Развитие вербального интеллекта на уроках литературы
статья по литературе

На уроках литературы необходимо учить школьников работать со словами и как можно лучше понимать их смысловые особенности. Мировой педагогический опыт показывает, что есть ряд приемов, которые помогают человеку усилить его вербальный интеллект. Осветим некоторые их них, опробованные на практике уроков литературы, двигаясь от простых методов и приемов к более сложным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_verbalnogo_intellekta.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие вербального интеллекта на уроках литературы

В известной книге Д. Карнеги есть такой отрывок: «Как сумел Марк Твен развить свои выдающиеся способности в употреблении слов? Будучи молодым человеком, он проехал в дилижансе весь путь от Миссури до Невады, ужасно медленно и с огромными мучениями. Приходилось везти еду, а иногда даже воду как для пассажиров, так и для лошадей.  За багаж платили с учетом каждой унции веса, и тем не менее Марк Твен вез с собой словарь Вебстера.  Он хотел сделаться повелителем слов.  И Питт, и лорд Четем дважды изучали словарь, каждую страницу и каждое слово. Браунинг штудировал его ежедневно, находя в этом удовольствие и пользу. Линкольн “любил сидеть в сумерках, — пишут его биографы Николи и Хей, — и читать словарь до тех пор, пока можно было еще что-то рассмотреть”. Эти случаи не являются исключительными. Каждый выдающийся писатель и каждый выдающийся оратор делают то же самое»[1].

На уроках литературы необходимо учить школьников работать со словами и как можно лучше понимать их смысловые особенности. Мировой педагогический опыт показывает, что есть ряд приемов, которые помогают человеку усилить его вербальный интеллект. Осветим некоторые их них, опробованные на практике уроков литературы, двигаясь от простых методов и приемов к более сложным.

Следует отметить, что составление игр на усиление вербального интеллекта может затрагивать и другие виды интеллекта. В частности, в некоторых из рассмотренных приемов потребуется считать число слов и осуществлять проверку на соответствие заданному критерию. То есть будет включен и логико-математический интеллект. В ряде случаев потребуется, чтобы контур совокупности слов напоминал некоторую фигуру или размещение букв и слов будет производиться в клетках некоторой фигуры (кроссворды и др.). В этом случае будет задействован визуальный интеллект. В том случае, когда словосочетание будет новым, — тогда явное использование творческого интеллекта. И, конечно, сам соревновательный элемент в игре будет стимулировать эмоциональный интеллект.

Мишмаш.  Первоначально она была придумана Льюисом Кэрроллом. Суть игры состоит в том, что ученикам предлагается «ядро» слова:  две или несколько идущих подряд букв (например,  «ит»), а они должны найти литературный термин (несобственное имя существительное в именительном падеже единственного числа) (например,  «литота»,  «антитеза», «аллитерация»), который содержал это ядро. Побеждают те ученики, которые найдут больше терминов за определенное педагогом время. Возможен еще один вариант использования подобной игры. Один ученик предлагает «ядро», а другой — пытается найти задуманное слово, содержащее это «ядро». Ядро не должно содержать дефис.

Наборщик. В этой игре из литературных терминов необходимо составить слова.  Например, из букв термина «постмодернизм» можно составить такие слова: потери, сом, стоп, модист, степи и т. д.

Лабиринт.  На листе бумаги в крупную клетку рисуется схема лабиринта следующим образом. Каждая клетка содержит вопрос, на который следует дать ответ.  Начав прохождение лабиринта с верхней левой клетки, нужно найти путь, который приведет к «выходу» (к последней нижней правой клетке).  Если суждение, вписанное в клетку, правильно, то продолжать путь нужно по стрелке с обозначением «да». Если суждение ошибочно, то нужно двигаться по стрелке с обозначением «нет».

Ассоциация. В этой игре выявляется способность учеников нетривиально описать какой-либо литературный термин или понятие, а для этого прежде всего необходимо располагать активным запасом слов. Психологи отмечают, что чем больше содержится оригинальных слов в сознании человека, тем более интенсивно включается его подсознание в общий процесс мышления.

Учащиеся разбиваются на две группы.  Каждой группе предлагается задумать какой-либо литературный термин и описать его, как это делают в известной жестовой игре «Крокодил».  Затем каждая группа учащихся по очереди презентует свои термины (их число определяется по договоренности), а другая группа должна их отгадать.

Знатоки пословиц. В качестве преамбулы к этой игре уместно привести слова А. А. Богданова:

 «Житейский опыт сохраняется и в более сложных формах так называемой житейской мудрости:  в пословицах, притчах, баснях, сказках и т. п.  Многие из них являются  выражением  самых широких законов организации в обществе и природе.  Например, пословица “где тонко,  там и рвется” есть образное,  не научное,  но верное выражение самого общего закона, по которому происходит дезорганизация на всех ступенях вселенной;  какое бы то ни было целое начинает дезорганизовываться,  если только в одном его пункте сопротивление окажется недостаточным сравнительно  с  действующей извне силой:  ткань — там,  где она всего тоньше; цепь — там, где есть непрочное или проржавевшее звено;  организация людей —  там, где связь  ее слабее;  живой организм — там,  где его ткани менее защищены; научная или философская доктрина — там,  где соединение понятий уязвимее для критики, и т. п.»[2].

