Уроки литературы 11 класс Куприн
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Шошина Ирина Александровна

Данные материалы помогут учителю выстроить уроки литературы в 11 классе по творчесту Александра Ивановича Куприна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

1.Тема урока: А. И. КУПРИН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕТВО. ПОВЕСТЬ «ОЛЕСЯ».

2. УМК: Литература. 11 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Журавлева В. П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 415 с.

3. 11 Класс.

4. Открытие новых знаний.

5. Урок-беседа.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя; углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;

Содержательная цель: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: с русским языком, с историей.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, мультимедийная доска, проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперед!

(Приветствуют учителя)

Да!

Личностные,

коммуникативные

2. Подготовка учащихся к работе  на основном

этапе урока

(3-5мин)

-  Посмотрите, пожалуйста, на портрет известного писателя. Вы узнали его?

- Верно. Это значит, что сегодня мы будем изучать его жизнь и творчество, а также проанализируем одно из замечательных произведений Александра Ивановича.

- Да, это Александр Иванович Куприн.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

3. Усвоение новых знаний и способов действия

(5-7мин)

- Ребята, внимательно послушайте мой рассказ о жизни и творчестве писателя и сформулируйте 2-3 вопроса, которые вы сможете задать любому ученику из класса.

Родился Александр Иванович в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Мать, урождённая Кулунчакова, — дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец умер, когда Куприну не исполнилось и года. Семья оказалась в столь бедственном материальном положении, что мать Куприна была вынуждена поселиться с сыном в московском Вдовьем доме.  

В 1880 Куприн поступил во II Московскую военную гимназию, которая через 2 года была реорганизована в кадетский корпус. По окончании корпуса в 1888 Куприн поступил в III Александровское военное училище, готовившее пехотных офицеров  

Куприн одну из своих писательских заповедей сформулировал так: «Ты – репортер жизни… суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни…» Первые произведения Повесть «Впотьмах» (1893) «Лунной ночью» (1893) Первые книги сборник очерков «Киевские типы» (1896) сборник рассказов «Миниатюры» (1897).

Куприн перепробовал много профессий: он был репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технической конторе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело и т. д. Работая корреспондентом, он побывал на заводах Донбасса, где был поражен открывшейся ему «страшной и захватывающей картиной», правдой о цене машинной цивилизации. Об этом Куприн написал в своем первом крупном произведении – повести «Молох» (1896).

Мир в сознании Куприна все больше делился надвое. С одной стороны, нетронутая, свободная природная стихия, с др. – мир современной цивилизации, во многом уродливый, фальшивый, неправедный. Один мир жил вопреки другому. Куприн не колебался в выборе между ними: он всецело доверял природе, его влекло к «естественному» человеку, к непосредственным натурам.  «Лесная глушь» (1898), «На глухарей» (1899), «Олеся» (1898)

В 1901 г. Куприн приезжает в Петербург. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение – повесть «Поединок», имевшая большой успех. Далее выходят рассказы и повести: «Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус» (1907), «Суламифь» (1907) и «Гранатовый браслет» (1910).  

В 1907 году  женился вторым браком на сестре милосердия Елизавете Морицовне Гейнрих.

С 1919 года по 1937 год А.И.Куприн находился в эмиграции. Летом 1920 он приехал с семьей в Париж. Куприн мучительно переживал разрыв с Россией. «Боль и тоска по родине не проходят, не притерпеваются, а все гуще и глубже», — признавался он в одном из писем в 1924. В Париже вышел его автобиографический роман «Юнкера».

Постоянная материальная нужда, тоска по родине приводят его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Публикует очерк «Москва родная».

25 августа 1938 A. И. Куприн умер в Москве. К. Паустовский сказал о писателе так: «Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом».

- Теперь приступим к вопросам, которые вы сформулировали.

- А.И. Куприн всегда проявлял интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой  деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу: «Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя   накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».

- А сейчас давайте посмотрим отрывок из фильма режиссера Бориса Ивченко. Этот фильм снят по повести А. И. Куприна. Ваша задача узнать, что это за повесть.

(Слушают рассказ учителя)

(ученики задают вопросы одноклассникам)

(Ученики смотрят отрывок из фильма.

Узнают, что фильм снят по повести А. И. Куприна «Олеся»)

регулятивные, познавательные,

коммуникативные

5.Первичная проверка понимания изученного.

