Конспект урока литературы в 5 классе «Иван - крестьянский сын и Чудо –Юдо».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Попова Людмила Александровна

Дети учатся анализировать поступки и характер героев сказки, соствлять  план сказки, сравнительную характеристику героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_-_krestyanskiy_syn_i_chudo_-yudo.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебно-героическая сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо –Юдо».

Цели и задачи:

1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы.  На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять  понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3. Воспитание  высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Ход урока.

І. Психологический настрой.

ІІ. Артикуляционная разминка.

Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

1.Четыре черепашки учились пить из чашки.

Чашку чая заварили, на четыре поделили.

2. У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

IІІ. Актуализация опорных знаний.

Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»

1. Кто создаёт фольклорные произведения?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?

3. Человек, ведущий повествование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повествованием.

7. Как называется художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

(народ, фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты, олицетворение, концовка)

ІV.Знакомство с темой.

«Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).

- С какой сказкой вы познакомились дома?

(Дома читали сказку «Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо»).

- Понравилась вам она?

- Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

-Как вы объясните название сказки?

- Почему речь идет только об одном герое и Чуде-Юде?

- Почему эту сказку называют богатырской и героической?

V. Работа с толковым словарём.

- Что обозначает слово герой? героический?

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический поступок.

Героический - мужественный, отважный

- Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

VІ. Динамическая пауза. Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

VІІ.Формирование новых знаний, умений и навыков

1.Анализ текста сказки.

- Ребята, прочитайте зачин сказки.

-Что вы узнали?

- Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

- Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные, смелые, дружные, любящие Родину и др.)

-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только один имеет имя. Он главный герой).

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.

Эпизод «Страшная весть» - завязка (запись в тетради)

- Какая картина представилась братьям?

- Чем Чудо-Юдо было опасно для земли русской?

-Что укрепляет их решение биться?

- Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную)

- Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется Трёхглавым Змеем. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

- Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

- Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван. «Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться»)

Бдительный - крайне внимательный, неослабный

- Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

-Прочитайте о первом подвиге героя.

«1 бой - это начало развития сюжета».

- Как себя ведет Иван и Чудо –Юдо?

-Каким предстаёт Чудо –Юдо во время 1 боя? (шестиголовый, страшный, сильный, хвастливый).

- Как ведет себя в дозоре старший брат?

-Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

-Каким предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (девятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хвастливый).

- Как ведет средний брат?

«2 бой – завязка».

- Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отличается от первых двух? Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

(двенадцатиголовый, самый сильный, самый страшный, хвастливый)

- Какой бой оказался самым трудным? Почему?

(Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-Юдо оказался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погибнуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость главного героя, который побеждает).

Терминологическая работа:

Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении.

«3 бой – кульминация»

- Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с Чудом-Юдом)

-В чём отличие Ивана-крестьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.

(В отличие от Чуда-Юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за похвальбу, речь его пестрит пословицами и поговорками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болтлив, речь спокойна, полна человеческого достоинства)

-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдовых жён).

Данный эпизод является последним в развитии сюжета сказки, и вводит понятие развязки.

Терминологическая работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

«Столкновение с чудо-юдовым племенем»- развязка.

-Чем закончилась сказка?

(Герои возвращаются домой к мирному сельскому труду).

-Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»? Чему учит сказка?

(Герои победили, но подвиг Ивана - это освобождение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех).

- Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите их.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

VIII. Обобщение

- Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

(Каждый раз образ Чуда-Юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”)

- Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

- Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, - гласит народная мудрость.)

- Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-Юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” - уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству.

Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В обоих случаях добро победило зло, но в чём разница?

В обоих сказках герой победил и вознаграждён за свою смелость, ответственность. Но подвиг Ивана – это и освобождение для родной земли: «Без страху люди жить стали», продолжили заниматься мирным трудом. Победило добро для всех.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какую сказку читали на уроке? Кто автор?

- Какой раздел учебника открывает эта сказка?

- За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?

- К какой группе сказок относится сказка?

- Правильно, ребята. Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, о животных и бытовые. И сказка «Иван – крестьянский сын…» - волшебная сказка. Но здесь герой совершает подвиг во имя Родины, значит, эта сказка имеет героическое содержание.

- А сейчас, возьмите карточку со смайликом и нарисуйте ему ротик. Если вы оцениваете свою работу на уроке на отлично, нарисуйте улыбающийся ротик. Если нужно постараться, то рот прямой полоской. Если же вы совсем не справились, то перевёрнутый рот. Грустный смайлик.

X.Домашнее задание

Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Можно использовать план:

1.Место Ивана в крестьянской семье.

2.Его отношение с родителями и братьями.

3.Поведение Ивана в поединках с Чудо-Юдом.

4.Главные черты его характера

5.Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

(стр.38-39). Нарисовать рисунок к сказке.

В процессе анализа сказки дети составляли и записывали в тетрадь план сказки.

План сказки.

  1. Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.
  2. Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом:

а) первая битва;

б) вторая битва;

в) третья битва.

3. Столкновение с чудо-юдовым племенем.

4. Братья вернулись домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 8 класс "Русский чудо-человек"

по поэме А.Твардовского "Василий Теркин"...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...