Теория и практика Мастерской творческого письма
статья по литературе

Мастерская творческого письма наглядно демонстрирует интересные и нестандартные формы и методы преподавания, что позволяет не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать ученика, увлечь его открытиями, помочь ему развить необходимые навыки. Это одна из интересных педагогических систем, потому что дает возможность стать полноправным участником образовательного процесса, развить коммуникативные навыки, подготовиться к грамотному самовыражению как в устной, так и в письменной речи. Письменная форма мастерской показывает уровень знаний в области грамматики, лексики, орфографии, структуры текста.  Мастерская помогает уйти от однообразных типов заданий, которые снижают уровень интереса и работоспособности учеников. Кроме того, тип письма, на котором базируются творческие мастерские, входит в формат ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logunovoy_tv.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

На тему:

«Теория и практика Мастерской творческого письма»

Содержание:

Глава 1. Введение. Мастерская творческого письма как инновационная технология в обучении литературе.

Глава 2. Мастерская творческого письма как форма занятия:

А) История возникновения, основные принципы  и возможности ее использования  в современной российской школе.

Б) Мастерская как средство языкового развития.

В) Мастерская как средство становления самооценки.

Глава 3. Алгоритм мастерской творческого письма.

А) Этапы построения.

Б) Законы мастерской.

В) Уроки творческого письма.

Глава 4. Заключение.

Глава 5. Библиография.

        

Глава 1 . Введение.

Мастерская творческого письма наглядно демонстрирует интересные и нестандартные формы и методы преподавания, что позволяет не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать ученика, увлечь его открытиями, помочь ему развить необходимые навыки. Это одна из интересных педагогических систем, потому что дает возможность стать полноправным участником образовательного процесса, развить коммуникативные навыки, подготовиться к грамотному самовыражению как в устной, так и в письменной речи. Письменная форма мастерской показывает уровень знаний в области грамматики, лексики, орфографии, структуры текста.  Мастерская помогает уйти от однообразных типов заданий, которые снижают уровень интереса и работоспособности учеников. Кроме того, тип письма, на котором базируются творческие мастерские, входит в формат ГИА и ЕГЭ.

Педагогические мастерские изучались такими исследователями, как М.Б. Багге, Н.И. Белова, М.Г. Ермолаева, Л.Д. Фураева и другие. Их исследования показывают, что педагогические мастерские играют большую роль в развитии творческих способностей учащихся.  К примеру, д.п.н. Е.О. Галицких выделяет среди различных типов мастерских мастерскую письма, доказывая, что она содействует максимальной реализации умений и навыков учащихся. Так, все публикации учителей и методистов СПб подводят к мысли о том, что именно мастерская творческого письма, демонстрирует восприятие учениками художественной литературы, понимание личности  и творчества писателя, их взгляд на мир, способы общения. На таких мастерских учащийся получает неповторимый духовный опыт, который побуждает к дальнейшему творчеству и исследованию.

По определению Т.Я. Ереминой, «мастерские – это как раз та педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые … отмечаются как важнейшие…» Мастерская письма прежде всего решает главную проблему – овладение содержанием раскрываемой темы.

Глава 2. Мастерская творческого письма как форма занятия.

 Идея мастерских пришла к нам из Франции. Французские педагоги из общественной организации «Новое образование» воплотили в жизнь прогрессивную педагогическую теорию, широко используя новые средства обучения и воспитания. Они ввели понятие свободного текста. Это  были небольшие «сочинения», в которых ребенок описывал свою жизнь, делился планами на будущее,  рассказывал о впечатлениях.  Свободный текст позволял лучше понять позицию ребенка в окружающем мире, а также предлагал новые способы обучения родному языку. В отличие от традиционных методов, свободное творческое письмо являлось так называемым средством живого общения. В качестве альтернативы учебному материалу французские педагоги предложили особые карточки, каждая из которых содержала какую- либо часть учебного курса, либо конкретное задание (к примеру, текст для пересказа). Каждый ученик составлял для себя индивидуальный рабочий набор карточек, содержание которых регулярно пересматривалось с точки зрения новых технологий.

