Развитие социально-эмоционального интеллекта на уроках литературы
методическая разработка по литературе

Травина Наталья Олеговна

Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы. Они призваны помочь учителю организовать учебную деятельность, обеспечивающую развитие социально-эмоционального развития школьников на уроках литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx892.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Травина Наталья Олеговна

Развитие социально-эмоционального интеллекта

на уроках литературы

Методические рекомендации

Автор: Травина Н. О.

учитель русского языка и литературы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        

  1. Актуальность        
  2. Цели и задачи

Теоретическая часть

Практическая часть        

Заключение        

Список использованной литературы        

                                                           АННОТАЦИЯ

Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы. Они призваны помочь учителю организовать учебную деятельность, обеспечивающую развитие социально-эмоционального развития школьников на уроках литературы.

ВВЕДЕНИЕ

  1. Актуальность

Современное общество характеризуется быстрыми изменениями и нестабильностью, и в этой ситуации система образования и педагоги сталкиваются с непростым заданием: обучить и воспитать новое поколение детей в таких условиях. Для успешного выполнения этой миссии необходимо использовать эффективные технологии, методы и практики. При этом ставится приоритет на развитие универсальных компетенций, необходимых для личного развития и самореализации каждого человека, а не только на достижение учебных показателей.

Компетенции социального и эмоционального интеллекта являются не менее важными, чем академические знания и умения, так как они способствуют формированию готовности к жизни в обществе и карьерному росту. Исследования показывают, что ученики, обладающие высоким уровнем социально-эмоционального интеллекта, имеют большую вероятность успешной социализации и адаптации в обществе. Поэтому современное образование должно уделять большое внимание формированию и развитию этих компетенций у учащихся.

Во многих странах ведется работа по поиску и внедрению новых подходов к образованию, направленных на создание более сбалансированной модели обучения, которая уделяет равное внимание как развитию личности и эмоциональной сферы ребенка, так и усвоению предметных знаний. В России во ФГОС школьного образования также уделяется значительное внимание формированию личностных компетенций учащихся.

Эмоциональный интеллект имеет огромное значение не только в профессиональном успехе человека, но и в самой жизни. Он является основой здоровой самооценки, веры в себя, доверия, чуткости и гибкости при коммуницировании с окружающим миром. Этот вид интеллекта влияет на способность принимать конструктивные решения, проявлять адекватную реакцию в условиях жизненных трудностей, а также повышает уровень стрессоустойчивости.

Большинство навыков, необходимых для успешной жизни и карьеры, основаны на эмоциональном интеллекте, например, такие, как умение принимать решения, эффективно управлять временем, работать с презентациями, управлять стрессом и решать конфликты.

Вопреки растущему интересу к эмоциональному интеллекту, большинство людей испытывает трудности в процессе понимания и управления своими чувствами и эмоциями. Несмотря на это, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать, улучшать, независимо от возраста. Художественная литература и книги являются неоценимыми инструментами для роста эмоционального интеллекта.

Путем анализа характеров и образов литературных персонажей, а также их эмоциональных переживаний человек может расширить свою эмоциональную грамотность и понимание окружающих людей. Взгляд на мир через призму литературных героев помогает развивать эмпатию, уважение к различным мнениям и культурам, а также способность к критическому мышлению и анализу. Кроме того, чтение литературы помогает в поиске решений, выходов из сложных жизненных ситуаций, а также способствует профессиональному росту и развитию навыков эффективного общения и лидерства.

Путем изучения персонажей литературных произведений читатель может оценить различия в реакциях и поведении людей на одни и те же ситуации, сопоставить себя с героями и определить, кто из них наиболее похож на него. Описание разных персонажей помогает лучше понять и принять чувства других людей, а также показывает, какие последствия могут быть в случае неправильного понимания или слишком быстрых выводов.

Через художественные произведения можно развивать навыки социального взаимодействия, понимание и эмпатию по отношению к другим людям, а также закреплять морально-нравственные принципы.

  1. Цели и задачи

Цель: создание системы особых методических приемов на уроках литературы, развивающих социально-эмоциональный интеллект школьников и способствующих повышению качества образования.

Задачи:

  • изучить и выбрать максимально эффективные приемы и методики, способствующие развитию социально-эмоционального интеллекта на уроках литературы;
  • организовать благоприятную среду, формирующую интерес школьников к изучению литературы;
  • привить школьникам навык контроля над проявлением своих эмоций, поведением, мышлением, взаимодействием с окружающими людьми;
  • осуществить практическое применение методик и приемов, способствующих развитию социально-эмоционального интеллекта, и провести мониторинг их эффективности.

