Анализ урока
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Аскалепова Светлана Николаевна

Самоанализ урока

 

1. Внешние связи урока.

Данный урок является пятым в изучении творчества А.С.Пушкина в пятом классе и третьим в изучении сказок. На предыдущих уроках дети изучали биографию поэта и его стихи и сказки, но более детально рассмотрели  « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Ребята подробно изучили проблематику сказки, героев сказки. Наш урок тесно связан с изобразительным искусством: анализ текста и характеристики героев делаются на основе образов, созданных художниками, сравнение собственного представления с образами.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Триединая дидактическая цель урока реализована посредством сопоставления героинь сказок А.С. Пушкина. На материале сказок дети учатся анализировать стихотворный текст, совершенствуют навыки выразительного чтения, монологической и диалогической речи, кроме того, они овладевают общими учебными умениями и навыками сравнения и обобщения. Все эти задачи нацелены в конечном счете на формирование прочной нравственной позиции, положительной ориентации на распознавание истинной красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ урока конкурсного 27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока.

Данный урок является пятым в изучении творчества А.С.Пушкина в пятом классе и третьим в изучении сказок. На предыдущих уроках дети изучали биографию поэта и его стихи и сказки, но более детально рассмотрели  « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Ребята подробно изучили проблематику сказки, героев сказки. Наш урок тесно связан с изобразительным искусством: анализ текста и характеристики героев делаются на основе образов, созданных художниками, сравнение собственного представления с образами.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Триединая дидактическая цель урока реализована посредством сопоставления героинь сказок А.С. Пушкина. На материале сказок дети учатся анализировать стихотворный текст, совершенствуют навыки выразительного чтения, монологической и диалогической речи, кроме того, они овладевают общими учебными умениями и навыками сравнения и обобщения. Все эти задачи нацелены в конечном счете на формирование прочной нравственной позиции, положительной ориентации на распознавание истинной красоты.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

Структура урока традиционна для урока изучение новой темы основана на деятельностном подходе.

1.Самooпpeделение к дeятельнocти. 1 мин

2.Пocтановка учeбнoй зaдaчи. 3 мин.

3.Aктуaлизaция знaний и пpoбного учeбнoгo дeйcтвия. 5 мин.

4.Paбота над тeмой уpoка. Пocтpoeние пpoeкта выхoда из зaтpуднения. 10 минут.

5. Закpeпление. 10 минут.

6.Физкультминуткa. 2 минуты.

7.Прохождение этапов игры

8.Peфлексия деятeльнocти.3 минуты

9.Дoмaшнее зaдaние.1 минута

10.Итоги

2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Урок проведен с использованием сингапурской технологии, что включает в себя групповые формы работы, парные, фронтальная работа присутствовала на уроке. Индивидуальная работа переплеталась с выше перечисленными формами работы.

3. Соблюдение охранительного режима.

На уроке была предусмотрена физкультминутка, передвижение между группами. Разные виды деятельности не требовали от детей статического положения на протяжении всего урока. Ребята сотрудничали внутри группы, между группами, с «соседом по лицу», с «соседом по плечу».

4. Подведение итога урока.

Итог урока был подведен в форме устных высказываний детей, , оценочной характеристики учителя. Работа с эпиграфом была в начале и в конце урока.

II. Содержание урока

1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Научная составляющая урока заключалась в анализе текста сказки, обогащении словарного запаса детей, как устаревшими словами, так и литературоведческой терминологией с использованием детьми различных видов словарей. Научная составляющая урока работала на осознание и принятие детьми прочной нравственной позиции, положительной ориентации на распознавание истинной красоты, умение выделить в себе и других людях доброе и злое, дать оценку и суметь выбрать нужный стиль поведения. Развивающая направленность урока состояла в реализации обще учебных умений, анализа и синтеза на материале работы с текстом, составлении собственных устных и письменных высказываний, развитии коммуникативных навыков (монологической речи, обсуждении в группе, диалог). За урок каждый учащийся высказался, выступил перед аудиторией, создал свой тест, проанализировал сказку, провел сравнительный анализ героев.

2. Правильность подбора учебного материала на уроке.

Поскольку урок проходил в пятом классе, материал был подобран так, что сочетание различными литературными приемами, облегчало детям задачу построить собственное рассуждение, а затем и высказывание на нравственную тему. Регулярная работа со словарями помогает обогатить словарный запас детей и ввести в их лексику литературоведческие понятия, использовать их при анализе образов и текста. Использованы иллюстрации, знакомых детям художников Т. Мавриной, В. Конашевича, помогающие раскрыть образы главных героев. На уроке звучала фонограмма сказки – детям необходимо слышать эталон, учиться выразительному чтению для слушателей.

3. Связь теории с практикой.

Систематически из урока в урок ведется работа над литературоведческой терминологией. Рассуждения детей включают в себя новые понятия. Ведется литературоведческий словарь, где записаны различные термины. Понятый детьми подтекст разворачивается в анализе образов в произведении, с помощью учителя расставляются нужные акценты, выводы строят сами дети на основе личного жизненного опыта. На материале данного произведения детьми сделан вывод: «В пpoизведениях литepатуры отpaжается жизнь. B скaзках мы нaблюдaeм бopьбу дoбpa сo злoм. B жизни вce пpoиcходит гopaздо слoжнee. B душе кaждoгo чeлoвeкa нaблюдaeтся пpoтивocтояние дoбpa и злa. Вeдь мы coвepшаем и дoбpые пocтупки, и злыe. Любим, жeлaем дoбpа, здopoвья. И тут жe зaвидуeм, oбижаемcя и дaжe, бывaeт, нeнaвидим».