Французская мастерская письма – это прежде всего новый стиль взаимоотношений ученика и учителя.  Это – позиция диалога. Это – когда учитель  пытается подвести ученика к пониманию проблематики произведения.  Это – когда ученик не получает знания в готовом виде,  а добывает их самостоятельным трудом.

Современная российская школа также взяла на вооружение мастерскую творческого письма как самый сложный и интересный вид творчества, которая дает возможность совершенно не настроенному на работу ученику тоже что-то создать, перерасти свои личные возможности.  Именно такая мастерская позволяет  усвоить основное правило: «Все способны».

Можно привести следующий алгоритм творческого письма (он также предлагается, в частности, разработчиками технологии педагогических мастерских: М.Б. Багге, Е. О. Галицких):

  1. «Индукция» («наведение», «побуждение»), создающая эмоциональный настрой, Установку, вызывающую личную заинтересованность в результатах  работы. Форма: беседа в начале занятия, выразительное чтение стихов по теме.

  1. «Деконструкция» - нестандартное, неожиданное задание выписать  понравившиеся, запомнившиеся  слова из прозвучавших текстов.

  1. «Реконструкция». Из слов составить поэтический образ и создать смысловые и звуковые ассоциации, а затем – художественный текст (стихотворение, лирическая проза).

  1. «Социализация». Чтение текстов, обсуждение.

  1. «Разрыв» - осознание ограниченности прежних  представлений с новым открытием своих возможностей, побуждение к новым формам творческой самореализации.

  1. «Рефлексия»- самоанализ  своих действий, чувств,  открытий.

Особенности каждого этапа:

  1. «Индуктор» помогает войти в тему мастерской, обогащает словарь, способствует погружению в языковую среду.
  2. «Деконструкция» формирует задания на этапе создания словаря, способствует активизации имеющегося пассивного словарного запаса.
  3. «Реконструкция» - основной этап, где необходимо самостоятельно превратить список слов в связный текст, грамотно грамматически и стилистически выстроенный. Думается, что на этом этапе желательно раздать различные учебные пособия, чтобы преодолевать возникающие языковые трудности.
  4. «Социализация» решает две задачи: превращается в форму письменной коммуникации и является эффективным средством развития устной речи.
  5. «Разрыв» - побуждение  к творческому самовыражению.

Конечно же, мастерские творческого письма не должны быть единственным  средством развития письменной речи, а должны быть  составной частью комплексной работы по изучению и созданию текста. При этом крайне важно, чтобы лучшие письменные работы имели соответствующий резонанс: защита, оформление выставки лучших письменных работ, семинарские занятия. Несмотря на то, что тексты создаются индивидуально, взаимодействие участников мастерской также очень значимо: обогащается словарь наработками друг друга, комментарии при создании текстов, возникающие во время проведения мастерской, творческий микроклимат – позволяют достичь коммуникативной цели. Если при письме учитель настраивает ребят на неоднократную  самопроверку и устранение оговорок и неточностей, то при защите письменной работы можно фиксировать ошибки и по окончании речи предложить учащемуся произнести вызвавшие затруднения фразы еще раз и, если ошибка повторяется, помочь проанализировать фразу и найти верный вариант.