                                   ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Впервые термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990 году. Его разработали и ввели в психологию американские социальные психологи Дж. Мейер и П. Сэловей. Однако другие ученые интерпретируют это определение по-своему. П. Сэловей, Д. Карузо и Дж. Мейер подразумевают под эмоциональным интеллектом группу ментальных способностей, формирующих осознание и понимание своих и чужих эмоций. В российской психологии основоположниками принципа объединения аффекта и интеллекта считаются выдающиеся советские психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

Ученые отмечают, что у людей, имеющих высокий уровень эмоционального интеллекта, очень развиты способности к осознанию как своих, так и чужих чувств и эмоций, а также к регулированию эмоциональной атмосферы, что обеспечивает более успешное взаимодействие и адаптивность в обществе.

Существует значительное пересечение между компонентами ФГОС, относящимися к личностным и метапредметным компетенциям, и способностями эмоционального интеллекта.

Это показывает, что, развивая у школьников эмоциональный интеллект, можно как способствовать их личностному росту, так и добиться значительных успехов в учебе в соответствии с ФГОС.

Для достижения максимальной эффективности при изменении ролей на уроках литературы необходимо проведение рефлексии. Это позволит не только оценить результаты учащихся, но и скорректировать возможные сценарии развития эмоционального интеллекта.

Следовательно, при развитии социально-эмоционального интеллекта на занятиях по литературе мы формируем у школьников умение самостоятельно планировать свои действия, управлять своими эмоциональными состояниями, понимать свои чувства и эмоции других людей.

                                                  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Система методических приемов развития социально-эмоционального интеллекта,

которые можно применять на уроках литературы

Приём 1. «Карта эмпатии»

Карта эмпатии может быть использована на разных этапах изучения литературного произведения, включая анализ образа литературного героя. Этот приём позволяет ученикам не просто видеть поступки персонажа, но и понимать все эмоции, мысли и мотивы, которые привели к этим поступкам. Таким образом, ученики могут лучше понять и принять чувства и действия персонажа, осознать, что привело к такому поведению и как это поведение повлияло на других персонажей в произведении.

Приём 2. «Календарь эмоций»

Дети могут использовать календарь эмоций, чтобы отслеживать, какие эмоции и чувства проявляют персонажи литературного произведения в различных ситуациях. Они могут ставить галочки или крестики, чтобы отметить, какие эмоции были выражены, а также фиксировать, когда и как они менялись. Список эмоций и чувств может быть изменен в зависимости от класса и произведения, которое изучается.

Или второй способ: в процессе чтения литературного произведения фиксировать свои (читательские) эмоции.

Результат: научившись наблюдать за вымышленным персонажем, школьник научится

Результат: научившись наблюдать за вымышленным персонажем, школьник научится понимать как самого себя, так и других людей.

Приём 3. «Продолжение произведения»

Можно предложить ученикам придумать и написать продолжение изучаемого литературного произведения от лица любого второстепенного персонажа, подробно характеризуя его поведенческие мотивы. Затем школьник должен рассказать монолог классу от первого лица, чтобы вначале прочувствовать самому, а затем наиболее доступно и правдоподобно передать спектр чужих эмоций. При помощи такого метода ребёнок перенесёт свои собственные чувства на вымышленного героя, таким образом транслируя и лучше переживая личные эмоции. Этот способ также может быть использован в диагностировании психологического состояния ученика. Школьник неосознанно будет проецировать свою модель поведения на придуманного персонажа. Подобный анализ эмоций можно провести с героями детских фильмов и мультфильмов.

Приём 4. «Немой телевизор»

«Включите телевизор, отключив при этом звук. Найдите любой художественный фильм и посмотрите его в течение некоторого времени, понаблюдайте за мимикой, жестами, движением тела и расположением в пространстве героев, поразмышляйте над тем, какие эмоции они сейчас испытывают. Зафиксируйте свои предположения. Затем включите звук и проверьте, совпадают ли ваши наблюдения с тем, что вы услышали. Сделайте выводы».

Один из методов, которые могут быть использованы на уроках литературы для развития эмоционального интеллекта учащихся – это просмотр фрагмента художественного фильма без звука. В течение этого времени учащиеся должны наблюдать за жестами, мимикой и положением в пространстве персонажей и анализировать, какие эмоции они испытывают в данный момент. Затем школьники записывают свои наблюдения и включают звук, чтобы сравнить их с услышанным диалогом и другими звуковыми эффектами. Такой подход помогает развивать учебную мотивацию и прививать детям способность анализировать и понимать эмоциональную составляющую литературных произведений.

Этот метод можно применять на уроках литературы, чтобы анализировать отдельные сцены или описывать персонажей. Например, можно показать ученикам отрывок из фильма, где персонажи общаются, и попросить их с помощью жестов и мимики описать эмоции героев. Затем можно сравнить их наблюдения с текстом произведения. Этот метод значительно повышает мотивацию к учебе, включает каждого ученика в урок и помогает лучше понимать эмоции персонажей.