(7-10мин)

- Да. Этот фильм снят по замечательной повести Александра Ивановича «Олеся». Запишите, пожалуйста тему урока к себе в тетрадь. Летом вы должны были прочитать текст повести. Сейчас мы проверим, внимательно ли вы её прочли.

(Ученикам раздается тест на знание текста повести. См. Приложение)

(После выполнения теста ученики проверяют ответы по эталону)

(записывают тему урока в тетрадь)

Ключ к тесту:

1 Вариант

1 – В)

2 – А)

3 – Б)

4 – Г)

5 – Г)

2 Вариант

1 – А)

2 – Б)

3 – Г)

4 – А)

5 – В)

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

6. Закрепление новых знаний  и способов действия.

(10-12)

7. Применение знаний и способов действия

(5-7мин)

С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

Что же нарушает привычную деревенскую скуку городского «барина»?

Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?

Чем привлекателен портрет Олеси?

Как относятся сельчане к Олесе и её бабушке?

Какой образ Олеси стоит перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)

Как гадание помогает узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли предсказание Олеси?

Каким чудесным даром обладает Олеся?

Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? Чем вынужден пожертвовать Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого изменилось поведение Олеси? Что переживает в этот момент Иван Тимофеевич? (гл. IX)

Что несёт с собой болезнь героя?

Кто первым признаётся в любви и какое предчувствие сопутствует объяснению?

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви». Какие чувства испытывает Иван Тимофеевич? (гл. XI)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь и Ивану Тимофеевичу, и – главное –самой себе?

В чём драма этой любви?

Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?

В повести царит «двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и идеальный. Обо всех событиях, происходящих в повести, мы узнаём от Ивана Тимофеевича. Именно он и является своеобразной «границей», разделяющей реальный и идеальный миры. Реальный мир –это перебродские жители, Петербург, его «высший свет». Идеальный же –это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой, тот самый лес, в котором и зародилась любовь главных героев повести. Эти два мира действительно противопоставлены друг другу в произведении Куприна.

Каким представлен город (Петербург) в повести? Как отзываются о нем Иван Тимофеевич и Олеся?

«Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, – размышляет герой, –совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком... и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен» Всё это так привлекательно для начинающего писателя!

Иван Тимофеевич узнает о существовании ведьмы. «Ведьма живет в каких-нибудь десяти верстах от моего дома... настоящая, живая, полесская ведьма!» Эта мысль сразу взволновала и заинтересовала его. «Паныч» решает посетить дом загадочной ведьмы.

«Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках». «Все черты бабы-яги, как её изображает народный эпос, были налицо: худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережёвывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Мануйлиха не рада непрошеному гостю. Но внезапно слышится свежий, звонкий женский голос и на пороге появляется самая загадочная героиня повести – Олеся.

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».

Простые люди не притесняют Олесю. Но начальство постоянно унижает и обирает.

В душу Ивана Тимофеевича «вливалась... поэтическая грусть». Образ Олеси не покидал его. "Мне нравилось... беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками». В облике Олеси, в её движениях и словах герою видится что-то благородное, «какая-то врождѐнная изящная умеренность».

Гадание обещает ему любовь со стороны какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся. Самой же даме выходит долгая печаль и большое несчастье. Легко догадаться, что трефовая дама и есть Олеся. Предсказание сбылось в точности.

По лицу она может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые сильные болезни, даже свалить с ног взглядом. Но никогда Олеся не использовала свой дар во вред людям.

В процессе общения Иван Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче привязывались друг к другу. «О любви между нами не было сказано ещё ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у неё на виске». Иван Тимофеевич очарован не только красотой Олеси, но и её цельной, самобытной, свободной натурой, ясным, детски невинным умом.

Олесе и её бабушке грозит выселение, жадный урядник уже не довольствуется их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без колебаний отдаёт ему старинное охотничье ружьё. На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства.

Она несёт разлуку. Но «разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней».

Первой своё чувство изливает Олеся. От судьбы не уйти, ощущение тревоги, предчувствие близкой беды не покидает обоих.

Выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка «во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врождённый такт». «Спокойная, здоровая, чувственная» любовь порождает мысль о женитьбе. Но героя пугает то, что Олеся, став его женой, будет исторгнута из родной среды. Олеся же боится, что однажды надоест любимому. К тому же силён в её душе и суеверный страх перед церковью.