В процессе изучения русского языка мастерская творческого письма формирует и развивает коммуникативную компетентность, то есть регулирование отдельных слов и выражений в зависимости от конкретных обстоятельств: почему, что, где, когда и как говорят. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать.  «Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенции» (из выступлений на учительской  научно-практической конференции по взаимодействию учителя и ученика). Мастерская письма, безусловно,  призвана решить главную задачу: сформировать у учащихся языковое чутье, привить интерес к русскому языку и литературе. Недостатком при подготовке учащихся к письменному экзамену чаще всего является неумение верно и логично оформлять собственное письменное высказывание, бедность кругозора и речи, аргументация личностной позиции. Развитие речи  в рамках проведения  мастерской письма опирается  на обогащение лексического запаса, учит  правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические  средства, связно излагать свои мысли. Для расширения словарного запаса задания к тематике подбираются с учетом новых, незнакомых по лексическому значению слов. Можно в качестве подготовительной работы к мастерской творческого письма дать домашнее задание уточнить все непонятные слова, составить с ними словосочетания и предложения, через несколько уроков – творческое письмо. Таким образом, незнакомые слова достаточно хорошо усваиваются.  К творческой мастерской составляют задания для обогащения словарного запаса. Можно уделить внимание пословицам и поговоркам, фразеологизмам, метким выражениям. Все должно фиксироваться. Можно найти ассоциативные связи к ним, составить и отобрать удачные словосочетания и предложения. С помощью таких приемов идет отработка языковых, орфографических, пунктуационных норм, совершенствуются знания о языке. При произнесении созданных текстов  в мастерской отрабатываются нормы произношения и ударения.

Например:  к мастерской творческого письма по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени» даю домашнее задание:

  1. Определить значения слов: рисковать, здравомыслие, ходатайство, захолустный, величественный, скрупулезный.
  2. Составить с ними словосочетания  и предложения.
  3. Во время урока происходит фиксирование  наиболее удачных работ и составляется рассказ.
  4. Через несколько уроков проходит мастерская творческого письма, в которой группы, обмениваясь составленными текстами , создают вопросник для реализации последующих заданий.

По такой же схеме к этому уроку можно отработать фразеологизмы: точка в точку, два сапога пара, ни дать ни взять, тютелька в тютельку, как две капли воды.

Кроме того, учащиеся в качестве домашнего задания к подготовке мастерской письма получили задание – выписать по теме афоризмы, интересные мысли, цитаты. Предложены были следующие: дорога жизни, нить жизни, человек проверяется в любви, человек познается в любви, идти вперед, счастливая жизнь и так далее.

Любой метод учителя при подготовке к мастерской творческого письма помогает развитию коммуникативных и языковых компетенций: дискуссия, диалог, полемика, выстраивание ассоциаций, словарная деятельность. Конечно же, как и в каждом виде деятельности, в мастерской письма есть и проблемы:

  1. Недостаточно  развитая внутренняя учебная мотивация  некоторых учащихся в группе в процессе самостоятельного размышления над темой, а значит, их позиция потребления и пассивного ожидания материала от более сильных учащихся.
  2. Психологическая замкнутость: говорить о своем внутреннем мире, делиться самым сокровенным, работать в группе не всегда с приятными тебе людьми, спокойно принимать критические замечания и оценки.
  3. Но здесь важно помнить, что определяющее значение имеет не форма, а содержание.

В конечном итоге, творческая мастерская должна сформировать различные коммуникативные умения и навыки:

  1. Умение понять тему, логику развития мысли.
  2. Умение извлечь нужную информацию.
  3. Проникнуть в смысл высказывания.
  4. Умение вести диалог и строить монологическое высказывание.
  5. Умение собирать  и систематизировать  материал.
  6. Составлять план, пользоваться различными типами речи.
  7. Строить высказывание в определенном стиле.
  8. Отбирать языковые средства.
  9. Совершенствовать письмо, говорение.

Чтобы мастерская творческого письма стала средством языкового развития, чтобы подростки имели достаточное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния и не замыкались в себе, чтобы в их памяти было больше слов, которыми можно назвать то, что он увидел, услышал, прочувствовал, надо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать изобразительно – выразительные средства языка.

