Открытый урок. Чтение, 7 класс «К.М. Симонов «Сын артиллериста».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Ямбарцева Валентина Нестеровна

Конспект урока по чтению в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_syn_artillerista_k._simonov.docx946.69 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.  Чтение, 7 класс


Тема урока: «К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Цель урока:

показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, поразительную стойкость и самоотверженность.

Задачи: 

1. Формировать у учащихся нравственную, эстетическую оценку поступков главного героя произведения, учить самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам, разбираться в характерах людей.

2. Рассмотреть тему и главную мысль поэмы и рассказа, изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа.

3. Развивать умение производить классификацию фактов, делать обобщённые выводы; развивать умения обобщать и конкретизировать изученное.

4. Работать над коррекцией и развитием речи учащихся.

5. Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ, чувство долга и готовности к защите Родины.

Тип урока: знакомство с новым материалом, урок мужества.

Методы: беседа, прослушивание текста поэмы

Оборудование: презентация, текст произведения, иллюстрации, портрет К.М. Симонова, запись песни А. Александрова на слова Лебедева - Кумача «Священная война»; аудиозапись отрывка из поэмы «Сын артиллериста», георгиевские ленточки.

Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент. (слайд 1)

1. Звучит отрывок из песни А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

2. Поэтическая минутка. 

Чтение стихотворения А.Твардовского «В лютые дни февраля» (читает учащийся).

В лютые дни февраля

Армия билась не зря,

Под Нарвой врагов сокрушила,

Победу в боях заслужила!

Тогда этот праздник родился,

Мы славим героев сейчас!

Чтоб силой своею гордился

Российский бесстрашный солдат!

Он защищал тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя

Российской армии простой солдат.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово. (слайд 2)

- Сегодня у нас Урок мужества. На этом уроке мы познакомимся с художественным произведением, действие в котором происходит в годы Великой Отечественной войны. Речь пойдёт о поэме К.М.Симонова «Сын артиллериста».

- Мы должны будем ответить на вопрос, что же помогло советским людям победить в Великой Отечественной войне, выжить и остаться самой сильной и мужественной страной?

2. Рассказ об авторе поэмы «Сын артиллериста». (слайд 3)

Рассказ подготовлен учащимися.

1 уч. - Многим поэтам военного времени была уготована участь стать фронтовыми корреспондентами. «С «Лейкой» (фотоаппаратом) и блокнотом» прошел от Халхин-Гола до Германии и Константин Симонов, которому суждено было стать не только прекрасным публицистом, но и поэтом. (слайд 2 уч. - Литературе в то время придавалось огромное значение, ведь во время войны она являлась неотъемлемой частью пропагандистской машины СССР. Тем не менее, даже в условиях жесткой цензуры Симонову удавалось создавать настоящие художественно-идеологические произведения.

3 уч. - Первые месяцы Великой Отечественной войны посеяли в рядах советских солдат некоторую панику. Боевой дух солдат был подорван напором фашистских войск, внезапно нахлынувших на нашу страну, и поначалу на полях сражений дезертиров было намного больше, чем убитых. Именно по этой причине Сталиным был издан знаменитый указ о расстреле на месте каждого, кто попытается бежать во время сражения.

4 уч. - Ну, а поэты с таким явлением, как дезертирство, боролись при помощи стихов, восхваляя подвиг тех солдат, которые готовы были отдать свою жизнь ради Победы.

5 уч. С первых дней войны Симонов на фронте. Он военный корреспондент. Неоднократно сам бывал на передовой линии, поднимал бойцов в атаку. Ходил в разведку, был в тылу врага. О трудной жизни на фронте и тылу он писал в своих статьях, рассказах, повестях и стихотворениях.

3. Комментарий учителя. Вопросы для учащихся:

- Что вы узнали о К.М. Симонове?

4. Знакомство с поэмой «Сын артиллериста».

1) Слово учителя: (слайд 5)

- В 1941 году Константин Симонов опубликовал поэму «Сын артиллериста», которая была создана по правительственному заказу с целью поднятия боевого духа военнослужащих. Тем не менее, в основу произведения легла подлинная история дружбы двух фронтовых офицеров, которые вместе прошли Гражданскую войну и решили связать свою жизнь с армией.

2) Прослушивание аудиозаписи «Сын артиллериста».

3) Актуализация знаний. Комментарий учителя. Вопросы для учащихся:

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Кто такой Лёнька?

- Кто его воспитывал?

- Почему у него оказалось два отца?

- Как они его воспитывали?

- Что любил повторять Лёньке майор Деев?

У одного из боевых товарищей подрастал сын, который справедливо считал, что у него не один, а целых два отца. Судьба разбросала боевых друзей по разным гарнизонам, и Великую Отечественную войну они встречали за тысячу километров друг от друга. Вскоре один из боевых товарищей погиб, а его другу повезло встретить его сына Леньку, который из сорванца превратился в бравого солдата. И именно его опытный офицер послал на верную смерть, так как жизнью названного сына он мог рисковать, а вот жизнью любого другого солдата – нет.