Олеся преодолела свой страх и пришла в церковь. Но её ожидали ненависть и страх крестьян, от которых ей чудом удалось ускользнуть. В отчаянии Олеся погрозила толпе и теперь вынуждена уехать, поскольку первое же происшествие в селе будет приписано её чарам. На память о себе Олеся оставляет нитку красных бус, которые будут вечно напоминать о нежной, великодушной любви.

 

Это красивое, нежное, чистое, возвышенное чувство. Но слишком много внешних препятствий для счастья.

Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. Пейзаж чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния Олеси.

Иван Тимофеевич: «Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят» (К.,98). Олеся: «Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» (К.,98).)

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

8.  Обобщение и систематизация знаний

(5мин)

А сейчас ответьте, пожалуйста, на один понравившийся вам вопрос письменно в своих тетрадях.

- Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?

- Верите ли Вы в любовь Ивана Тимофеевича к Олесе?

(Письменно отвечают на вопрос, несколько человек читают)

коммуникативные, регулятивные

9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

(3-5мин)

10. Коррекция знаний и способов действий

(3-5мин)

- Итак, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- Верно, на сегодняшнем уроке мы познакомились с биографией Александра Ивановича Куприна. Также мы познакомились с главными героями повести. И проанализировали поступки и характеры главных героев. Достигли ли мы цели?

- Цель нашего занятия – изучить жизнь и творчество А. И. Куприна и проанализировать повесть «Олеся».

- Да.

Коммуникативные,

регулятивные

11. Информация о д/з

(1-2мин)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: прочитать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

(Записывают домашнее задание в дневник)

Регулятивные

12. Подведение итогов занятия, рефлексия

(1-2мин)

- Ребята, на мой взгляд, мы все сегодня хорошо поработали. А как думаете вы? Всё ли получилось у вас на уроке? Всем ли вы остались довольны?  

(Проводят рефлексию – отвечают на вопросы учителя)

Личностные

Приложение

1 Вариант

  1. Как зовут бабушку Олеси?

А) Сидориха

Б) Тарасиха

В) Мануйлиха

Д) Акимиха

  1. Какой напиток особенно любит бабушка Олеси?

А) чай

Б) кофе

В) ряженка

Г) сбитень

  1. Как зовут слугу Ивана Тимофеевича?

А) Яков

Б) Ярмола

В) Аким

Г)Арихип

  1. За какими товарами Олеся ходит на базар один раз в год?

А) за конфетами

Б) за тканью и нитками

В) за посудой

Г) за чаем и мылом

     5. Какое животное носит кличку Рябчик в повести?

А) конь

Б) петух

В) кот

Г) собака

2 Вариант

  1. Кто из героев носит фамилию Попружук? 

А) Ярмола

Б) Иван Тимофеевич

В) Олеся

Г) Евпсихий Африканович

      2. Кто обучает Ярмолу грамоте?

А) Никита Назарыч

Б) Иван Тимофеевич

В) Евпсихий Африканович

Г) Олеся

     3. Какую вещь Олеся оставляет на память Ивану Тимофеевичу?

А) красный платок

Б) красные варежки

В) красный кошелек

Г) красные бусы

    4. Какое погодное явление происходит в ночь перед отъездом Олеси?

А) град

Б) ураган

В) метель

Г) ливень

    5. Как называется село, в котором происходит действие повести?

А) Разброд

Б) Заброд

В) Переброд

Г) Наброд

Ключ к тесту:

1 Вариант

1 – В)

2 – А)

3 – Б)

4 – Г)

5 – Г)

2 Вариант

1 – А)

2 – Б)

3 – Г)

4 – А)

5 – В)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

1.Тема урока: А. И. КУПРИН. ПОВЕСТЬ «ПОЕДИНОК».

2. УМК: Литература. 11 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Журавлева В. П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 415 с.

3. 11 Класс.

4. Открытие новых знаний.

5. Урок-беседа.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести;

Содержательная цель: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: с русским языком, с историей.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, мультимедийная доска, проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперед!

(Приветствуют учителя)

Да!