Л. Выготский писал: «Понимание речи заключается в цепи ассоциаций». Чтобы воспринять художественный текст, на мастерских творческого письма ставится задача увидеть и раскрыть значение изобразительно – выразительных средств языка, обратить внимание на различные  аспекты окружающей действительности и на эмоциональное их выражение – звуковое, световое, цветовое, слуховое и так далее.  Использование метода образного видения позволяет соотнести каждое слово с чувством, которое оно вызывает, учит создавать образы, мыслить метафорически. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания.

При подготовке мастерской можно использовать методы, помогающие развить критическое мышление учащихся:

  1. Кластер (карта понятий, карта – схема, «снежинка»). Работая по этому методу, ученики в середине листа пишут ключевое слово (тему), а вокруг записывают слова, словосочетания, предложения.
  2. Сравнительная диаграмма. Рисуются два пересекающихся круга. В месте их пересечения записывается сходная информация, в непересеченных частях – то, что характерно только для одного источника информации.
  3. Целенаправленное чтение (слушание). Информация подается порционно и после каждой порции информации учитель задает вопросы для дальнейшей работы.
  4. Дневник, состоящий из нескольких частей. Страница делится на две (три, четыре и так далее) части, например, отрывок из текста    -    реакция. Ученики читают (слушают) текст и заполняют дневник возникающими ассоциациями.

  Приведу пример творческой мастерской на тему: «Пробуем перо».                                                    

  Цель: развитие творческого мышления и речи учащихся, культурного кругозора.

  Задачи:

  1. Обучающие:

   А) Проверить знания  учащихся по теме  «Стили  речи. Художественный стиль речи».

   Б) Отработать умения и навыки практического применения знаний по теме.

   В) Закрепить умения написания стихотворных текстов в различных стилях и жанрах.

  1. Развивающие: развить внимание, говорение, письмо, слушание.
  2. Воспитательные: воспитывать литературный вкус, уважение к творческому наследию великих художников  слова, мастеров живописи, композиторов.

  Учащиеся должны знать:

  1. Что такое художественная речь.
  2. Чем отличается художественный стиль от других стилей речи.
  3. Стилевые черты и способы их выражения.
  4. Изобразительно – выразительные средства художественного стиля.

 

 Учащиеся должны  уметь:

  1. Выявлять и осмысливать изобразительно – выразительные средства языка в их единстве с характеристикой персонажей, композиционной структурой  произведения, идейным замыслом, позицией автора.
  2. Строить устное и письменное высказывание.
  3. Передавать в устной и письменной  форме индивидуальное восприятие художественного произведения.

Форма проведения: мастерская творческого письма.

Оборудование: оформление доски рисунками, репродукциями картин, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (стихи, пословицы).

          

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М.Монтень

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Сегодня мы будем говорить об удивительном мире поэзии, вспоминать известные произведения, повторять основные литературоведческие понятия по теме «Лирика», а самое главное, попробуем сами сочинять. Как вы понимаете выражение известного французского философа Мишеля Монтеня?

  1. Повторение понятия «Художественная речь».

  - Что такое художественная речь?

  - Каких видов она бывает?

  - Что такое прозаическая речь?

  - Какие особенности стихотворной речи вы знаете?

  - Что такое ритм?

  - Что такое рифма?

  - Каковы особенности художественной речи?

  - Какие изобразительно – выразительные средства языка вы знаете?

  1. Наблюдение над текстом. Перед вами строки из стихотворения Ф.М. Тютчева:

        

        Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора -

        Весь день стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера…

  - Какие признаки стихотворного художественного текста можно здесь отметить?

  - Подчеркните эпитеты.

 4. Воспользуемся рифмами поэта и на заданные рифмы попробуем сочинить стихотворение:

        Первоначальной           -        хрустальный

        Пора                                 -         вечера

5. Сочинить прозаический текст на тему «Осень», используя тютчевские образы.