Задание, которое было поручено Леньке, оказалось довольно сложным, и всю ночь «шагая, как маятник, глаз майор не смыкал». Однако даже у бравого вояки не выдержали нервы, когда его названный сын вызвал огонь на себя. «Никто нас в жизни не может вышибить из седла», — повторял майор свою любимую поговорку, не подозревая, что очень скоро услышит эти же слова от своего подопечного. Ленька выжил, хотя и изменился до неузнаваемости. «Все те же глаза мальчишки, но только… совсем седой», — именно так описал героя своего произведения Константин Симонов. Эту историю ему рассказал один из очевидцев событий, еще раз подтвердив, что даже 18-летние мальчишки могут быть настоящими воинами, способными противостоять врагу даже ценой собственной жизни.

Физминутка.

5. Чтение 1 части поэмы «Сын полка» учащимися самостоятельно.

Цель: выделить непонятные слова и выражения.

6. Словарно-лексическая работа.

7. Чтение «цепочкой» по куплету.

Цель: выработка навыков выразительного чтения.

III. Закрепление изученного материала.

1. Чтение отрывка логически законченными частями с последующим анализом прочитанного.

Цель: проверка степени усвоения прочитанного (после каждого куплета – вопросы по содержанию)

1к. – Как звали друзей?

2к. – Лёнька – чей был сын? – Кто его воспитывал, когда отец был в отъезде?

3к. – Что такое «рысь», «карьер»?

- Что говорил обычно Деев Лёньке? Зачитайте ещё раз. Поясните смысл этих слов.

4к. – Почему закончилась тишина?

5к. – Где воевал Деев? Как он узнавал о своих друзьях?

6к. – Где воевал Петров?

7к. – Что Деев однажды узнал о Петрове?

8к. – Кто такой лейтенант Петров?

9к. – Что значит «косая сажень в плечах»?

10к. – Узнал ли Деев сразу вошедшего? Что ему показалось знакомым? Что такое «басок»? Опишите внешний вид лейтенанта Петрова.

2. Чтение по ролям.

11 – 15 куплет – чтение по ролям.

(автор, лейтенант Петров, майор Деев)

- Нравятся ли вам слова-наставления майора Деева Лёньке?

3. Хоровое заучивание наизусть отрывка. (от слов …Держись, мой мальчик… до слов …Такая уж поговорка у майора была) (слайд 6)

IV. Итог урока.

1. Работа с иллюстрациями к произведению. (слайд 7)

- Рассмотрите иллюстрации и восстановите по ним события, описанные в поэме «Сын артиллериста».

hello_html_67970e09.jpghello_html_4e4683d2.jpghello_html_154010e8.jpghello_html_m4928fb2b.jpg

2. Формулировка ответа на поставленный в начале урока вопрос.

- Что же помогло советским людям победить в Великой Отечественной войне? Выжить и остаться самой сильной и мужественной страной?

Ребята, передавая вот эту георгиевскую ленточку из рук в руки, скажите, какие черты характера присущи героям Великой Отечественной войны? 

(Ребята передают георгиевскую ленточку из рук в руки и называют черты характера героев).

Мужество, героизм, смелость, бесстрашие, любовь к Родине, храбрость, решительность, готовность отдать свою жизнь за освобождение Родины.

Как называется ленточка, которую вы передавали из рук в руки и что она обозначает? (слайд 8)

Георгиевская лента – символ празднования Дня Победы. Повязав ленту, человек говорит окружающим: «Я горжусь и помню! Я – наследник Великой Победы!». Это знак уважения к ветеранам, способ без слов донести, что их подвиг живет в сердцах людей, что внуки и дети не забудут их героизма и расскажут о нем своим детям. Следует помнить, что Георгиевская лента, это знак уважения и относится к ней надо соответственно.

- Сегодня я раздам вам всем по георгиевской ленточке. Я очень хочу, чтобы вы с большим уважением относились к этому символу Победы. Я надеюсь, что вы будете носить её с достоинством.

3. Домашнее задание.

Выразительное чтение 1 части поэмы, отрывок наизусть.

4. Самооценка работы учащихся на уроке.

Рефлексия. Заполнение анкеты.

активно / пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким / длинным

  1. За урок я

не устал / устал

  1. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

  1. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

5. Оценка работы учащихся учителем.

- Сегодня на уроке мне особенно понравилась работа следующих учеников …










hello_html_m4928fb2b.jpg


hello_html_m1234b78b.jpg

hello_html_66a2c9a9.jpg

hello_html_715c7665.jpg









hello_html_m483b71ea.jpg




hello_html_6aeb414e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.

Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока:  учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике  изготовления поделки и...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"

Открытый урок чтения в 7 классе в СКОШ VIII вида на тему: "К.М. Симонов "Сын артиллериста"...

Открытый урок по чтению в 8 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения. Задачи:Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нра...

Открытый урок чтения 7 класс И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»

Предмет: чтениеКласс: 7Тема: И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»Цель: Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова на примере басни «Волк и Журавль».Задачи:Образователь...