Личностные,

коммуникативные

2. Подготовка учащихся к работе  на основном

этапе урока

(3-5мин)

Революционная эпоха перед всеми писателями выдвинула острую необходимость понять исторические судьбы России, её народа, отечественной культуры. Эти глобальные вопросы привели к созданию крупных «многочисленных» полотен. Писателями осмысливалась в противоречивом времени поступь мира. Так написаны повести «Поединок», «Суходол» и «Деревня» Бунина; «Иуда Искариот» Л. Андреева; «Движения», «Медвежонок» Сергеева-Ценского.

На первый взгляд повесть (любая из них) проста своим содержанием. Но по авторским обобщениям многослойна, напоминает «ларец в ларце», хранящий драгоценность.

     Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 г., в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы. Жёсткими штрихами, как бы рассчитываясь с прошлым, Куприн рисует армию, которой он отдал годы юности.

     Эту повесть можно определить как психологическую и философскую. С «Отцов и детей» не было такого произведения. 

(слушают учителя)

Личностные, регулятивные, коммуникативные

3. Усвоение новых знаний и способов действия

(5-7мин)

-  Что вам было задано на дом?

 

- Прослушайте рассказ и подготовьте 3 вопроса по тексту сообщения, чтобы потом задать их одноклассникам.

- Подготовить сообщение об истории создания повести А. И. Куприна «Поединок».

(Один из учеников рассказывает историю создания повести)

(После сообщения ученики задают друг другу вопросы)

регулятивные, познавательные,

коммуникативные

5.Первичная проверка понимания изученного.

(7-10мин)

  1. Какова тема повести?

  1. Какие тематические линии можно выделить в повести? 

  1. Как Куприн рисует образы офицеров?

  1. Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чём проявляется это единство? 

  1. Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим:

А) Полковой командир Шульгович под своим громоподбным бурбонством  скрывает заботу об офицерах.

Б) Что вы можете сказать об образе Осадчего?

В) Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе. 

Г) В чём отличие капитана Стельковского, командира 5-й роты?

Д) Подполковник Рафальский (Брем) любит животных и всё свободное и несвободное время отдаёт собиранию редкостного домашнего зверинца.352.

Е) Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

8) Как изображены «полковые дамы»?

 

Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак». Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость!» - признаётся она Ромашову (гл. 14).

  1. Какую роль играют образы солдат?

Основная тема – кризис России, всех сфер русской жизни. Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Их несколько: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно. Реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» - ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причём, они уверены в своём сословном и моральном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажжённую папироску, надвинуть ему на уши цилиндр». Ни на чём не основанное высокомерие, извращённые представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство – следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьёз считают, что на военной службе вообще «думать не полагается» (подобные мысли посещали Н. Ростова).

Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя её». Страшна картина «безобразного повального кутежа» офицеров. 406, гл. 18.

Зловещ образ Осадчего. «Он жестокий человек», - говорит о нём Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость… комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за весёлую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять – всё равно кого и за что (гл. 8, 14) 

«Даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочёл ни одной книги, ни одной газеты, и презирал всё, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен «к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом» (гл.10, 337) 

Пожалуй, только образ капитана Стельковского – терпеливого, хладнокровного, настойчивого – не вызывает отвращения,  «солдаты же  любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (гл. 15. 376 - 377). «В роте у него не дрались и даже не ругались, хотя и не особенно нежничали, и всё же рота по великолепному внешнему виду и выучке не уступала любой гвардейской части». Это его рота на майском смотре вызывает слёзы своей  у корпусного командира.

Хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к чёрту, это я знаю, а так, чтобы наискось… нет» Мой отец это делал легко…» («Да, были люди в наше время…»). С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (гл.1)

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. «И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9). 

Изображены массой, пёстрой по национальному составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

6. Закрепление новых знаний  и способов действия.

(10-12)

7. Применение знаний и способов действия

(5-7мин)

     Поручик Ромашов, главный герой «Поединка», заражается настроениями и мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом.

     Портрет героя внешне выразителен: «260, гл. 1», порой бесхитростен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты и справедливости. Например, он неожиданно для самого себя защищает татарина Шарафутдинова, не понимающего по-русски, от оскорбляющего его полковника (гл.1, 262-263)

     Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить  унтер-офицер (гл.10, 340/1).

     Он одерживает верх даже над звероподобным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «18 гл., 414». Бек-Агамалов благодарен Ромашову за то, что тот не дал ему, озверевшему от пьянства, зарубить женщину

     Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.

     - Какой образ жизни ведёт?

 

     - Планы есть?

- О чём мечтает? 