Демонстрация картин. Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Мастерская творческого письма оказывает  сильное влияние на становление самооценки учащихся. Ученик с заниженной самооценкой может поднять свой статус в глазах ребят и своих собственных, взглянуть на себя с другой стороны. Есть хороший шанс сравнить собственные работы с творчеством одноклассников. Чуть сложнее с завышенной самооценкой. Но есть также возможность взглянуть на работы одноклассников и понять, что есть работы ничуть не хуже, а часто и лучше твоих. В этом случае, учителю необходимо ровно относиться ко всем участникам. Очень важно учить ребят уважительному отношению к мнению окружающих, выражению своего несогласия в тактичной форме вопросов и сомнений.

Оценивание работ не должно быть традиционной проверкой с выставлением отметок. Это принципиально важно. Неосторожная оценка может нанести непоправимый вред, определяя отношения с родителями, друзьями. Наиболее приемлемый вариант  -  провести после  мастерской рефлексивный урок. Причем не работу над ошибками, а закрепление и активизацию недостаточно усвоенного.  Разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует  повышению самооценки. Нужно помнить основные механизмы формирования самооценки  при создании и проведении мастерских:

  1. Усвоение оценок других людей.
  2. Социальное сравнение. Мы приходим к пониманию  самих себя, когда сравниваем себя с другими (эффект контраста).
  3. Самосознание. Оценивание и сравнение себя со своими внутренними стандартами и ценностями. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка.

Вот почему творческая мастерская является созданием  новых ценностей. Благодаря наличию способностей, мотивов, знаний и умений, создается то письмо, которое отличается новизной, оригинальностью, уникальностью. Проявляется умственная активность, потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей.

   

Процесс творческого письма проходит через четыре стадии:

  1. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). По словам Л. Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

   Коллективное творческое письмо направлено на:

   1. Развитие творческих способностей.

   2. Развитие интеллектуальных способностей.

   3. Развитие коммуникационных потребностей.

   4. Обучение правилам и формам совместной работы.

При этом не важно, если подобное было уже когда – либо  создано, главное, чтобы эта конкретная группа создавала его впервые.  Конечно же, основной акцент в таком виде деятельности должен быть сделан на интересе в реализации своих способностей, так как это наиболее  простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

У каждого участника группы  в творческой мастерской есть своя роль или свое дело: разработка вопросов, написание чернового варианта, ведущая роль в дискутировании, согласование со всеми участниками группы, качественная итоговая работа. Задачи, которые ставят перед собой ребята, дают им возможности для развития аналитических способностей, позволяют им осмыслить продукт деятельности, сделать выводы, прийти к общему результату.

Коллективное творческое письмо – это еще и форма воспитательной работы, которая  предоставляет заботу о своем коллективе, друг о друге, представляет поиск лучших решений, поставленных задач, позволяет пережить осмысленность своего существования.

В интеллектуальном аспекте  самосознание связано  с развитием логического мышления.  Обращенность вовнутрь здесь проявляется в умении устанавливать логические связи и отношения, в формировании новой, более широкой  и связной картины мира.  Расширяется сфера интересов, появляются новые внутренние влечения и потребности, возникает по существу и совершенно новый внешний мир.

В нравственном аспекте обращенность вовнутрь  проявляется в овладении  едиными моральными нормами, а обращенность  вовне – в требовании принятия своей индивидуальности, повышенном чувстве  справедливости.

В эмоциональном аспекте  обращенность вовнутрь проявляется в  захваченности собственными эмоциональными состояниями. Начинается период неконтролируемых эмоций, возникают эмоциональные вспышки. Обращенность вовне проявляется в повышенном интересе к другому человеку, в стремлении к близкому общению.

 

 Глава 3.  Алгоритм мастерской творческого письма.

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе  малой группы при участии учителя, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнера, развития толерантности и взаимопомощи. Данная технология  позволяет  самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижений, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. На каждом этапе мастерской письма; индукции, деконструкции, реконструкции, социализации, разрыва, рефлексии – деятельность группы проживается от хаоса к порядку, из неопределенности в понимание.

