"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"
статья

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные недовольства жизнью – все эти задачи требуют развития эмоционального интеллекта . О приёмах, способствующих развитию  эмоционального интеллекта,  используемых на уроках литературы,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_intellekta_na_urokah_literatury.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта на уроках   литературы

         Не так давно большой интерес вызывала  проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и влияния,  влияния эмоционального интеллекта на успешность человека. « Это актуально, интересно!»- можно было услышать от коллег, с  экранов телевизоров. Это, к сожалению, действительно актуально, потому что в культуре  на сегодняшний день происходит   процесс  расчеловечивания.

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные недовольства жизнью – все эти задачи требуют развития эмоционального интеллекта.

         Эмоциональный интеллект. Наряду с уровнем интеллекта IQ, в настоящее время всё чаще, проявляется интерес к показателю EQ –emotionalquality, что означает качество чувств. Так субъективно оцениваемая успешность человека в жизни зависит от образования и развития рационального интеллекта только на 20%, а от эмоционального на 80%. Под «успешностью»  понимается  не только профессиональная карьера, но и успех в своих отношениях с окружающими и в семье. Иметь успех – значит привести в согласие сердце и ум, чувствовать себя хорошо душой и телом. Этот  термин описывает целый ряд человеческих способностей:

·        Характер

·        Тактичность

·        Тонкость чувств

·        Человечность

         Гёте называл это одним простым выражением «образованность сердца», т.к. способности на эмоциональном уровне скорее располагаются в сердце, чем в мозге.

Среди множества смыслов, вкладываемых современными психологами в это понятие, можно выделить наиболее важные аспекты:

·        Способность осознавать собственные эмоции и контролировать их

·        Умение поставить себя на место собеседника, понять его чувства

·        Способность видеть положительные качества и потенциал другого человека, уважать его личность

·        Использование этих способностей в непосредственном общении.

        На слайдах представлены 3 разных уровня эмоционального интеллекта: низкий, средний и высокий.

         К сожалению, живое, непосредственное общение у современных подростков заменяется общением в социальных сетях, поэтому зачастую ребята не умеют   правильно выражать свои чувства, не знают, как принять правильное решение в той или иной ситуации при непосредственном общении. Также различные интернетигры, современное ТВ не способствуют правильному формированию эмоционального интеллекта. Если бы возможно было проинспектировать булгаковским героям совремменое общество, то знаменитая фраза звучала бы по-другому: «Что ж они люди как люди, только гаджеты их испоритили...»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, предмет, который развивает душу, учит быть человечным. « Что литература может и должна сделать-это повлиять на людей, которые учат людей, не читающих книг...»

Я расскажу о некоторых приёмах, используемых мною  на уроках литературы, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта.

  • Большое внимание на уроке отводится анализу художественного произведения,   выражающего  субъективное авторское мировосприятие и отношение к воспринимаемому миру. В полилоге участвует весь класс, ребята учатся не только высказывать собственное отношение к обсуждаемой ситуации, но и учатся правильно задавать вопросы, вырабатывают умение слушать другого, осознают, что каждый участник полилога имеет право на собственную точку зрения, что не только их мнение может быть правильным. Умение принимать людей с разными позициями.

  • Важно сформировать  отношение  ребенка к тем или иным историческим событиям через сравнение документального источника и художественного текста.

Пр-р: В девятом классе «Нужна ли нам Победа, завоеванная такой ценой?», где мы изучали вопросы, о которых раньше не принято было говорить, со всеми перегибами тоталитарного режима: это и приказ №227, деятельность заградотрядов, судьба военнопленных, репрессии, гибель неподготовленных солдат, анализировали отрывки из романа В. Астафьева «Прокляты и убиты». Важно, что в своем эссе учащиеся говорили о значимости Победы, при этом понимая, через какие испытания пришлось пройти нашему народу. Эмоциональному восприятию способствовал поэтический текст «Комбат» Ю.Друниной.  также в рамках проекта «История войны в лицах» мы проводили урок «У Победы наши лица...», важно, чтобы у каждого обучающегося была возможность рассказать о своих родных. «Мой деда Ваня воевал...»

