Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса». Урок литературы в 8 классе.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Багдасарова Татьяна Владимировна

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса».Урок литературы в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса»

(Урок литературы в 8 классе)

Цели:

Образовательные

Углубить знания уч-ся о творчестве поэта; помочь понять идею, художественные особенности стих-ий, авторскую позицию в произведениях, развития темы красоты в творчестве Заболоцкого..

Развивающие

Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать художественное произведение; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.

Воспитательные

воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.

Оборудование: учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент, самоопределение к деятельности.

  1. Актуализация изученного, проверка домашнего задания.

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

Учебный диалог по теме

Взаимоопрос учащихся: составленные самостоятельно вопросы по теме «Творчество Н.Заболоцкого»

Опрос:

  • Каковы темы и идеи произведений Н.Заболоцкого?
  • Какова идея стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»?
  • Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?

Индивидуальная работа уч-ся  – 1 чел.

Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

  1. Мотивация к изучению новой темы.

  1. Изучение нового материала.

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

Вступительное слово учителя

Творчество Н.Заболоцкого – это воспевание гармонии.

Определение уч-ся целей, планируемых результатов работы

Уч-ся  под руководством учителя определяют тему, цели, планируемые результаты урока

Слово учителя

   На прошлом уроке мы закончили разговор на сопоставлении стих-ия поэта и портрета. Любовь поэта к живописи сказалась не только в его многочисленных пейзажах и желании «души изменчивой приметы переносить на полотно».

   

Это отразилось, например, в стих-иях «В кино», «Старая актриса».

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса»

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса» => учитель (учебник: стр.78-79)

Выявление первичного восприятия

  • Какие впечатления остались после чтения сти-ия?
  • Какие образы возникли в ходе чтения стих-ия?
  • Что привлекло внимание в произведении, показалось непонятным?

Анализ стихотворения «Старая актриса»

1)Композиция стих-ия

Аналитическое задание: прочитайте стих-ие внимательно и выделите смысловые части.

  1. Описание прошлого старой актрисы
  2. Рассказ о настоящем актрисы
  3. Рассказ о судьбе бесприютной девочки, полуродственницы, полуслужанки

             2)Художественные ассоциации

  • Что объединяет стих-ие «Старая актриса» с произведениями ивописного искусства?

В стих-ии, как и на портрете, нарисованном художником, тщательно выписаны все детали.

  1. Образ старой актрисы

Аналитическая беседа:

  • Что особенно подчеркивает автор в портрете героини и почему?

«выраженье тяжелой заботы» на лице женщины =>отражение внутреннего мира человека

  • Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность?
  • Как раскрывает автор связь искусства и внутреннего мира человека?

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»

  • Опыты выразительного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»
  • Обмен мнениями
  • Рекомендации

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

Выразительное чтение стихотворения – учитель

Слово учителя:

   Первым стих-ем с пометой «1947 год» является стих-ие «Я не ищу гармонии в природе».

    Это программное произведение, которым автор, нарушая хронологическую последовательность, начинает вторую часть подготовленного им перед смертью «Полного собрания»

Аналитическая беседа:

  • В какой строфе стих-ия высказана точка зрения, противополоная представлениям русских поэтов о гармоничности природного мира, благотворно влияющего на душу человека?

Исследовательское задание №1: найдите в тексте словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление ее к гармонии.

В чем смысл противопоставления этих начал?

Выводы: с одной стороны – мир «противоречий»; с другой – предчувствие природы разумного союза с человеком.

Исследовательское задание №2 =>  групповая работа с последующим обсуждением.

Задание: определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор и какова их роль?

Метафоры

Мир насытится игрой

Олицетворения

Умолкнет ветер

Эпитеты

Слепая ночь

Выводы: возникает образ природы, похожей на уставшего от бесплодных усилий человека.

Исследовательское задание №3 =>  групповая работа с последующим обсуждением.

Задание: прочитайте отр. со слов «И в этот час печальная природа…». Какой образ будущего видит во сне природа? Как в этом образе выражается авторское видение взаимоотношений человека и природы?

Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции. Жизнь природы связана с жизнью человека.

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся

  • Опыты выразительного чтения уч-ся «Я не ищу гармонии в природе»
  • Обмен мнениями
  • Рекомендации

Словарная работа

  • Прообраз

Осмысление терминологии урока

Глагольная метафора, метафорический эпитет

Консультация учителя по вопросам уч-ся

                

  1. Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

        

  1. Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

  1. Домашнее задание:
  • Читать стр.68-79, ответ по теме
  • Наизусть стих-ие (по выбору).
  1. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Презентация "Николай Заболоцкий" урок литературы 7 класс

Биография Н.А.Заболоцкого. Стихи поэта. Практическая работа по стихам....

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

Новелла Н.С.Лескова "Старый гений" (урок литературы в 8 классе)

Методическая разработка урока литературы по новелле Лескова "Старый гений"....