   Законы творческой мастерской:

   1. Самый главный. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо.

   2. Каждый обязательно должен выполнить все, о чем попросит  учитель.

   3. Один говорит – все слушают.  Обязательно высказываться, когда просит учитель.

   4. Не задавать вопросов. Как понял, так и делай. Все правильно.  Обязательно записывать то, что   понравилось у других. Добирай материал.

   Мастерская творческого письма на тему: Стоял ноябрь уж у двора…»

   1. Глаголы                                                                                                      2. Эпитеты

       Холодит                                                                                                          темно - коричневый

      Пустеет                                                                                                             пасмурный

      Почернеет                                                                                                       молчаливый

      Моросит                                                                                                          холодный

      Опадает                                                                                                           Мокрый

      Оголяются                                                                                                       грустный

      Улетают                                                                                                           Серый

      Сыплются                                                                                                        неустойчивый

   3. Продолжить начало предложения:

       Я представляю…

А). Создайте текст стихами (синквейн – французское слово означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по отдельным правилам) или прозой (мини – текст), стараясь использовать всю набранную лексику.

Мастерская творческого письма с использование карточек с текстами.

Тема: «Любовь к дому».

1   Этап. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Чтобы у нас все  получилось, мы должны будем слушать друг друга и самих себя, думать, изобретать, творить.

2 Этап. Индуктор.

Прислушайтесь к  себе. Вспомните свой дом. Дом – это не только стены, окна  и крыша, В нашем доме звучит много слов. Вспомните самое теплое слово, которое согревает душу, сердце. Запишите это слово. Произнесите вслух, что записали. Остальные внимательно вслушайтесь в эти слова и понравившиеся запишите в свой листок.

3 Этап. Деконструкция.

Всмотритесь в слово, записанное на доске:

        Д О М.

Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания. Послушайте стихотворение и понравившиеся слова запишите в свой листок.

  4 Этап. Реконструкция.

  - Какие слова вам больше всего понравились? Закончите с их помощью предложения на карточках:

  Мой дом…

  Я в доме…

  Я люблю…

  Я хочу…

Прочитайте самые интересные, на ваш взгляд, предложения о вашем доме. А теперь послушайте, какие предложения я вам прочитаю:

«Где любят нас – лишь там очаг родной» Д.Байрон

«Какое счастье – дома находиться» В.Вишневский

«Дом – это то место, где нас всегда принимают» Р.Фрост

«Дом – это не место, а состояние души» С.Ахерн

«Коли изба крива – хозяйка плоха» Пословица

5 Этап. Социализация.

Работа в группах. Прочитайте все предложения о доме, обсудите, продолжите эту работу, создав коллективный текст.

6 Этап. Реконструкция.

Работа по строительству «идеального дома». Напишите словосочетания: холодный дом и идеальный дом. Опишите, как вы это понимаете.

7 Этап. Общая рефлексия.

Коллективное выполнение. Составление предложений – пожеланий вашему дому.

8 Этап. Рефлексия.

Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем доме. Перечитайте все слова и выберите  главное слово. Напишите его на своем листе с большой буквы. Это тема вашего синквейна:

-  Два прилагательных

-  Три глагола

-  Фраза по теме синквейна

-  Слово - вывод

9 Этап. Афиширование.

Желающие могут зачитать свою работу.

В старших классах на уроках литературы можно использовать следующие мастерские творческого письма: Составление синквейна «Поэты серебряного века», мастерская интерпретации тектста «Сны Раскольникова или наказание» (по роману  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»), «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»), мастерская ценностных ориентаций: «Дом, который я построю» и так далее.

Целесообразно начинать работать в  мастерской именно с ценностных ориентаций, так как данная форма позволяет создавать максимально комфортные условия для познания не только сути предмета, но и самого себя. Затем необходимо усложнять, включая в работу анализ текста и так далее.

