Патриотическое воспитание на уроках литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вихарева Ольга Михайловна

Статья представляет собой обзор деятельности учителя-словесника в рамках патриотического воспитания школьников на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Вихарева О.М., учитель русского языка и литературы.

Веретенников Евгений, ученик 10А класса.

Невозможно недооценить роль данных учебных предметов в формировании чувства патриотизма школьников. В Федеральном государственном стандарте прописаны следующие цели обучения русскому языку и литературе:

  •  формирование основ гражданской идентичности;
  •  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
  • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
  •  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  •  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Таким образом, патриотизм есть ничто иное, как чувство гордости за свою страну, которое включает и осознание богатства и великих возможностей русского языка, и постижение великого мастерства русских поэтов, писателей и драматургов, глубокой художественной и духовной значимости их произведений, и понимание собственной принадлежности к народу, свершения которого неисчислимы. Именно эти предметы призваны воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир посредством слова.

Практический интерес к данному вопросу  на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания  как нравственной  основы государственности,  как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Александр Иванович Куприн писал: «Язык – это история народа, поэтому изучение родного языка – это не праздное занятие, а насущная необходимость». Наши уроки русского языка организованы так, чтобы каждый из нас покидал урок с осознанием важности и значимости каждой языковой единицы. Своеобразным девизом занятий можно считать следующую фразу: «Нет ненужных и простых разделов, все они часть одного могучего языка». Ольга Михайловна применяет разные формы и методы работы. Начиная с 5 класса, в рамках работы над чистотой русского языка  проводятся уроки вежливости. Для демонстрации тех или иных возможностей русского языка Ольга Михайловна подбирает наглядные тексты, диктанты, изложения. Особо интересными, на мой взгляд, являются сочинения на основе анализа художественных произведений, в основе которых проблемный вопрос. Ответ на этот вопрос – это всегда отражение внутреннего мира учащихся, их нравственных качеств, патриотизма, способности критически мыслить.

Еще одной интересной формой работы, непосредственно связанной с формированием патриотизма учащихся, стал коллективный проект. Анализируя на уроках литературы  художественные произведения,  мы увидели, что одни и те же темы и проблемы  поднимаются в разных художественных произведениях, у разных авторов, и имеют разную трактовку. Прочитав два произведения школьной программы на одну тему, у нас появилось желание прочитать произведения по той же тематике, рассмотреть проблему в других произведениях,  в связи с чем и родилась идея организовать долгосрочный проект в группах долгосрочного сотрудничества, который не только позволил расширить читательский кругозор, но и привлечь в эту деятельность родителей, которые стали нашими помощниками и советчиками и в выборе  художественных произведений, и в подготовке теоретической части проекта.

Литература – один из важнейших источников патриотического воспитания школьников. Связь литературы с историей, с  политическими и общественными процессами разных периодов, взаимодействие литературы с искусством и культурой – это благодатная почва для формирования  национального самосознания и духовно развитой личности. Каждое произведение обладает огромным воспитательным потенциалом, но запоминаются ученикам и оказывают наибольшее влияние те, которые были прочитаны, изучены в необычной, нетрадиционной форме. Для изучения произведений мы активно используем образовательное пространство нашего города и, в частности, района. Это многочисленные библиотеки: Российская национальная библиотека, Библиотека Паустовского, библиотека Маршака, Библиотека Друзей;  это образовательные и патриотические организации нашего района, например, поисковый отряд «Линия фронта», и, конечно, памятники истории. Так, например, помимо посещения традиционных мероприятий, посвященных 9 Мая, в прошлом учебном году был организован урок памяти в Парке Победы, которому предшествовала длительная подготовка. Мы познакомились с героями, которым посвящены памятники на Аллее Славы, подготовили сообщения об их биографии. Одним из сложных и самых интересных этапов стал поиск и чтение художественных произведений, посвященных героям Аллеи Славы. Подготовленные сообщения ученики нашего класса представили в парке Победы непосредственно рядом с памятниками героев ВОВ.

Патриотическое воспитание – это приоритетное направление политики Российской Федерации в области образования. Это процесс сложный и разнонаправленный, но, на наш взгляд, он сможет быть успешным и продуктивным в том случае, если в идее воспитания истинного гражданина своей страны заинтересованы обе стороны обучения. Как говорит наш классный руководитель: «Ни один поэт или писатель не может оставаться равнодушным к судьбе своей Родины», поэтому если патриотическое воспитание затрагивает струны души учеников, наша Родина никогда не останется без истинных патриотов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы»

Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно ж...

Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе

   Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в  г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению п...

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании ист...

гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы

данная статья расскажет о методах обучения гражданско-патриотическом воспитатнию учащихся...

Презентация "Патриотическое воспитание на уроках литературы"

Презентация к докладу ""Патриотическое воспитание на уроках литературы" поможет учителю литературы, работающему в 5-9 классах...

Гражданско-патриотическое воспитание и уроки литературы

Тема нравственности и патриотизма  –  актуальная тема в образовании.  У преподавателя большой арсенал средств воздействия на ученика, и важное место в процессе воспитания занимают...