Приём 5. «Обсуждение фильма»

После коллективного просмотра художественного фильма ученикам предлагается обсудить конкретные сюжеты, эпизоды, в которых наиболее отчётливо видны эмоции, чувства и переживания персонажей. Эта методика позволяет сопоставить интонацию голоса героя с его жестами, мимикой и дать характеристику его эмоциональному состоянию. Можно поставить фильм на паузу на кульминационном моменте и предложить детям угадать дальнейшее развитие событий и как поступит герой в том или ином случае, спросить, как бы они себя вели в аналогичной ситуации.

Приём 6. «Постановка спектакля»

В рамках учебного плана на изучение литературного произведения обычно выделяется не более двух часов, где учащиеся едва успевают проанализировать сюжет произведения, охарактеризовать образы героев, отследить задумку автора. Продолжая работу с произведением на внеурочных занятиях, можно предложить ученикам разыграть спектакль по изучаемому произведению. В процессе подготовки учителю следует уделить особое внимание анализу эмоций и чувств героев, чтобы у каждого школьника было понимание и осознание, почему его персонаж поступает в сложившейся ситуации тем или иным образом.

Приём 7. «Поэтическая минутка»

Ученики сами предложили проводить «Поэтическую минутку» в начале урока (не более 5 минут). Важно дать им возможность выбирать любимые произведения или свои собственные творения, а после этого обязательно прокомментировать свой выбор:

  • Какие эмоции вы испытываете, читая это произведение?
  • Почему вы выбрали именно это стихотворение?
  • Какие чувства испытывает герой произведения?
  • В каких ситуациях вы тоже испытываете такие же чувства, как и лирический герой?

Таким образом, школьники учатся понимать авторский замысел и определять свои эмоции, а также чувствуют себя услышанными и уважаемыми в классе.

Развитие социально-эмоционального интеллекта на этапе рефлексии

Приём 8. «Письмо без остановки»

Рекомендуется объяснить ученикам, что важно написать все, что приходит в голову, даже если это «не знаю, что писать». Затем можно вывесить на доску вопросы для рефлексии:

  • Было ли тяжело писать без остановки?
  • Как быстро прошла минута времени и почему?
  • Хотели бы вы поделиться своими идеями?

Важно, чтобы ученики не останавливались и не прекращали писать в течение установленного времени.

Приём 9. «Парковка идей»

В рамках рефлексивной техники ученики пишут свои мысли, вопросы, откровения и выводы на большой лист бумаги, который называется «Парковка». Этот лист располагается на видном месте, чтобы все учащиеся могли им воспользоваться. В конце занятия каждому ребенку выдают 4 стикера, на которых можно выразить свои мысли. Затем эти стикеры прикрепляются на большой лист бумаги.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт  Автоматически созданное описание

Результат: Использование техники «Парковка идей» помогает ученикам выразить свои мысли и идеи анонимно, развивая при этом навыки самоуправления и понимание себя. Учитель получает ценную обратную связь и может корректировать свой подход к преподаванию, учитывая предложения, собранные в ходе этой техники.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью методов, способствующих развитию социально-эмоционального интеллекта, школьники приобретают мощную учебную мотивацию и расширяют свой эмоциональный словарь. Они уже заранее интересуются, что будут делать на уроке, и с удовольствием делятся своими эмоциями, возникшими при чтении литературных произведений. Они любят сравнивать свои эмоции с чувствами героев. Благодаря технике письменной рефлексии, даже те ученики, которые раньше были стеснительными, раскрываются.

Также, благодаря использованию этих приёмов, дети стали лучше контролировать свои эмоции и управлять своим поведением в классе. Они научились выражать свои мысли и чувства более точно и ясно, а также овладели навыком эффективно слушать других и сопереживать им.

Список использованной литературы

  1. Концепция учебно-методического комплекта «Развитие личностного потенциала подростков». М. И. Катеева. - М.: Просвещение, 2020. - 39, [1] .: ил.
  2. Развитие        личностного        потенциала        подростков.        5-7        классы.        Базовый модуль: методическое пособие. М. И. Катеева. - Москва: Дрофа, 2019. - 71 [1] c.
  3. Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала https://books.vbudushee.ru/
  4. Электронные        материалы        УМК        «Социально-эмоциональное        развитие детей»  (vbudushee.ru)

Директор МАОУ «Политехнический лицей»                                           Н.И.Нагнибеда

Учитель русского языка и литературы                                                      Н.О.Травина

12.05.2023

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Выступление на педсовете "Развитие социально-эмоционального интеллекта" презентация

Понятие "что такое эмоциональный интеллект", для чего он необходим. Раскрыты основные этапы развития эмоционального интеллекта. Описаны пять самых важных навыков,которые необходи...

"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные нед...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....

Научная статья "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"

Статья состоит из небольшой теоретической части и практической-описание приемов развития эмоционального интеллекта на уроках литературы. Автор приводит примеры заданий и разных форм работы на уроках и...

Развитие вербального интеллекта на уроках литературы

На уроках литературы необходимо учить школьников работать со словами и как можно лучше понимать их смысловые особенности. Мировой педагогический опыт показывает, что есть ряд приемов, которые помогают...