Презентация "Анализ поэмы "М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Презентация "Анализ поэмы "М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича...". 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_pro_tsarya.pptx236.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ поэмы Михаила Лермонтов а « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »

Слайд 3

Проблематика поэмы В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия . Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: - нужны ли его времени люди чести, - нужна ли сильная личность власти?

Слайд 4

Тема В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.

Слайд 5

Идея Идея произведения “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”.

Слайд 6

Идея поэмы Пока есть на Руси героические характеры , которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе , несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным , но и рождает новых героев , пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.

Слайд 7

Конфликт в поэме между удалым, и «лукавым рабом», благородным, кромешником независимым царя Калашниковым и Кирибеевичем всё это прочитывается в контексте «лютого времени»

Слайд 8

Эпоха в поэме Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572) Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории – время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей.

Слайд 9

Историческая справка «Опричнина» («Государева опричнина») - удел Ивана Грозного в 1565-72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступали в государственную казну. Опричниками назывались люди, составлявшие гвардию Ивана IV и непосредственно осуществлявшие его политику.

Слайд 10

Композиция поэмы В «Песне...» - 3 части: 1-я часть — эпическая, 2-я часть — притязания Кирибеевича и оскорбление Алены Дмитриевны, 3-я часть — протест и смерть Калашникова. Композиция Завязка События вокруг Алены Дмитриевны Кульминация Кулачный бой купца с опричником Развязка Гибель Калашникова на плахе и народная память о нем

Слайд 11

План 1. Описание царского пира, на который приглашены все приближенные грозного царя Ивана Васильевича. 2. Царский опричник Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви. 3. Тяжелый день для купца Калашникова и его семьи. 4. Рассказ Алены Дмитриевны о том, как оскорбил ее царский опричник. 5. Калашников готовится вызвать Кирибеевича на кулачный поединок. Его беседа с братьями. 6. Бой Калашникова и Кирибеевича . 7. Калашников не открыл своей тайны и казнен царем за убийство любимого опричника.

Слайд 12

Ведущие образы поэмы Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна , царский опричник Кирибеевич , царь Иван Васильевич

Слайд 13

Каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермонтова в «Песне...» герои не делятся на положительных и отрицательных.

Слайд 14

Царь Иван Грозный Иван Грозный изображен в ореоле величия: Не сияет на небе солнце красное… То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич.

Слайд 15

Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить.

Слайд 16

В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Единственный исторический образ поэмы - образ Ивана Грозного. Это человек сильных страстей.

Слайд 17

Иван Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости жесток. Иван Грозный — неисчерпаем.

Слайд 18

М. Лермонтов вводит нас в самую «механику» чувств Грозного. Он не только изображает «диалектику » его души , но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным: Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бокам его все опричники…

Слайд 19

Иван Грозный показан , как и в народных песнях, противоречивой фигурой: он вспыльчив и жесток, но в то же время отходчив, милостив. Хотя он и посылает Калашникова на плаху, но его семью обещает осыпать милостями.

Слайд 20

Иван Грозный отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женщины. Это и продиктовало его знаменитые слова: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся.

Слайд 21

Таков Грозный Лермонтова . Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей.

Слайд 22

Автор ввёл читателя в самую суть политической борьбы времен Грозного , которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет самодовлеющую психологическую окраску , становясь чертой характера, исторически значимой и введенной в определенные исторические границы. Это дает художнику право , не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой .

Слайд 23

Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов, как автор «Песни...», выше всех своих современников — историков и писателей.

Слайд 24

Два совершенно разных героя - два непохожих взгляда на жизнь Стоимость человеческой жизни определяется тем, * что в ней считается самым важным, * что представляет наибольшую ценность.

Слайд 25

Калашников и Кирибеевич честный и достойный человек совсем удачливый купец иных принципов уважаемый соседями думает только о себе, хозяин , без всяких угрызений работящий, совести готов поломать верный муж чужую жизнь и счастье, разрушить семью, навлечь позор на голову своей любимой.

Слайд 26

Необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И опричник Кирибеевич , и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту.

Слайд 27

Кирибеевичу , поступками которого руководит эгоистическое чувство , Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем , он одерживает над своим противником моральную победу : обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать: «На раскрытых устах слово замерло».

Слайд 28

Купец - Степан Калашников является олицетворением героического национального начала, и в то же время обнаруживает способность к бунту, является выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве.

Слайд 29

Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы . Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести , а воля Калашникова с ними совпала : «Я убил его вольной волею...»

Слайд 30

Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему. Это нравственная проблема — наказать обидчика , понимая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе.