  •  Мною разработан тренинг  «Интерпретация лирических текстов как фактор развития эмоционального интеллекта». Специфика поэзии помогает овладеть эмоциональным опытом человека, всего народа, что служит важным фактором развития эмоционального интеллекта. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, учащийся глубже познает самого себя, свой эмоциональный мир, эмоциональный мир окружающих его людей. Учащимся  должен быть понятен литературный, автобиографический, исторический,  эмоциональный фон создания определенного поэтического текста. Важным моментом может стать работа над художественным чтением стихотворения, так как именно в ходе работы над художественным чтением достигается максимальное понимание текста, эмоций, выраженных в нем.

Пр-р:  «История одного стихотворения»...

Стихотворение М.И.Цветаевой «Генералам 12 года».

Его можно просто прочесть, а можно многое рассказать об этом произведении и лучше, если эта информация будет для учащихся открытием, их открытием.

Одна улыбка на портрете. Одно движенье головы-

И чувствуется в целом свете-герои Вы...

 Когда рассказ идёт о конкретном человеке, то ситуация воспринимается совершенно по-другому...

  • Особую роль в организации тренинга по развитию эмоционального интеллекта средствами лирической поэзии играет создание своеобразного поля ожидания. Таким полем могут стать оригинальные музыкальные произведения, хорошо передающие ту или иную эмоцию.

Совершенно случайно я для себя открыла аудиокнигу  известного чтеца Бориса Ветрова «Стихомузыка», альбом включает 196 треков, которые являются прекрасным сопровождением стихотворений на уроках литературы. Используя идею взаимного обогащения поэзии и музыки, он декламирует поэзию на фоне подобранной им музыки, соответствующей настроению стихов.

        Также часто даю индивидуальное задание для ребят, обучающихся в музыкальной школе: подобрать произведения для сопровождения поэтического или прозаического текста. ( Пушкинский бал. Выступление мальчиков 8А кл. под «Времена года» П.И.Чайковского, «Октябрь» органичное соединение  стихотворений А.С.Пушкина)

  • «Поэтические минутки». У каждого есть возможность в начале урока     прочесть любимое стихотворение, рассказать об авторе, объяснить, почему именно это произведение является любимым. Так со старщеклассниками мы для себя открывали современную поэзию: стихотворения Али Кудряшевой, Веры Павловой, Дмитрия Воденникова, Веры Полозковой, Оксаны Мельниковой.
  • Я абсолютно убеждена, что обучающиеся должны рассказывать о том, что чувствуют, потому что должны понимать, что их переживания интересны, что они многое могут сказать о человеке.
  • Участие в различных поэтических конкурсах «Страна читающая», (видеозаписи стихотворений), «Поэтическое кабаре» (детское)...
  • Предметом моей особой гордости является то, что мои выпускники продолжают так же интересоваться поэзией, как делали это в школьные годы. Мы вместе посещаем «Поэтическое кабаре», «Белый парус» (г.Полевской) и с удовольствием слушаем друг друга, не переставая удивляться красоте слова!

2.Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, передачи фактологической точности.  Наряду с иллюстрациями эпизодов учащимся предлагается такое задание как  создание  рисунка на полях (обрамление страницы). Такое задание можно выполнять  в ходе урока. Умение выразить основную мысль в рисунке многим учащимся кажется не простым.  Такие задания способствуют   развитию  аналитических и композиционных навыков, навыков рисования по воображению, развитию  фантазии, креативности; совершенствованию художественных способностей и самое главное- выражению эмоционального состояния в данный момент.  

3.Остановлюсь  ещё на одном виде “театральных” заданий: оформительская работа:создание эскизов костюмовдекораций, портретов героевафиши к спектаклям или фильмам, составление  поэтических сборников.

Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно анализирует произведение, причём анализирует для чего-то, но не ради анализа. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

4. Процесс изготовления коллажа прекрасно развивает образное мышление Также  можно предложить построить удивительные онлайн фотоколлажи – это достаточно легко,  и  выполняется за считанные минуты. Такая работа вполне может быть выполнена на уроке. Многие веб-сайты предлагают бесплатные инструменты для создания интересных  коллажей . 