- Куда любит ходить Ромашов?

Его сердце стремится к красоте. Ср.  у Толстого («Воскресение»), Некрасова («Тройка»), Блока («На железной дороге», 439). Прямая реминисценция (отголосок, влияние чьего-либо творчества в художественном произведении). Железная дорога прочитывается как тема дали, тема жизненного выхода

     Ромашов –  романтическая, тонкая натура. У него «264». Привлекательны в герое душевная мягкость, доброта, врождённое чувство справедливости. Всё это резко отличает его от остальных офицеров полка.  

      Тягостна, скучна  армейская обстановка в заштатном полку. Бессмысленна, порой идиотична военная практика. Разочарования его болезненны.

     -Почему герой Куприна молод? 

     - Какое чувство вызывает Ромашов у читателя?  

      Ромашов имеет тенденцию к эволюции. Движется в сторону познания жизни. Столкновение человека и офицера сначала происходит в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. С. 312 (7 гл.), 348, 349, 419.

     Ромашов постепенно освобождается  от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту у него сменяются совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»

     Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание к нему (гл. 16). Он, воспитанный в духе превосходства над солдатской массой, равнодушия к тяжёлой солдатской судьбе, начинает понимать, что Хлебников и его товарищи обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, произволом и насилием, что солдаты тоже люди, имеющие право на сочувствие. 402/1, 342.

           Неожиданно для самого себя он вдруг восстаёт против самого Бога, допускающего зло и несправедливость (ещё один поединок, может быть, самый главный). «402». Он замкнулся в себе, сосредоточился на своём внутреннем мире, твёрдо решил порвать с военной службой, чтобы начать новую жизнь: «403»; «404/1» - так определяет для себя достойное назначение жизни Ромашов.

     Скромная личность вырастает духовно, открывает извечные ценности бытия. Куприн видит в юности героя надежду на будущее преображение мира. Служба на него производит отталкивающее впечатление именно своей  противоестественностью и античеловечностью. Однако Ромашов не успевает осуществить своей мечты и гибнет в результате предательства.

   Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблён Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчёт, властолюбие, двоедушие, «какая-то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюблённым Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» - и Ромашов соглашается ради неё на поединок, которого можно было избежать.

(скучно, пьянство, одиночество, находится в связи с нелюбимой женщиной)

Обширные по самообразованию, изучению языков, литературы, искусства. Но остаются лишь планами.

О блестящей карьере, видит себя выдающимся полководцем. Мечты его поэтические, но растрачиваются впустую. 267-269. На вокзал встречать поезда, 265. гл.2. 

Над цветущей молодостью властвует омертвляющая душу казёнщина. Выбрав молодого героя, Куприн усилил муки «нелепости, непонятности». Глубокое сочувствие.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

8.  Обобщение и систематизация знаний

(5мин)

Само название передаёт личный и общественный конфликт, положенный в основу сюжета.

   Поединки, о которых мы уже говорили, неизбежно и закономерно приводят к развязке – к последнему поединку.

     Дуэль Ромашова с Николаевым не описывается в повести. О гибели Ромашова сообщают сухие, официальные, бездушные строчки рапорта штабс-капитана Дица (гл.23, 443).

Почему финал воспринимается трагично?

     

Несколько раз в повести упоминаются дуэли, нагнетается тягостная, душная обстановка. В 19 главе описывается, как пьяные офицеры тянут похоронный напев, (в глуповатых глазах Веткина этот мотив вызывает слёзы), но чистые звуки панихиды вдруг перебиваются «ужасным, циничным ругательством» Осадчего, 419. Оскорблённый Ромашов пытается образумить людей. После этого и разыгрывается скандал, приведший к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль, 420, 426.

Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом. Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.

     Е)  Но название имеет и метафорический, символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём. Что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

Финал воспринимается трагичным потому, что смерть Ромашова бессмысленна. Этот последний аккорд исполнен состраданием. Этот поединок, гибель героя предрешены: Ромашов слишком отличается от всех, чтобы выжить в этом обществе.

коммуникативные, регулятивные

9. Информация о д/з

(1-2мин)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: прочитать рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

(Записывают домашнее задание в дневник)

Регулятивные

10. Подведение итогов занятия, рефлексия

(1-2мин)

- Ребята, на мой взгляд, мы все сегодня хорошо поработали. А как думаете вы? Всё ли получилось у вас на уроке? Всем ли вы остались довольны?  