Слайд 31

Главное для Калашникова - сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича : Я скажу тебе, православный царь! Я убил его вольной волею…

Слайд 32

Как могучий былинный богатырь созывает свою дружину, так зовет своих братьев Калашников: Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду насмерть биться, до последних сил, А побьет он меня – выходите вы За святую правду-матушку.

Слайд 33

Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены и защитников не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший — совсем кроха. Степан любил жену и ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело - честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего.

Слайд 34

Правдивость и муж ество роднят героя Лермонтова с героями народных песен. Он смело смотрит в глаза смерти и не хочет ценою лжи спасти себе жизнь. Мимо его могилы идут люди. Все о нём помнят, и каждый по своему чтит смелого борца за правду. Калашникова похоронят «промеж трех дорог». Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец – приосанится, Пройдёт девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку.

Слайд 35

Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова как демократического героя .

Слайд 36

Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

Слайд 37

Подвиг Калашникова остается в песне. Безымянная могила его — в чистом поле промеж трех дорог. В этом и заключается глубокий смысл «Песни…»: гусляры — певцы народные — передают из уст в уста песню о горькой судьбе Калашникова.

Слайд 38

Приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины. В поэме показан протест простого человека против деспотизма, его мужество и отвага в борьбе за свою честь.

Слайд 39

Опричник – Кирибеевич В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение черты доброго молодца «удалых» или «разбойничьих» песен. «Какая сильная, могучая натура!» - писал о нём Белинский, раскрывая психологию «удалого бойца».

Слайд 40

Героическое начало в поэме связано с образом Калашникова. Лермонтову удалось создать характер, близкий герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы черты Калашникова как истинно народного героя.

Слайд 41

Молодой Кирибеевич предстает в первой сцене очень противоречивым : охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым. По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».

Слайд 42

Опричник Кирибеевич изображен Лермонтовым как « добрый молодец ». Его любовь к Алёне Дмитриевне не каприз , а серьезное чувство . Зная, что она его не любит, он просит царя отпустить его в приволжские степи, где он сложит свою «буйную головушку», которая от черной думы к земле клонится. Его « очи слёзные коршун выклюет », его « кости серые дождик вымоет ». Гибнет же Кирибеевич не в битвах с врагами, а на поединке с Калашниковым .

Слайд 43

Но опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Кирибеевич — опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.

Слайд 44

Кирибеевич отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным в конце «Песни».

Слайд 45

Двойственность о браза Кирибеевича Он — царский любимец, он и «злой охульник », самоуверенный, осрамивший Алену Дмитриевну, прославленный преступивший священные закон кулачный боец, Домостроя, опозоривший семью Калашниковых, уверенный в своей полной безнаказанности

Слайд 46

Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий .

Слайд 47

Высота нравственной идеи поэмы выражена в сцене боя. Кирибеевич гибнет потому, что сознает свою неправоту. Моральная сила на стороне Калашникова, и сознание правоты приводит его к победе над Кирибеевичем .

Слайд 48

Этот поединок Лермонтов дал, как бой двух русских богатырей, равных по своей силе: « богатырский бой начинается ». Победителем в нём оказался тот, на чьей стороне справедливость. Лермонтов показал, какое значение имеет для победы моральное превосходство противника. Ещё никто не побеждал в бою Кирибеевича : его победил только тот, кто боролся за правду.

Слайд 49

Поединок Калашникова с Кирибеевичем : поединок правды с неправдою, чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием. И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, « после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому » - он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду.

Слайд 50

Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок , судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. Борец за правое дело становится мучеником за правду.

Слайд 51

Столкновение происходит между опричником и купцом, но в конце поэмы появляется образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы расценивать как семейно - бытовую драму. Присутствие царя, покровителя опричника, заставляет воспринимать конфликт по-другому: Степан Калашников не просто мстит высокопоставленному обидчику, он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.

Слайд 52

Алёна Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины . Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко» , «государь» , речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти.

Слайд 53

Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне...» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи , о судьбе и правах человеческой личности , в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина.

Слайд 54

В. Г. Белинский о поэме: « Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее , подслушал биение ее пульса , проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь , простодушную суровость его нравов , богатырскую силу и широкий размет его чувства... — вынес из нее вымышленную быль , которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории ».

Слайд 55

Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и просветительского произвола.

Слайд 56

В. Г. Белинский справедливо отмечал: « …поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею... »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - игра в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича.."

Урок - игра представляет собой версию телеигры "Кто хочет стать миллионером", в занимательной форме закрепляющий материал по поэме, урок учит толерантности друг к другу....

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....