     5. С 2010 года стал доброй традицией выпуск литературно-исторической газеты «Разгонъ» по темам, особо интересующим ребят и вызывающим желание  подискутировать. Учащиеся самостоятельно выбирают темы и в послеурочное  время подбирают материал, пишут статьи, вживаясь в образ журналистов того времени, о котором идёт речь в газете. Безусловно, положительным является то, что ребята становятся непосредственными участниками событий, примеривают на себя ту или  иную ситуацию. Оформление газеты тоже соответствует тому времени, которому посвящено данное издание: ребята стилизуют речь, используют фотошоп, выпускают  газету в чёрно-белом варианте.  

   6.Театрализация ( актёрская, режиссёрская, инсценирование)  помогает «очеловечить» историю, понять, что в этих событиях проходила человеческая жизнь.

Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию. Я считаю, что только трансформирование текста для сцены заставляет учеников так внимательно подходить к каждому слову, вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, искать возможные варианты.

Стало доброй традицией проводить литературные вечера, объединяющие моих выпускников, учеников и их родителей: в прошлом учебном году был проведён вечер «Я, конечно, вернусь» к 80-летию В.Высоцкого, в котором наряду с учениками приняли участие мои выпускники 2008, 2010, 2012,2014,2015,2017гг.- 23 выпускника и 11 учащихся подарили праздник сегодняшним ученикам, родителям и у (https://youtu.be/bYAqSoQ7jls или на электронном носителе). В этом- «Без лишних слов и без надрыва, по воле страстного порыва...», посвящённый творчеству поэтов-шестидесятников. У каждого есть возможность выступить на разных сценах, ребята самостоятельно выбирают произведения, в течение месяца  мы собираемся на совместные репетиции, продумываем сценарий, выходы участников, обсуждаем прочтение. Меня радует, что у всех находится свободное время, читают даже те выпускники, которые в школе не участвовали в поэтических мероприятиях, спустя время они открывают для себя поэзию. Вечера проводились на малой сцене ДК СТЗ, мероприятия были открытыми для всех жителей нашего города.

Это положило начало новому направлению моей деятельности – формированию открытого образовательного пространства: ко Дню Победы в ВОв  был разработан сценарий и подготовлен  вечер не только со своими выпускниками и учениками, но и с ребятами из других школ города (см. эл.нос)

В социальной сети WhatsApp я организовала группу «Поэзией дышащие, Прозой живущие…», в которую входят ученики, выпускники, родители, желающие читать произведения на литературных вечерах, наша группа разрастается в геометрической прогрессии- и это радует! ( около 100 чел.)

        При подготовке литературных вечеров складывается демократичный  тип отношений, когда я могу передать учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрываюсь перед ними как  личность. Необходимо отметить, что и сам процесс подготовки к вечеру тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету. Вместе с учащимися активными участниками процесса становятся родители - завсегдатаи литературных вечеров. Они с огромным желанием готовят произведения и читают с нами.

7. Просматривая художественные фильмы или спектакли, мы обязательно их обсуждаем; высказываем свое отношение к тому или иному событию, потому что слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка.

В конце каждого интегрированного урока учащимся предлагаем в качестве домашнего задания эссе, при написании которого ребята формулируют свое отношение к проблеме.

Также предлагаются другие виды творческих заданий:  создание своего собственного оригинального текста (художественный перевод стихотворения с иностранного на родной язык), написание рецензии, сочинение музыки, написание романса на анализируемое произведение, создание клипа, драматизация, изменение жанра и т. д.

Таким образом, выполнение нестандартных  заданий    формирует психологическую компетенцию, которая является  важнейшим средством развития  эмоционального  интеллекта, так как умение разобраться в душевном состоянии  героев развивает умение понять чувства, эмоции, психологию собеседника.

Мы видим результаты своего труда: наши учащиеся – это думающие, понимающие, умеющие сопереживать люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...

Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»

Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....

Научная статья "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Статья состоит из небольшой теоретической части и практической-описание приемов развития эмоционального интеллекта на уроках литературы. Автор приводит примеры заданий и разных форм работы на уроках и...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Что такое эмоциональный интеллект? Компоненты ЭмИн. Педагогические технологиии....

Развитие вербального интеллекта на уроках литературы

На уроках литературы необходимо учить школьников работать со словами и как можно лучше понимать их смысловые особенности. Мировой педагогический опыт показывает, что есть ряд приемов, которые помогают...

Развитие социально-эмоционального интеллекта на уроках литературы

Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы. Они призваны помочь учителю организовать учебную деятельность, обеспечивающую развитие социально-эмоциональн...