(Проводят рефлексию – отвечают на вопросы учителя)

Личностные



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

1.Тема урока: А. И. КУПРИН. ПОВЕСТЬ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ».

2. УМК: Литература. 11 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Журавлева В. П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 415 с.

3. 11 Класс.

4. Открытие новых знаний.

5. Урок-беседа.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: углубить представления учащихся о мастерстве А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героини; помочь увидеть роль детали в рассказе, традиции А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, развитие темы «маленького человека»;

Содержательная цель: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: с русским языком, с историей.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, мультимедийная доска, проектор, запись второй сонаты Бетховена.

10. Эпиграф урока: ...Любовь - это талант сродни музыкальному. А. И. Куприн.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперед!

(Приветствуют учителя)

Да!

Личностные,

коммуникативные

2. Подготовка учащихся к работе  на основном

этапе урока

(3-5мин)

В 1910 году А. И. Куприн написал «Гранатовый браслет», удивительный и проникновенный рассказ о любви. Эта тема всегда волновала художников и музыкантов, философов и писателей. Любви, прекрасному и возвышенному чувству, посвятили свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев. «Всякая любовь - величайшее счастье, даже если она не разделена», - писал И. А. Бунин. «Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей», - писал В. Шекспир. «Любовь - талант сродни музыкальному», - устами героя повести «Поединок» сказал А. И. Куприн. Может быть, потому, что музыка, по мнению Стендаля, - «единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко».

(слушают учителя)

Личностные, регулятивные, коммуникативные

3. Усвоение новых знаний и способов действия

(5-7мин)

- Как входит в рассказ музыка?

(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato").

- Какие чувства вызвала у вас музыка? 

- Какими качествами обладал Л. Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей?

- Что такое талант? Любовь?

- Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- Объясните значение фразы «талант любви».

- Кто из героев рассказа обладал таким талантом?

- Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе «Гранатовый браслет».

- О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

- Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой?

- Как автор выявляет душевное состояние Веры?

- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

- Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

- Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой?

Эпиграф к рассказу - музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви.

(Ответы учащихся)

Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей.

(Ответы учащихся)

Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви.

Г. Желтков.

В рассказе "Гранатовый браслет" воспевается чувство "маленького человека", телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события.

Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная. Внешняя недоступность заявлена её титулом - она жена предводителя дворянства.

Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.

Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. "Прежняя страстная любовь давно ушла", может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с "чувством прочной, верной, истинной дружбы". Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами».

1. Именины Веры и подарок Желткова – завязка. 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка.

Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев.

регулятивные, познавательные,

коммуникативные

5.Первичная проверка понимания изученного.

(7-10мин)

Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления.

1 группа:

1. Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из героев он относится с симпатией и почему?

2. Какие подарки получает Вера?

3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чём его ценность и символичность? Как к этому относится Вера?

2 группа:

1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере. Охарактеризуйте его автора.

2. Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как соотносятся образы Желткова и Аносова?

3. В чём смысл историй, рассказанных генералом? В чём причина несчастий во всех трёх историях?

3 группа:

1. Прочтите 10 главу. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

3. Сопоставьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича(речь, жесты). Какой приём использует автор для их изображения.

4 группа:

1. Прочтите эпизод со слов: "В комнате пахло ладаном:". Что испытывает Вера, всматриваясь в лицо Желткова? Как соотносятся образы Желткова, Пушкина, Наполеона?

2. Прочтите последнее письмо Желткова. Почему он уходит из жизни? Почему она чувствует себя виноватой?

3. Почему он "заставляет" Веру послушать вторую сонату Бетховена?

 

1 группа: Учащиеся находят характеристики гостей: "толстого, безобразно огромного" профессора Свешникова; с "гнилыми зубами на лице черепа" мужа Анны, который "ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении"; штабного полковника Пономарёва, "преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой"; все они изображены с долей иронии и сарказма. Их занятия - пустое времяпрепровождение высокомерных людей из высшего общества. С симпатией изображён генерал Аносов. Он производит впечатление человека простого, но благородного и мудрого. Вера, ожидающая чего-то "счастливо-чудесного", получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: "прекрасные серьги из грушевидных жемчужин" от мужа, "маленькую записную книжку в удивительном переплёте" от сестры. Подарок Желткова -"золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами" браслет выглядит безвкусной безделушкой. Он дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадёжной, бескорыстной, благоговейной любви. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, "Точно кровь!" - думает Вера. Это тревожное предзнаменование.

