автору, своим друзьям, родственникам, учителям.
  • Итог. Складываем все картинки на центр класса, рассматриваем внимательно, обмениваемся впечатлениями о том, что в чужих работах показалось нам самым интересным.

Заключение

Разнообразные приемы, методы и техники – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы театральной педагогики, убеждаюсь, что данная технология позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию и интерес детей к школе. Дети не боятся озвучивать свои эмоции, а значит учатся понимать себя и других. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке. Намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных у учебе детей.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - писал древнегреческий философ Плутарх. Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка

Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....

Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»

Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...

"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные нед...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...

Научная статья "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Статья состоит из небольшой теоретической части и практической-описание приемов развития эмоционального интеллекта на уроках литературы. Автор приводит примеры заданий и разных форм работы на уроках и...