На основе психологических наблюдений распределяем учащихся в рабочие группы (4 – 5 человек). На разных типах мастерских предлагаются различные условия работы:

  1. Группы получают одинаковые задания.

  2. Группы работают над одной проблемой, но изучают разные ее аспекты.

  3. Группы получают разные задания в рамках одной темы.

  4. Группы получают разные темы.

Комбинации могут быть различными в зависимости от способностей обучающихся и уровня работы  в микрогруппах.

Можно констатировать тот положительный эффект мастерских, так как на уроках литературы, где используется данная технология, учащиеся стали более коммуникабельны, сдержанны, стали глубже понимать художественные тексты, научились критически относиться к прочитанному. Превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладениями им действиями контроля и оценки, умением осуществлять их самостоятельно. Если учащиеся полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда. Вместе с тем стоит отметить, что функции контроля и анализа деятельности осуществляются учителем. Ученик еще недостаточно умеет аргументировать оценку своего результата в виде отметки. Чтобы самооценка была адекватной, необходимо формировать самоконтроль.

Глава 4. Заключение.

Современная  педагогика провозгласила новые подходы в образовании: гуманистический, развивающий, компетентностный, деятельностный, личностно – ориентированный. Это продиктовано переменами, произошедшими в сознании общества, которому необходимы не исполнители, а творческие личности. Необходимо выявлять и развивать творческие способности и склонности учащегося. Ученик предстает не проводником идей учителя, а творцом себя и своей деятельности.

Переход от субъект-объектной педагогики к личностно-ориентированной меняет взаимоотношения учителя и ученика. В «Стандарте  основного  общего образования по литературе» (2011 год) цель литературного образования определяется как «воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора реализации накопленного духовного опыта в общественной практике».

Вхождение российской школы в европейское образовательное пространство формирует новые ценности, диктуемые рынком. Очевидно, что литературное образование, переживающее глубокий кризис, нуждается в новых инновационных технологиях и методиках. Творческие мастерские – необычная система обучения – предоставила каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Она создала условия для приобретения каждым участником новых знаний и нового опыта путем самостоятельного или коллективного  открытия.

Мастерская оттачивает гуманитарный стиль мышления, приближая занятия к профессиональной деятельности: историка ( учит добывать, анализировать, интерпретировать, обобщать факты), филолога (организует изучение структуры различных родов литературы, погружает в работу со словом, побуждает к сочинению стихов, прозы, к критическому осмыслению написанного, к совершенствованию текста), химика, физика, биолога, математика (погружает в работу по образованию понятий, по определению цели исследования, по проверке выдвинутых гипотез, по установлению критериев правильности их оценки, по классификации и систематизации), художника (предлагает исследовать цвет, свет, колорит), философа (исследует  понятия символа, мифа и реальности, жизненных ценностей).

Технология творческих мастерских заменяет урок. Она обращена к «Я» ученика, его личности, интересам, поискам и целям.

Глава 5. Библиография.

  1. ФГОС. Стандарты второго поколения. Функциональное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Москва. «Просвещение», 2011.
  2. ФГОС. Стандарты второго поколения. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва «Просвещение», 2009.
  3. Галицких Е.О. Мастерская о мастерских. Педагогические мастерские. Теория и практика. Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. СПб, 1998.
  4. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций. Метод. пособие. СПб, 2000.
  5. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10 класс. Метод. Пособие. СПб, 2004.
  6. Пед. мастерские: Франция – Россия. Под ред. Соколовой Э.С. Москва. 1997.
  7. Лаврова О.Н. Метафоризация лингвистических терминов на уроках русского языка. Сб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Мастерская творческого письма"

Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Мастерская творческого письма.

Обзор работы в мастерской творческого письма....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Теория и практика Мастерской творческого письма

Мастерская творческого письма наглядно демонстрирует интересные и нестандартные формы и методы преподавания, что позволяет не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать уч...