2 группа: Автор письма - человек, любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадёжно. Любовь и подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают негодование Николая Николаевича, находящего "эту переписку дерзкой и пошлой", волнующегося о "добром имени" Василия Львовича, насмешки мужа Веры. Лишь мудрый генерал Аносов делает пророческое предположение: ":Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани. Отвечая на расспросы "девочек" о любви, генерал рассказывает две притчи - о том, что есть "не любовь, а какая-то кислятина" (подделка, заблуждение), а одна - история из собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

3 группа: "Заплёванная лестница пахла мышами, кошками", "на лестничной площадке темно", низкая комната; окна, похожие на иллюминаторы, "еле-еле освещали комнату" - всё это в сравнении с интерьером Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор показывает читателю мир "маленького человека". Куприн не описывает внешность гостей, но портрет Желткова вызывает симпатию: "с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Его облик напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке - следование традициям Л. Н. Толстого (в его положительных героях есть что-то детское). Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту :пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя:умоляющими глазами". Таким образом, Куприн развивает тему "маленького человека", традиционную для русской литературы. Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место". Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: ":Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования:Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:". Изображая героев, автор использует приём антитезы.

4 группа: Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть ( стихотворение И. Мятлева "Розы", И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы"), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - "громадное счастье". Прощаясь с ней, он пишет: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым. Вера, не сумевшая принять дар любви, чувствует себя виноватой. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, Верой, всем миром. Шеину он обещает, что больше не потревожит его, Вере - она отказывается его слушать - он говорит о том же. Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

6. Закрепление новых знаний  и способов действия.

(10-12)

7. Применение знаний и способов действия

(5-7мин)

Прослушивание музыкального фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato".

- О чем рассказала Вере музыка?

- В чём проявился талант любви Желткова?

- Почему талантом любви Куприн наделил "маленького человека"?

На фоне музыки звучат слова в исполнении подготовленного ученика, которые слагались в уме Веры: "Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое".

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Я думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя твое".

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грусть, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя твое".

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я презираю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя твое".

Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна: И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою - слава тебе.

Вот она идёт всё усмиряющая смерть, а я говорю - слава тебе!

Ты ведь единственная и последняя любовь: Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки".

Что есть жизнь и что есть любовь. Музыка проясняет Веру самой себе. Это главный дар Желткова, который объяснил Вере её совершенство. Так быстро всё объяснить человеку могут музыка, любовь, смерть. Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь. Ответное чувство состоялось, навеки пробудив в ней жажду мыслить и чувствовать по-настоящему.

В силе любви, способной вызвать преображение души, совершенствовании личности и духовного мира любящего человека.

Автор показывает благородство души простого человека, его способность к возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся благополучие, спокойствие, положение в обществе. "Маленький человек" возвышается, становится велик своей любовью.

личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные

8.  Обобщение и систематизация знаний

(5мин)

- Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?

Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.

Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни.

коммуникативные, регулятивные

9. Информация о д/з

(1-2мин)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: подготовить рассказ об истории создания повети «Поединок» А. И. Куприна.

(Записывают домашнее задание в дневник)

Регулятивные

10. Подведение итогов занятия, рефлексия

(1-2мин)

- Ребята, на мой взгляд, мы все сегодня хорошо поработали. А как думаете вы? Всё ли получилось у вас на уроке? Всем ли вы остались довольны?  

(Проводят рефлексию – отвечают на вопросы учителя)

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”

Урок в 11 классе по повести А.И.Киприна "Олеся" Учащиеся познакомятся со своеобразием романтического мироощущения в повести,  проведут параллель между повестью "Олеся" и "гранатовый браслет"...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Конспект урока литературы в 11 классе "Мотивная структура повести А.И.Куприна "Олеся"

Урок - исследование мотивной структуры повести А.И.Куприна "Олеся" через организацию интерактивной деятельности учащихся. Урок решения "ключевых" задач. Тип урока: Урок комплексного применения знаний....

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Приём кластера на уроке литературы в 9 классе по повести Куприна "Гранатовый браслет"

Приём кластера является одним из приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Гавное - найти ключевое слово . Задание направлено на  выявление личных смыслов  у...

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...