4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом. На уроке рассматривались ранние изученные герои сказок, образы.

5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

На уроке дети работали слаженно, в высоком темпе, показав хороший уровень знаний, умение работать с книгой, с текстом, анализировать образы в произведении, создавать собственные высказывания, а также навык выразительного чтения, поискового чтения.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

На наш взгляд, методы и приемы, использованные на уроке оптимально способствовали раскрытию способностей и возможностей учащихся. Сама технология, в которой был проведен урок предусматривает высокую активность учащихся. Разбиение класса на группы стимулирует коллективные способы общения и обучения, непредвзятость во время опросов, равное время для подготовки и ответа всех участников урока.

Преимущество было за активными методами обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. На уроке это были: анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму.

Из традиционных методов использовался рассказ - это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Звучал видео фрагмент в начале урока с целью подведения учащихся к формулировке темы урока.

На уроке присутствовала  индивидуальная беседа (вопросы адресованы одному ученику), групповая (вопросы адресованы группе) и фронтальная (адресованные всему классу).

Работая в группах, учащиеся использовали учебную дискуссию - обмен взглядами по определенной проблеме. 

Одним из важнейших методов обучения на уроке был - работа с учебником и книгой - возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Этот метод реализовывал две задачи: учащиеся усваивали учебный материал и накапливали опыт работы с текстами, овладевали различными приемами работы с печатными источниками.

Метод иллюстраций предполагал показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, портретов, открыток. 

Учащиеся отрабатывали качество выразительного чтения на уроке с использованием метода - упражнение. Группы отвечали поочередно, таким образом, осуществлялось упражнение в построении монологических высказываний.

  1. Оборудование урока и его использование.

На уроке было использовано различное оборудование: от карандашей, листов бумаги и словарей до компьютера с использованием аудиозаписи и презентации, что также основано на возрастных особенностях детей и методах обучения.

  1. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.

На этапе актуализации (п.3 урока) использовался опрос по цепочке.  Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.

На этапе построения проекта выхода из затруднения (п.4) был использован опрос с отсроченной реакцией, когда после вопроса выдерживается пауза. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает. Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энepгичных учащихся, которые при обычном опpoсе занимают пaccивную позицию.

Подводя итог урока (п.7) учащиеся пользовались ПОПС-формулой:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — следствие.

Это прием твopческого опроса, который учит лаконичности и развивает навыки логического мышлeния.

Свои ответы учащиеся стpoили по фopмуле, используя следующие пpeдложения:

П — "Я считаю, что…"

О — "Потому что…"

П — " Я могу доказать это на примере..."

С — "Поэтому я делаю вывод, что…"

4. Функциональный анализ урока.

Насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся. Соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию результата урока.

На наш взгляд выбранная учителем структура урока наиболее оптимально соответствовала поставленной цели урока, а также возможностям класса. Наиболее удачными моментами на уроке были групповые формы работы класса, поскольку классный коллектив подготовлен к таким формам работы. Со стороны учителя следует отметить эффективность переходов с одного этапа урока к другому. Все микро выводы осуществлялись самими детьми, учитель очень тонко подводил итог детским высказываниям и осуществлял переход на основе сказанного к новой учебной задаче. На этапе рефлексии (п.8 урока)  было 3 вида работы: высказывания детей, оценочная шкала, пожелания. Вполне логично было после вывода «B душе кaждoгo чeлoвeкa, нaблюдaeтся пpoтивocтояние дoбpa и злa. Вeдь мы coвepшаем и дoбpые пocтупки, и злыe. Любим, жeлaем дoбpа, здopoвья. И тут жe зaвидуeм, oбижаемcя и дaжe, бывaeт, нeнaвидим.» с детьми еще раз упражняться «каким надо быть», т.е. приучать детей чаще использовать слова благодарности, учить высказывать свои пожелания как в устной, так и в письменной форме. А такой замечательный пример, как сказка А.С.Пушкина – отличный мотиватор для обучения данному умению.

Стиль отношений учителя и учащихся был деловой, доброжелательный, демократичный, конечно же, способствовал успешному формированию результата урока.

5. Оценка конечного результата урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися. Определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом. Причины этого разрыва. Оценка достижений воспитательных и развивающих задач урока. Выводы и самооценка урока.

Перед уроком стояли следующие задачи:

Цель урока.

1. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

Задачи.

1.Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.

2.Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.

3.Формировать умения сравнивать, обобщать.

4.Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

В процессе урока они были полностью реализованы. На каждом этапе выводы формулировали сами дети. В итоге урока дети выполнили практическую работу, направленную на решение воспитательной задачи. Речь и навыки чтения формировались на всех этапах урока. Уровень формирования знаний, умений и навыков учащихся довольно высок, что говорит о систематичности в работе учителя.

Таким образом, урок заслуживает высокой оценки. В дальнейшем учителю следует продолжить работать в данных направлениях, поскольку использованные методы и приемы эффективны и целесообразны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Конспект урока английского языка во 2 классе по УМК "Английский с удовольствием" М. З. Биболетовой с аспектным анализом урока

Раздел 2, урок 27 "Спортивные игры" по УМК "Английский с удовольствием" М. З.Биболетовой....

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Конспект урока с презентацией "Изготовление мешочка для семян с аппликацией" анализ урока, приложение

Тема урока: «Изготовление мешочка для семян с аппликацией».Количество учащихся в группе: 6 человек, возраст 10-13 летДлительность урока: 2 занятия по 35 минутТип урока: комбинированный с элементами ин...

Анализ урока и оценка эффективности урока

карта может использоваться при анализе урока и оценки его эффективности....

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...