Открытый урок по чтению в 8 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста»
методическая разработка (8 класс) на тему

Сизова Наталья Александровна

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

 

Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.

 

Задачи:

Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война – это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

- развитие связной устной речи учащихся;

- развитие чувства уверенности в себе;

- развитие мышления и воображения;

- развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;

- развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

- развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать и развивать интерес к чтению;

- воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.

Оздоровительные.

 

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Государственного бюджетного  образовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара». 

Открытый урок по чтению

в 8 классе

«К.М. Симонов «Сын артиллериста»

                                        Подготовила:

                                                        учитель русского языка

                                        Сизова Наталья  Александровна

г. Самара

14 марта 2017 г.

  Тема:  К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

        

Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.

        

Задачи:

        Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война – это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.

        Коррекционно-развивающие:

        - развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

        - развитие связной устной речи учащихся;

        - развитие чувства уверенности в себе;

        - развитие мышления и воображения;

        - развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;

        - развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

        - развитие зрительного и слухового восприятия.

        Воспитательные:

        - воспитывать и развивать интерес к чтению;

        - воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.

        Оздоровительные.

        

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

Ход урока

Эпиграф:

Что такое война? Это – мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!

        

        I. Орг. Момент.

        - Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

        - Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).

        - Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

        - Что вы знаете об этой войне?

        - Кто с кем воевал?

        - Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)

        - Кто победил в этой войне?

        - Что несет с собою война? (война – это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).

        II. Коммуникативный этап.

        Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

        «Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».

        О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.

        Послушайте его стихи в исполнении учащихся:

        Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».

        Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

        И сегодня мы продолжим читать стихотворение К.М.Симонова «Сын артиллериста», его 2 часть.

        Запишите число и тему урока.

        

III. Повторение.

        - Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).

        - Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

        В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

        Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.

        Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».

        - Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.

        - Какое настроение создало стихотворение?

        - Какое впечатление оно произвело на вас?

        - Какова тема этого стихотворения?

        - Кто главный герой стихотворения?

        - Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).

                Был Ленька, любимый сын,

                Без матери, при казарме,

                _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

        - Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).

        - С какой целью майор ее произносит?

        Держись, мой мальчик: на свете

        Два раза не умирать.

        Ничто нас в жизни не может

        Вышибить из седла! –

        Такая уж поговорка

        У майора была.

        - Объясните поговорку.

        - Как звучит эта поговорка?

        (Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).

        - На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)

        - Что обусловило их встречу? (война)

        - Как произошла эта встреча? (с. 216)

        - Зачитайте.

                Деев сидел над картой

                При двух чадящих свечах…

        - Какова реакция Леньки на слова майора:

                «Жаль до такого счастья

                Отцу не пришлось дожить»

        - Прочитайте поговорку майора (с. 217).

        - Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

        

IV. Основная часть.

        - Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».

        - Словарная работа.

        - Чтение 2 главы учителем.

Физминутка

        V. Закрепление.

        - Чтение стихотворения «по цепочке».

        - Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).

        «Шел в скалах тяжелый бой».

        - Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька – самый близкий и дорогой ему человек).

                «Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

                Раньше других я должен

                Сына вперед послать» (с. 219).

        - А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).

        - Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)

        И все-таки посылает его.

        - Как это характеризует Деева?

        - О чем говорит такой поступок?

        (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть – сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

        - Прочитайте поговорку (с. 219).

        Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?

                «Всю ночь, шагая, как маятник,

                Глаз майор не смыкал,

                _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)

        - А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

        - Скажите, страшно было Леньке? (Да)

        - Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

        - Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).

        - Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).

        - Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев – люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).

        - Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.

        - Ребята, прочитайте пословицы.

        1. Друг за друга стой и выиграешь бой.

        2. За родной край и жизнь отдай.

        3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

        - О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).

        - Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?

        - Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?

        - Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

        

VI. Домашнее задание. Стр. 218-222.

        VII. Итог урока.

        - Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?

        - Кто автор этого стихотворения?

        - Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)

        - Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?

        - Стихотворение читает учитель:

                Победой кончилась война,

                Те годы позади.

                Горят медали, ордена

                У многих на груди.

                Кто носит орден боевой

                За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой

                В своем родном краю.

        - Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

        - Звучит песня «День победы».

        - Награждение участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....