Задание. Соглашаясь с мнением А. А. Богданова, что многие пословицы являются выражением самых широких законов организации в обществе, попробуйте подобрать русские пословицы к приведенным ниже утверждениям, с точки зрения литературы.

- Подберите максимальное количество пословиц, похожих по смыслу.

- Изобразите пословицу с помощью жестов.

- Обоснуйте пословицу, зашифрованную в ребусах.

- Закончите пословицу (дается либо ее начало, либо ее конец).

Интересен опыт применения такого задания при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автором в тексте произведения используется много пословиц и поговорок. Для изучения их роли должна быть проделана исследовательская работа: во время чтения произведения учащимся надо найти пословицы и поговорки в тексте, выписать на карточки с указанием, с чьих уст они прозвучали.

Всего в тексте произведения имеется 32 примера их употребления, причем в разных вариациях и из уст разных героев. Пословицы в речи героев играют большую роль: передают мысли и чувства, дают речевую характеристику персонажей, показывают близость героев повести к народу, а использованное в качестве эпиграфа к XIV главе пословица «Мирская молва – морская волна» показывает читателю обширность и непостоянство мнений окружающих людей. Пословицу автор использует и в качестве эпиграфа ко всему произведению, тем самым определяя проблему чести как ведущую.

Блеф-турнир. Эта игра помогает создавать положительные эмоции ученикам на занятиях, при проведении контроля знаний по той или иной теме. Суть игры состоит в следующем: один из учеников задает второму ученику вопрос: «Верите ли Вы, что...». Второй ученик должен догадаться блефует тот или нет.

Приведем примеры вопросов для «Блеф-турнира».

  1. Верите ли Вы, что скупой рыцарь хранил богатства в 7 сундуках?
  2. Верите ли Вы, что отца Татьяны Лариной звали Сергеем?
  3. Верите ли Вы, что Н.М. Карамзин путешествовал, отправившись из Петербурга в Москву, о чём впоследствии написал книгу?
  4. Верите ли Вы, что Хлестова драла за уши Чацкого?

Кроссворды, криптограммы и чайнворды. Практика показывает, что составление и отгадывание кроссвордов, криптограмм, чайнвордов по литературе являются интересной, творческой, развивающей формой контроля знаний. Эти творческие задания ученики охотно выполняют. Они вносят разнообразие в методику организации самостоятельной работы школьников. Кроме того, знания, полученные в процессе самостоятельной работы, становятся прочными и глубокими, усваиваются на более длительный срок.

Кроссворды, криптограммы и чайнворды мы рекомендуем проводить к концу изучения темы, когда ученики овладеют основными понятиями и категориями, будут ориентироваться в пройденном материале.

Древо мудрости. После изучения какой-либо темы ученикам предлагается написать записку, в которой задается трудный вопрос по данной теме. Ученики заворачивают записки и прикрепляют их скрепками к дереву. Роль дерева может выполнять один из учеников. После этого по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Баскет-опрос. Ученики придумывают вопросы и пишут их на листочках бумаги (аналогично предыдущей игре). Затем складывают их в большой конверт (корзину). После этого по очереди вытаскивают записки с вопросами и отвечают на них устно или письменно. Учитель оценивает ответы.

Игры «Древо мудрости» и «Баскет-опрос» полезны тем, что ученики учатся задавать, формулировать вопросы. Известно, что еще Сократ пытался побудить своих слушателей к самостоятельному мышлению и творчеству путем постановки вопросов. До сих пор используется выражение «сократовский диалог», когда обучаемый постепенно, от вопроса к вопросу, подводится к ответу, к самостоятельному открытию истины. Собственный опыт и опыт коллег позволяет сделать вывод о том, что ученики зачастую испытывают трудности в умении постановки вопросов. Поэтому необходимо развивать у школьников это умение, что гораздо легче реализуется в играх.

Как показал многолетний опыт работы, уже описанные простые дидактические игры с литературными терминами являются эффективной формой корректировки, контроля и формирования самоконтроля знаний, умений и навыков. Игры могут проводиться как в учебные часы, так и во время, отведенное на индивидуальную работу со школьниками. Интерес к этим занятиям высок. Ситуация совместного творческого освоения учебного предмета, когда участники процесса объединяются в единую структуру, обладающую свойствами функционально ориентированной системы, позволяет реализовать «оптимальные» траектории подготовки для каждого школьника.


[1]         Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Новосибирск: ЭКОР, 1990. С. 193.

[2]         Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн.: Кн. 1. М.: Экономика, 1989. С. 93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»

Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...

Развитие вербального интеллекта на уроках русского языка и литературы

Главным  фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр, а также задач в стихах и ребусах. Нацеленность обучения на помощь школьнику в его инте...

"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные нед...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....

Научная статья "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Статья состоит из небольшой теоретической части и практической-описание приемов развития эмоционального интеллекта на уроках литературы. Автор приводит примеры заданий и разных форм работы на уроках и...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Что такое эмоциональный интеллект? Компоненты ЭмИн. Педагогические технологиии....

Развитие социально-эмоционального интеллекта на уроках литературы

Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы. Они призваны помочь учителю организовать учебную деятельность, обеспечивающую развитие социально-эмоциональн...